Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ (34-37)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.53.170
Дата публикации статьи в журнале: 2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 53, Том: 3, Страницы в выпуске: 34-37
Автор: Толоконников Сергей Владимирович
Российский новый университет, Елец
Анотация: В статье раскрываются особенности формирования информационно-технологической компетенции в психолого-педагогической литературе. Отражено влияние информационных технологий на формирование информационно-технологической компетенции.
Ключевые слова: компетенция; компетентность; информатизация; информационные технологии; информационно-технологическая компетенция;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис.... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева.- Брянск, 2002. - 19 с. 2. Пьяных Е.Г. Развитие информационнокоммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Пьяных. - Томск, 2007. - 23 с. 3. Роберт И.В. Теория и практика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспект) / И.В. Роберт.- М.: Изд-во ИИОРАО, 2008.- 274 с. 4. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. - С.32. 5. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Academia, 2002. - 189, 1. с.: ил., табл. 6. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. / Н. Хомский. – М.: МГУ, 1972. – 296 с. 7. Шишова, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С.Е. Шишова, И.Г. Агапова // Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 4. – С. 18-19. 8. Whiddett, Steve and Hollyforde, Sarah (2003), A practical guide to competencies: how to enhance individual and organisational performance, Chartered Institute of Personnel and Development, second edition.
34 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
аутентичность, со временем утрачивает свою
содержательную «свежесть» и перестает
соответствовать современным реалиям
профессиональ ной сферы деятельн ости.
Отмечается также недостаточное количест во
тренировочных упражнений для формирования и
развития навыков устной речи. К счастью, на
помощь приходят информационные технологии,
которые позволяют организовывать как
аудиторную, так и само стоятельную работу
студентов на специальных сайтах или с
исполь зованием специал ьных учебных программ.
Активные и интерактивные методы обучения
профессиональному иностранному языку играют
особую роль на этапе активизации речевых
навыков и формирования рече вых умений,
поскол ьку они способны частично, а иногда и в
полно й мере моделиров ать ситуации
профессионального общения, в которые в учебных
целях погружаются будущие специалисты.
Наиболее эффективными среди активных методов
можно назвать: метод мозаичного и пристального
чтен ия; упражнения -трансформеры; кейсы;
симуляции ; игровые упражн ения (визуальные:
matching -games , jigsaw reading , crossword puzzles ,
writing activities ; аудиальные: парные и групповые;
кинестетические: работа с карточками,
перемещение по ауд итории, групповая работа,
игры у доски; аналитические: детализа ция,
систематиза ция, принятие решения;
кооперативные: совместное обсуждение, обмен
мнениями).
Интерактивной составляющей учебно -
методической работы являются информационно -
логические технологии (использование про грамм
Power Point , Hot Potatoes , Magister и д ругих
компьютерн ых программ для создания учебных
материалов; работа с аудиоматериалом, CD и
видео -фильмом, обучение и тестирование в
компьютерной среде.
Умение правильно подбирать учебный
матер иал, комбинировать виды практической
работы, совершенствовать ф ормы и методы
об учения профессиональному иностранному языку
– залог успеха и результативности в решении
образовательных задач.

Литература:
1. "Иностранный язык" для неязыковых вузов
и факультетов . Примерная програ мма . М., 2009. ...
Авторы концепции: Тер -Мина сова С.Г., Соловова
Е.Н. – режим доступа к изд.:
http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_
pr1.pdf

ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ НФОРМАЦИ ОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В
ИССЛЕДОВ АНИЯ Х ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГ ОГОВ

Толоконников Сергей Владимирович
Елецкий филиал АНО ВО «Российский новый университет»,
г. Елец, старший преподаватель отделения СПО
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.53.170
THE QUESTION OF ORGA NIZATION OF INFORMATION AND TECH NOLOGICAL
COMPETENCE IN THE RE SEARCH OF PSY CHOLOGISTS AND TEACH ERS

Tol okonnikov Sergey Vladimirovich
Yelets branch of the ANO VO "Russian new University",
Yelets, senior lecturer of the Department of SP O

Аннотация
В статье раскрывают ся особенности формирования информационно -технологической компе тенции в
психолого -педагогич еской литературе. Отражено влияние информационных технологий на формирование
информационно -технологической компетенции.
Abstract
The article reveals the features of the formation of information and technological competence in the
psychological and pedagogi cal literatur e. The influence of information technologies on the formation of
information techno logy competence is reflected.
Ключевые слова : компетенц ия; компетентность; информатизация; информационные технологии;
информационно -технол огическая компетенция .
Keywords : competence; competence; Informatization; information technology; information technology
competence.

Вопрос организации информационно -
технологической ко мпетенции находится в центре
внимания различн ых психологов и педагогов .
Особый интерес для нас представляют
исследования А.П. Ершова, В.М. Глушкова,
С.С. Лаврова. Чтобы более глуб око изучить
проблему необходимо охарактериз овать основные
понятия: информационная технология,
компетенция, информационно -технологическая
компетенция.
В научной и научно -методической литературе,
посвященной проблемам информатизации
высшего профессиональ ного образования (работы
Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой,
С.Р. Домановой, А.Н. Тихонова, Г .А. Козловой,
И.В. Марусевой, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова,

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 35
Е.Ю. Семеновой и др.), часто встреч аются такие
однопорядковые синони мические выражения как
«новые информационные технологии» ,
«технологии компьютерн ого обучения»,
«компьютерные педагогические технологии» и др.
Это свидетельствует о том, что терминология в
этой области исследов аний и соответствующие ей
понятия еще не устояли сь.
Внедрение в вузы новых аппаратных и
программных средств, наращивающих
возможности компьютера, переход в разряд
анахронизма понимания его как вычислителя,
постепенно привели к вытеснению термина
«ко мпьютерные технологии» понятием
«информационные технологии». Под последними
понимаются процессы накопления, обр аботки,
представления и использования инфо рмации с
помощью электронных средств.
Более широкую трактовку этого термина
приводит И.В. Роберт. Он определяет
информационные технологии как практическую
часть научной области и нформатики,
представляющую собой совокупность средств,
способов, методов автоматизированного сбора,
обработки, хранения, передачи, использования,
пр одуцирования информации для получения
определенных, заведомо ожидаемых, результатов
[3] .
Н.Ф. Талызина рассматривают
информационную технологию обучени я как
некоторую совокупность обучающих программ
различных типов: о т простейших программ,
обеспечивающих контроль знаний, до обучающих
систем, базирующихся на искусственном
интеллекте [5].
Цель инфор мационной технологии -
производство информации для ее анализа
человеком и принятия на его основе решения по
выполнению какого -либо действия.
В настоящее время создание и развитие
информационного общества предполагает
широкое применение информацион ных
технологий в образо вании, с целью развития
личности и формирования информационно -
технологич еской компетенции. Во -первых,
внедрение информационных техно логий в
образование существенным образом ускоряет
передачу накопленного технологического и
социального опыта человечества следующему
поколению как важный фактор формирования
информационно -технол огической компетенции.
Во -вторых, современные технологии, повышая
качество образования , позволяют студенту
успешнее и быстрее адаптироваться к
окружающей среде и происходящим социальным
изменениям. В -третьих, акти вное и эффективное
внедрение этих технологи й в образование является
важным фактором создания системы обр азования,
отвечающей требованиям информационного
общества и процессу реформирования системы
образования.
В Большом Энциклопедическом словаре
определение «к омпетенции» дается следующим
образом: «з нания, опыт в той или иной области».
Термин «компетенция» широко используется
в последнее врем я в исследованиях, посвященных
обучению в вузах. В то же время анализ психол ого -
педагогической и учебно -методической
литературы по этой проблеме показывает всю
сложность, многомерность и неоднозначн ость
трактовки самого понятия «компетенция».
Есть неско лько вари антов толкования понятия
компетенция: компетенция определяется как:
способность делать что -либо хорошо или
эффективно; соответс твие требованиям,
предъявляемым при устройстве на работу;
способно сть выполнять особые трудовые функции.
Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров,
М.В. Рыжаков подчеркивают практическую
направленнос ть компетенций: «Компетенция
является, таким образом, сферой отношений,
существующих между знанием и действием в
человеческой практике». Эта позиция трактовки
понятия «компет енция» характерна и для
большинства зарубежных исследователей данной
проб лемы.
Н. Хомским понятие «компетенция»
применительно к теории языка,
трансформационной грамматике.
Н. Хомским было отм ечено: «… мы проводим
фундаментальное различие между компетенцией
(знанием своего языка говорящим - слушающим) и
употреблением (реальным использованием языка в
конкретных ситуациях)» [6].
Так, напри мер, в «Кратком словаре
иностранных слов» приводит ся следующее
определение: компетенция (от латинского
competentia - принадлежность по праву): круг
полномочий какого -либо ор гана или
должностно го лица; круг вопросов, в которых
данное лицо обладает полномочиями, о пытом;
Слово «компетенция» буквально означает
согласованность частей, соразмерность,
симметрию. Согласно этимолог ии, основные
формообра зующие признаки компетенции -
соответствие, совпадени е.
Термин «компетентность» я вляется
производным от слова «компетентный». Словарь
русского языка С.И. Ожегова определяет понятие
«компетентный» как знающий, осведомлённый,
авторитетный в какой -нибу дь области;
Следует отметит ь, что в педагогической
литературе термин «компетентность» встречается
в контексте исследований профессиональной
комп етенции в области педагогической
деятельнос ти (Т.Г. Браже, С.Г. Вершл овский,
Н.П. Гришина, Н.В. Карнаух, М.В. Крупина,
В.Ю. Кричевский, Л.М. Митина, Н.П. Попова и
др.).
С.Е. Шишов определяет «компетенцию» как
общую способность, основанную на знаниях,
опыте, ценн остях, склонностях, кото рые
приобретены благодаря обучению. По его мнению,
компетенция не сводится ни к знаниям, н и к

36 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
навыкам, ни к умениям, она рассматрив ается как
возможность установления связей межд у
знаниями и ситуацией [7].
Н. Хомский рассмотрел понятие
«компетенция» применительно к теории языка,
трансформационной граммати ке. Ученый
разграничивает компетенцию как знание языка
аге нтом коммуникации и употребление как
реальные акты коммуникации [6, с. 9].
Фактически, по мысли Н. Хомского,
компе тенция есть личностная структура, которая
включает в себя помимо языковой матрицы
мотивацию человека, его жизненный опыт
сознательного и бессознательного плана, то есть
компетенция рассматривается языковедом как
актуальная потенциальность. С. Уидде т и
С. Холлифорд определяют компетенцию
посредством отождествления с устойчи выми
моделями поведения, приводящими к
эффективности, результативности в
профессиональной деятельности [8].
Несколько иную направ ленность имеет
трактовка понятий «компетенция» и
«компетентность», данная в работ е И.Г. Агаповой
и С.Е. Шишовой [7]. Согласно данной трактовке
комп етенция представляет собой готовность к
определен ной деятельности, приче м готовность
как психолого - педагогический феномен
базируется, с одной стороны, на знаниях,
полученных в ходе систематического образования,
с другой, – на опыте, приобретаемом студентом в
ходе самостоятел ьной деятельности.
1) В ряду наиболее перспективных,
является подход А.Л. Семенова, который выделяет
информационную компетенцию как один из
основных приор итетов в целях общего
образования. Информационная компетентность
рассматрива етс я как новая грамотность, в которую
входят, прежде всего, умения активной,
самостоятельной обработки различных сведений
человеко м, принятия принципиально новых
решений в неп редвиденных ситуациях с
использованием технологических средств, а также
навыки компьютерного ввода, оперирования с
экранными представлениями информационных
объектов и моделей. В эту же компетент ность
относ ят умения, относящиеся к устному
выступлению, использованию бумажной
энциклопедии и крупной библиотеки, и
написанию личного письма, и восприятию
телевизионной рекламы, и осмысленному
запоминанию факто в [4].
На сегодняшний день наиболее общей
трактовкой понятия «информационная
компетенция» является определение, данное
О.Б. Зайцевой, характеризующей
информационную компетенцию как «слож ное
индивидуально -психологич еское образование на
основе интеграции теоретических знаний,
практических умений в области инновационных
технологий и определ ённого набора личностных
качеств» [1].
Проанализирова в, вы ше приведенные
опр еделения «информационная компетенция»
можно прийти к выводу, что общим для этих
определений является следующее:
информационная компетенция связана со
знаниями и умениями рабо ты с информацией на
основе новых информационных технологий и
решением повседневных учебных задач
средствами новых информационных технологий.
В современно м обществе профессиональное
образование выбирает нап равление, связанное с
подготовкой высококвалифицированных,
конкурентоспособных на рынке труда
специалистов, компетентных, ответственных,
ориентированных в сво ей профессиональной
сфере деятельн ости, способных к эффективной
работе по специальности на уровне мировых
стандартов, готовых к профессиональному
совершенствованию.
Особую роль в развитии профессионального
образования играет информатизация как
глобальный цивилизационный тренд,
трансформирующий не только отдельные
элементы фундаментального образовательного
процесса, но и компетентностные запросы
совр еменного общества.
По мнению Е.Г. Пьяных, информационно -
технол огическая компетенция - это умение
работать с информацией (сбор, поиск, передача,
анализ); моделирование и проектирование
собственной профессиональной де ятельности;
моделир ование и проектирование работы
коллектива [2].
Поэто му под информационно -
технологической компетенцией студента -
экономиста следует понимать интегративное
личностное образование, которое характеризуется:
- совокупностью системных знаний, умени й и
навыков, формир уемых в специально
организованном процессе обучения информатике и
ИКТ;
- способностью ориентироваться
в образовательной пространстве на ба зе
современных средств ИКТ и готовностью
творчески их использовать в своей учебной и
внеучебной деятельности;
- осознанным стремлением к непрерывному
самосовершенствованию в сфере ИКТ.
Проведя теоретико -методоло гическ ий анализ
можно сделать вывод, что понятие
«информационно -технологической компетенции»
в настоящее время находится на стадии
комплексного научного изучения. При этом
информационно -технологическая компетенция
является сложным и многоуровне вым понятием,
определяет ся информационно -технологическими
знаниями, умениями, значимыми личностными
качествами, имеет деятельно выраженный и
ситуативный характер.
Несмотря на достаточно актуальную
проблему по формированию ин формационно -
технологической компетенции, до сих пор нет
единого мнения, что же это такое.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 37
Список литературы
1. Зайцева О.Б. Формирование
информацион ной комп етентности будущих
учителей средствами инновационных техн ологий:
Автореф. дис.... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. -
Брянск, 2002. - 19 с.
2. Пьяных Е.Г. Развитие информационно -
коммуникационной компетентности
управленческих кадров системы образ ования
в процессе повышения квалификации: автореф.
дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Пьяных. - Томск,
2007. - 23 с.
3. Роберт И.В. Теория и практика
информатизации образования (психолого -
педагогический и технологический аспект) / И.В.
Роберт. - М.: Изд -во ИИОРАО, 2008. - 274 с.
4. Семёнов А.Л. Роль информа ционных
технологий в обще м среднем образовании. М.,
2000. - С.32.
5. Талызина Н.Ф. Практикум по
педагогической психологии: учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф.
Талызина. М.: Academia, 2002. - 189, 1. с.: ил ., табл.
6. Хомский Н. Аспек ты теории синтаксиса. /
Н. Хомский. – М.: МГУ, 1972. – 296 с.
7. Шишова, С .Е. Компетентностный подход
к образованию как необходимость / С.Е. Шишова,
И.Г. Агапова // Мир образования – образование в
мире. – 200 1. – № 4. – С. 18 -19.
8. Whiddet t, Steve and Hollyforde, Sarah
(2003), A practical guide to competencies: how to
enhance individual and organisational performance,
Chartered Institute of Personne l and Development,
second edition.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×