ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ (34-37)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.53.170
Дата публикации статьи в журнале:
2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
53,
Том: 3,
Страницы в выпуске:
34-37
Автор:
Толоконников Сергей Владимирович
Российский новый университет, Елец
Российский новый университет, Елец
Анотация: В статье раскрываются особенности формирования информационно-технологической компетенции в психолого-педагогической литературе. Отражено влияние информационных технологий на формирование информационно-технологической компетенции.
Ключевые слова:
компетенция;
компетентность; информатизация; информационные технологии; информационно-технологическая компетенция;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис.... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева.- Брянск, 2002. - 19 с.
2. Пьяных Е.Г. Развитие информационнокоммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Пьяных. - Томск,
2007. - 23 с.
3. Роберт И.В. Теория и практика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспект) / И.В. Роберт.- М.: Изд-во ИИОРАО, 2008.- 274 с.
4. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.,
2000. - С.32.
5. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Academia, 2002. - 189, 1. с.: ил., табл.
6. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. /
Н. Хомский. – М.: МГУ, 1972. – 296 с.
7. Шишова, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С.Е. Шишова, И.Г. Агапова // Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 4. – С. 18-19.
8. Whiddett, Steve and Hollyforde, Sarah (2003), A practical guide to competencies: how to enhance individual and organisational performance, Chartered Institute of Personnel and Development, second edition.
34 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
аутентичность, со временем утрачивает свою
содержательную «свежесть» и перестает
соответствовать современным реалиям
профессиональ ной сферы деятельн ости.
Отмечается также недостаточное количест во
тренировочных упражнений для формирования и
развития навыков устной речи. К счастью, на
помощь приходят информационные технологии,
которые позволяют организовывать как
аудиторную, так и само стоятельную работу
студентов на специальных сайтах или с
исполь зованием специал ьных учебных программ.
Активные и интерактивные методы обучения
профессиональному иностранному языку играют
особую роль на этапе активизации речевых
навыков и формирования рече вых умений,
поскол ьку они способны частично, а иногда и в
полно й мере моделиров ать ситуации
профессионального общения, в которые в учебных
целях погружаются будущие специалисты.
Наиболее эффективными среди активных методов
можно назвать: метод мозаичного и пристального
чтен ия; упражнения -трансформеры; кейсы;
симуляции ; игровые упражн ения (визуальные:
matching -games , jigsaw reading , crossword puzzles ,
writing activities ; аудиальные: парные и групповые;
кинестетические: работа с карточками,
перемещение по ауд итории, групповая работа,
игры у доски; аналитические: детализа ция,
систематиза ция, принятие решения;
кооперативные: совместное обсуждение, обмен
мнениями).
Интерактивной составляющей учебно -
методической работы являются информационно -
логические технологии (использование про грамм
Power Point , Hot Potatoes , Magister и д ругих
компьютерн ых программ для создания учебных
материалов; работа с аудиоматериалом, CD и
видео -фильмом, обучение и тестирование в
компьютерной среде.
Умение правильно подбирать учебный
матер иал, комбинировать виды практической
работы, совершенствовать ф ормы и методы
об учения профессиональному иностранному языку
– залог успеха и результативности в решении
образовательных задач.
Литература:
1. "Иностранный язык" для неязыковых вузов
и факультетов . Примерная програ мма . М., 2009. ...
Авторы концепции: Тер -Мина сова С.Г., Соловова
Е.Н. – режим доступа к изд.:
http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_
pr1.pdf
ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ НФОРМАЦИ ОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В
ИССЛЕДОВ АНИЯ Х ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГ ОГОВ
Толоконников Сергей Владимирович
Елецкий филиал АНО ВО «Российский новый университет»,
г. Елец, старший преподаватель отделения СПО
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.53.170
THE QUESTION OF ORGA NIZATION OF INFORMATION AND TECH NOLOGICAL
COMPETENCE IN THE RE SEARCH OF PSY CHOLOGISTS AND TEACH ERS
Tol okonnikov Sergey Vladimirovich
Yelets branch of the ANO VO "Russian new University",
Yelets, senior lecturer of the Department of SP O
Аннотация
В статье раскрывают ся особенности формирования информационно -технологической компе тенции в
психолого -педагогич еской литературе. Отражено влияние информационных технологий на формирование
информационно -технологической компетенции.
Abstract
The article reveals the features of the formation of information and technological competence in the
psychological and pedagogi cal literatur e. The influence of information technologies on the formation of
information techno logy competence is reflected.
Ключевые слова : компетенц ия; компетентность; информатизация; информационные технологии;
информационно -технол огическая компетенция .
Keywords : competence; competence; Informatization; information technology; information technology
competence.
Вопрос организации информационно -
технологической ко мпетенции находится в центре
внимания различн ых психологов и педагогов .
Особый интерес для нас представляют
исследования А.П. Ершова, В.М. Глушкова,
С.С. Лаврова. Чтобы более глуб око изучить
проблему необходимо охарактериз овать основные
понятия: информационная технология,
компетенция, информационно -технологическая
компетенция.
В научной и научно -методической литературе,
посвященной проблемам информатизации
высшего профессиональ ного образования (работы
Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой,
С.Р. Домановой, А.Н. Тихонова, Г .А. Козловой,
И.В. Марусевой, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова,
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 35
Е.Ю. Семеновой и др.), часто встреч аются такие
однопорядковые синони мические выражения как
«новые информационные технологии» ,
«технологии компьютерн ого обучения»,
«компьютерные педагогические технологии» и др.
Это свидетельствует о том, что терминология в
этой области исследов аний и соответствующие ей
понятия еще не устояли сь.
Внедрение в вузы новых аппаратных и
программных средств, наращивающих
возможности компьютера, переход в разряд
анахронизма понимания его как вычислителя,
постепенно привели к вытеснению термина
«ко мпьютерные технологии» понятием
«информационные технологии». Под последними
понимаются процессы накопления, обр аботки,
представления и использования инфо рмации с
помощью электронных средств.
Более широкую трактовку этого термина
приводит И.В. Роберт. Он определяет
информационные технологии как практическую
часть научной области и нформатики,
представляющую собой совокупность средств,
способов, методов автоматизированного сбора,
обработки, хранения, передачи, использования,
пр одуцирования информации для получения
определенных, заведомо ожидаемых, результатов
[3] .
Н.Ф. Талызина рассматривают
информационную технологию обучени я как
некоторую совокупность обучающих программ
различных типов: о т простейших программ,
обеспечивающих контроль знаний, до обучающих
систем, базирующихся на искусственном
интеллекте [5].
Цель инфор мационной технологии -
производство информации для ее анализа
человеком и принятия на его основе решения по
выполнению какого -либо действия.
В настоящее время создание и развитие
информационного общества предполагает
широкое применение информацион ных
технологий в образо вании, с целью развития
личности и формирования информационно -
технологич еской компетенции. Во -первых,
внедрение информационных техно логий в
образование существенным образом ускоряет
передачу накопленного технологического и
социального опыта человечества следующему
поколению как важный фактор формирования
информационно -технол огической компетенции.
Во -вторых, современные технологии, повышая
качество образования , позволяют студенту
успешнее и быстрее адаптироваться к
окружающей среде и происходящим социальным
изменениям. В -третьих, акти вное и эффективное
внедрение этих технологи й в образование является
важным фактором создания системы обр азования,
отвечающей требованиям информационного
общества и процессу реформирования системы
образования.
В Большом Энциклопедическом словаре
определение «к омпетенции» дается следующим
образом: «з нания, опыт в той или иной области».
Термин «компетенция» широко используется
в последнее врем я в исследованиях, посвященных
обучению в вузах. В то же время анализ психол ого -
педагогической и учебно -методической
литературы по этой проблеме показывает всю
сложность, многомерность и неоднозначн ость
трактовки самого понятия «компетенция».
Есть неско лько вари антов толкования понятия
компетенция: компетенция определяется как:
способность делать что -либо хорошо или
эффективно; соответс твие требованиям,
предъявляемым при устройстве на работу;
способно сть выполнять особые трудовые функции.
Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров,
М.В. Рыжаков подчеркивают практическую
направленнос ть компетенций: «Компетенция
является, таким образом, сферой отношений,
существующих между знанием и действием в
человеческой практике». Эта позиция трактовки
понятия «компет енция» характерна и для
большинства зарубежных исследователей данной
проб лемы.
Н. Хомским понятие «компетенция»
применительно к теории языка,
трансформационной грамматике.
Н. Хомским было отм ечено: «… мы проводим
фундаментальное различие между компетенцией
(знанием своего языка говорящим - слушающим) и
употреблением (реальным использованием языка в
конкретных ситуациях)» [6].
Так, напри мер, в «Кратком словаре
иностранных слов» приводит ся следующее
определение: компетенция (от латинского
competentia - принадлежность по праву): круг
полномочий какого -либо ор гана или
должностно го лица; круг вопросов, в которых
данное лицо обладает полномочиями, о пытом;
Слово «компетенция» буквально означает
согласованность частей, соразмерность,
симметрию. Согласно этимолог ии, основные
формообра зующие признаки компетенции -
соответствие, совпадени е.
Термин «компетентность» я вляется
производным от слова «компетентный». Словарь
русского языка С.И. Ожегова определяет понятие
«компетентный» как знающий, осведомлённый,
авторитетный в какой -нибу дь области;
Следует отметит ь, что в педагогической
литературе термин «компетентность» встречается
в контексте исследований профессиональной
комп етенции в области педагогической
деятельнос ти (Т.Г. Браже, С.Г. Вершл овский,
Н.П. Гришина, Н.В. Карнаух, М.В. Крупина,
В.Ю. Кричевский, Л.М. Митина, Н.П. Попова и
др.).
С.Е. Шишов определяет «компетенцию» как
общую способность, основанную на знаниях,
опыте, ценн остях, склонностях, кото рые
приобретены благодаря обучению. По его мнению,
компетенция не сводится ни к знаниям, н и к
36 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
навыкам, ни к умениям, она рассматрив ается как
возможность установления связей межд у
знаниями и ситуацией [7].
Н. Хомский рассмотрел понятие
«компетенция» применительно к теории языка,
трансформационной граммати ке. Ученый
разграничивает компетенцию как знание языка
аге нтом коммуникации и употребление как
реальные акты коммуникации [6, с. 9].
Фактически, по мысли Н. Хомского,
компе тенция есть личностная структура, которая
включает в себя помимо языковой матрицы
мотивацию человека, его жизненный опыт
сознательного и бессознательного плана, то есть
компетенция рассматривается языковедом как
актуальная потенциальность. С. Уидде т и
С. Холлифорд определяют компетенцию
посредством отождествления с устойчи выми
моделями поведения, приводящими к
эффективности, результативности в
профессиональной деятельности [8].
Несколько иную направ ленность имеет
трактовка понятий «компетенция» и
«компетентность», данная в работ е И.Г. Агаповой
и С.Е. Шишовой [7]. Согласно данной трактовке
комп етенция представляет собой готовность к
определен ной деятельности, приче м готовность
как психолого - педагогический феномен
базируется, с одной стороны, на знаниях,
полученных в ходе систематического образования,
с другой, – на опыте, приобретаемом студентом в
ходе самостоятел ьной деятельности.
1) В ряду наиболее перспективных,
является подход А.Л. Семенова, который выделяет
информационную компетенцию как один из
основных приор итетов в целях общего
образования. Информационная компетентность
рассматрива етс я как новая грамотность, в которую
входят, прежде всего, умения активной,
самостоятельной обработки различных сведений
человеко м, принятия принципиально новых
решений в неп редвиденных ситуациях с
использованием технологических средств, а также
навыки компьютерного ввода, оперирования с
экранными представлениями информационных
объектов и моделей. В эту же компетент ность
относ ят умения, относящиеся к устному
выступлению, использованию бумажной
энциклопедии и крупной библиотеки, и
написанию личного письма, и восприятию
телевизионной рекламы, и осмысленному
запоминанию факто в [4].
На сегодняшний день наиболее общей
трактовкой понятия «информационная
компетенция» является определение, данное
О.Б. Зайцевой, характеризующей
информационную компетенцию как «слож ное
индивидуально -психологич еское образование на
основе интеграции теоретических знаний,
практических умений в области инновационных
технологий и определ ённого набора личностных
качеств» [1].
Проанализирова в, вы ше приведенные
опр еделения «информационная компетенция»
можно прийти к выводу, что общим для этих
определений является следующее:
информационная компетенция связана со
знаниями и умениями рабо ты с информацией на
основе новых информационных технологий и
решением повседневных учебных задач
средствами новых информационных технологий.
В современно м обществе профессиональное
образование выбирает нап равление, связанное с
подготовкой высококвалифицированных,
конкурентоспособных на рынке труда
специалистов, компетентных, ответственных,
ориентированных в сво ей профессиональной
сфере деятельн ости, способных к эффективной
работе по специальности на уровне мировых
стандартов, готовых к профессиональному
совершенствованию.
Особую роль в развитии профессионального
образования играет информатизация как
глобальный цивилизационный тренд,
трансформирующий не только отдельные
элементы фундаментального образовательного
процесса, но и компетентностные запросы
совр еменного общества.
По мнению Е.Г. Пьяных, информационно -
технол огическая компетенция - это умение
работать с информацией (сбор, поиск, передача,
анализ); моделирование и проектирование
собственной профессиональной де ятельности;
моделир ование и проектирование работы
коллектива [2].
Поэто му под информационно -
технологической компетенцией студента -
экономиста следует понимать интегративное
личностное образование, которое характеризуется:
- совокупностью системных знаний, умени й и
навыков, формир уемых в специально
организованном процессе обучения информатике и
ИКТ;
- способностью ориентироваться
в образовательной пространстве на ба зе
современных средств ИКТ и готовностью
творчески их использовать в своей учебной и
внеучебной деятельности;
- осознанным стремлением к непрерывному
самосовершенствованию в сфере ИКТ.
Проведя теоретико -методоло гическ ий анализ
можно сделать вывод, что понятие
«информационно -технологической компетенции»
в настоящее время находится на стадии
комплексного научного изучения. При этом
информационно -технологическая компетенция
является сложным и многоуровне вым понятием,
определяет ся информационно -технологическими
знаниями, умениями, значимыми личностными
качествами, имеет деятельно выраженный и
ситуативный характер.
Несмотря на достаточно актуальную
проблему по формированию ин формационно -
технологической компетенции, до сих пор нет
единого мнения, что же это такое.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 37
Список литературы
1. Зайцева О.Б. Формирование
информацион ной комп етентности будущих
учителей средствами инновационных техн ологий:
Автореф. дис.... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. -
Брянск, 2002. - 19 с.
2. Пьяных Е.Г. Развитие информационно -
коммуникационной компетентности
управленческих кадров системы образ ования
в процессе повышения квалификации: автореф.
дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Пьяных. - Томск,
2007. - 23 с.
3. Роберт И.В. Теория и практика
информатизации образования (психолого -
педагогический и технологический аспект) / И.В.
Роберт. - М.: Изд -во ИИОРАО, 2008. - 274 с.
4. Семёнов А.Л. Роль информа ционных
технологий в обще м среднем образовании. М.,
2000. - С.32.
5. Талызина Н.Ф. Практикум по
педагогической психологии: учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф.
Талызина. М.: Academia, 2002. - 189, 1. с.: ил ., табл.
6. Хомский Н. Аспек ты теории синтаксиса. /
Н. Хомский. – М.: МГУ, 1972. – 296 с.
7. Шишова, С .Е. Компетентностный подход
к образованию как необходимость / С.Е. Шишова,
И.Г. Агапова // Мир образования – образование в
мире. – 200 1. – № 4. – С. 18 -19.
8. Whiddet t, Steve and Hollyforde, Sarah
(2003), A practical guide to competencies: how to
enhance individual and organisational performance,
Chartered Institute of Personne l and Development,
second edition.
аутентичность, со временем утрачивает свою
содержательную «свежесть» и перестает
соответствовать современным реалиям
профессиональ ной сферы деятельн ости.
Отмечается также недостаточное количест во
тренировочных упражнений для формирования и
развития навыков устной речи. К счастью, на
помощь приходят информационные технологии,
которые позволяют организовывать как
аудиторную, так и само стоятельную работу
студентов на специальных сайтах или с
исполь зованием специал ьных учебных программ.
Активные и интерактивные методы обучения
профессиональному иностранному языку играют
особую роль на этапе активизации речевых
навыков и формирования рече вых умений,
поскол ьку они способны частично, а иногда и в
полно й мере моделиров ать ситуации
профессионального общения, в которые в учебных
целях погружаются будущие специалисты.
Наиболее эффективными среди активных методов
можно назвать: метод мозаичного и пристального
чтен ия; упражнения -трансформеры; кейсы;
симуляции ; игровые упражн ения (визуальные:
matching -games , jigsaw reading , crossword puzzles ,
writing activities ; аудиальные: парные и групповые;
кинестетические: работа с карточками,
перемещение по ауд итории, групповая работа,
игры у доски; аналитические: детализа ция,
систематиза ция, принятие решения;
кооперативные: совместное обсуждение, обмен
мнениями).
Интерактивной составляющей учебно -
методической работы являются информационно -
логические технологии (использование про грамм
Power Point , Hot Potatoes , Magister и д ругих
компьютерн ых программ для создания учебных
материалов; работа с аудиоматериалом, CD и
видео -фильмом, обучение и тестирование в
компьютерной среде.
Умение правильно подбирать учебный
матер иал, комбинировать виды практической
работы, совершенствовать ф ормы и методы
об учения профессиональному иностранному языку
– залог успеха и результативности в решении
образовательных задач.
Литература:
1. "Иностранный язык" для неязыковых вузов
и факультетов . Примерная програ мма . М., 2009. ...
Авторы концепции: Тер -Мина сова С.Г., Соловова
Е.Н. – режим доступа к изд.:
http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_
pr1.pdf
ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ НФОРМАЦИ ОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В
ИССЛЕДОВ АНИЯ Х ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГ ОГОВ
Толоконников Сергей Владимирович
Елецкий филиал АНО ВО «Российский новый университет»,
г. Елец, старший преподаватель отделения СПО
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.53.170
THE QUESTION OF ORGA NIZATION OF INFORMATION AND TECH NOLOGICAL
COMPETENCE IN THE RE SEARCH OF PSY CHOLOGISTS AND TEACH ERS
Tol okonnikov Sergey Vladimirovich
Yelets branch of the ANO VO "Russian new University",
Yelets, senior lecturer of the Department of SP O
Аннотация
В статье раскрывают ся особенности формирования информационно -технологической компе тенции в
психолого -педагогич еской литературе. Отражено влияние информационных технологий на формирование
информационно -технологической компетенции.
Abstract
The article reveals the features of the formation of information and technological competence in the
psychological and pedagogi cal literatur e. The influence of information technologies on the formation of
information techno logy competence is reflected.
Ключевые слова : компетенц ия; компетентность; информатизация; информационные технологии;
информационно -технол огическая компетенция .
Keywords : competence; competence; Informatization; information technology; information technology
competence.
Вопрос организации информационно -
технологической ко мпетенции находится в центре
внимания различн ых психологов и педагогов .
Особый интерес для нас представляют
исследования А.П. Ершова, В.М. Глушкова,
С.С. Лаврова. Чтобы более глуб око изучить
проблему необходимо охарактериз овать основные
понятия: информационная технология,
компетенция, информационно -технологическая
компетенция.
В научной и научно -методической литературе,
посвященной проблемам информатизации
высшего профессиональ ного образования (работы
Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой,
С.Р. Домановой, А.Н. Тихонова, Г .А. Козловой,
И.В. Марусевой, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова,
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 35
Е.Ю. Семеновой и др.), часто встреч аются такие
однопорядковые синони мические выражения как
«новые информационные технологии» ,
«технологии компьютерн ого обучения»,
«компьютерные педагогические технологии» и др.
Это свидетельствует о том, что терминология в
этой области исследов аний и соответствующие ей
понятия еще не устояли сь.
Внедрение в вузы новых аппаратных и
программных средств, наращивающих
возможности компьютера, переход в разряд
анахронизма понимания его как вычислителя,
постепенно привели к вытеснению термина
«ко мпьютерные технологии» понятием
«информационные технологии». Под последними
понимаются процессы накопления, обр аботки,
представления и использования инфо рмации с
помощью электронных средств.
Более широкую трактовку этого термина
приводит И.В. Роберт. Он определяет
информационные технологии как практическую
часть научной области и нформатики,
представляющую собой совокупность средств,
способов, методов автоматизированного сбора,
обработки, хранения, передачи, использования,
пр одуцирования информации для получения
определенных, заведомо ожидаемых, результатов
[3] .
Н.Ф. Талызина рассматривают
информационную технологию обучени я как
некоторую совокупность обучающих программ
различных типов: о т простейших программ,
обеспечивающих контроль знаний, до обучающих
систем, базирующихся на искусственном
интеллекте [5].
Цель инфор мационной технологии -
производство информации для ее анализа
человеком и принятия на его основе решения по
выполнению какого -либо действия.
В настоящее время создание и развитие
информационного общества предполагает
широкое применение информацион ных
технологий в образо вании, с целью развития
личности и формирования информационно -
технологич еской компетенции. Во -первых,
внедрение информационных техно логий в
образование существенным образом ускоряет
передачу накопленного технологического и
социального опыта человечества следующему
поколению как важный фактор формирования
информационно -технол огической компетенции.
Во -вторых, современные технологии, повышая
качество образования , позволяют студенту
успешнее и быстрее адаптироваться к
окружающей среде и происходящим социальным
изменениям. В -третьих, акти вное и эффективное
внедрение этих технологи й в образование является
важным фактором создания системы обр азования,
отвечающей требованиям информационного
общества и процессу реформирования системы
образования.
В Большом Энциклопедическом словаре
определение «к омпетенции» дается следующим
образом: «з нания, опыт в той или иной области».
Термин «компетенция» широко используется
в последнее врем я в исследованиях, посвященных
обучению в вузах. В то же время анализ психол ого -
педагогической и учебно -методической
литературы по этой проблеме показывает всю
сложность, многомерность и неоднозначн ость
трактовки самого понятия «компетенция».
Есть неско лько вари антов толкования понятия
компетенция: компетенция определяется как:
способность делать что -либо хорошо или
эффективно; соответс твие требованиям,
предъявляемым при устройстве на работу;
способно сть выполнять особые трудовые функции.
Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров,
М.В. Рыжаков подчеркивают практическую
направленнос ть компетенций: «Компетенция
является, таким образом, сферой отношений,
существующих между знанием и действием в
человеческой практике». Эта позиция трактовки
понятия «компет енция» характерна и для
большинства зарубежных исследователей данной
проб лемы.
Н. Хомским понятие «компетенция»
применительно к теории языка,
трансформационной грамматике.
Н. Хомским было отм ечено: «… мы проводим
фундаментальное различие между компетенцией
(знанием своего языка говорящим - слушающим) и
употреблением (реальным использованием языка в
конкретных ситуациях)» [6].
Так, напри мер, в «Кратком словаре
иностранных слов» приводит ся следующее
определение: компетенция (от латинского
competentia - принадлежность по праву): круг
полномочий какого -либо ор гана или
должностно го лица; круг вопросов, в которых
данное лицо обладает полномочиями, о пытом;
Слово «компетенция» буквально означает
согласованность частей, соразмерность,
симметрию. Согласно этимолог ии, основные
формообра зующие признаки компетенции -
соответствие, совпадени е.
Термин «компетентность» я вляется
производным от слова «компетентный». Словарь
русского языка С.И. Ожегова определяет понятие
«компетентный» как знающий, осведомлённый,
авторитетный в какой -нибу дь области;
Следует отметит ь, что в педагогической
литературе термин «компетентность» встречается
в контексте исследований профессиональной
комп етенции в области педагогической
деятельнос ти (Т.Г. Браже, С.Г. Вершл овский,
Н.П. Гришина, Н.В. Карнаух, М.В. Крупина,
В.Ю. Кричевский, Л.М. Митина, Н.П. Попова и
др.).
С.Е. Шишов определяет «компетенцию» как
общую способность, основанную на знаниях,
опыте, ценн остях, склонностях, кото рые
приобретены благодаря обучению. По его мнению,
компетенция не сводится ни к знаниям, н и к
36 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
навыкам, ни к умениям, она рассматрив ается как
возможность установления связей межд у
знаниями и ситуацией [7].
Н. Хомский рассмотрел понятие
«компетенция» применительно к теории языка,
трансформационной граммати ке. Ученый
разграничивает компетенцию как знание языка
аге нтом коммуникации и употребление как
реальные акты коммуникации [6, с. 9].
Фактически, по мысли Н. Хомского,
компе тенция есть личностная структура, которая
включает в себя помимо языковой матрицы
мотивацию человека, его жизненный опыт
сознательного и бессознательного плана, то есть
компетенция рассматривается языковедом как
актуальная потенциальность. С. Уидде т и
С. Холлифорд определяют компетенцию
посредством отождествления с устойчи выми
моделями поведения, приводящими к
эффективности, результативности в
профессиональной деятельности [8].
Несколько иную направ ленность имеет
трактовка понятий «компетенция» и
«компетентность», данная в работ е И.Г. Агаповой
и С.Е. Шишовой [7]. Согласно данной трактовке
комп етенция представляет собой готовность к
определен ной деятельности, приче м готовность
как психолого - педагогический феномен
базируется, с одной стороны, на знаниях,
полученных в ходе систематического образования,
с другой, – на опыте, приобретаемом студентом в
ходе самостоятел ьной деятельности.
1) В ряду наиболее перспективных,
является подход А.Л. Семенова, который выделяет
информационную компетенцию как один из
основных приор итетов в целях общего
образования. Информационная компетентность
рассматрива етс я как новая грамотность, в которую
входят, прежде всего, умения активной,
самостоятельной обработки различных сведений
человеко м, принятия принципиально новых
решений в неп редвиденных ситуациях с
использованием технологических средств, а также
навыки компьютерного ввода, оперирования с
экранными представлениями информационных
объектов и моделей. В эту же компетент ность
относ ят умения, относящиеся к устному
выступлению, использованию бумажной
энциклопедии и крупной библиотеки, и
написанию личного письма, и восприятию
телевизионной рекламы, и осмысленному
запоминанию факто в [4].
На сегодняшний день наиболее общей
трактовкой понятия «информационная
компетенция» является определение, данное
О.Б. Зайцевой, характеризующей
информационную компетенцию как «слож ное
индивидуально -психологич еское образование на
основе интеграции теоретических знаний,
практических умений в области инновационных
технологий и определ ённого набора личностных
качеств» [1].
Проанализирова в, вы ше приведенные
опр еделения «информационная компетенция»
можно прийти к выводу, что общим для этих
определений является следующее:
информационная компетенция связана со
знаниями и умениями рабо ты с информацией на
основе новых информационных технологий и
решением повседневных учебных задач
средствами новых информационных технологий.
В современно м обществе профессиональное
образование выбирает нап равление, связанное с
подготовкой высококвалифицированных,
конкурентоспособных на рынке труда
специалистов, компетентных, ответственных,
ориентированных в сво ей профессиональной
сфере деятельн ости, способных к эффективной
работе по специальности на уровне мировых
стандартов, готовых к профессиональному
совершенствованию.
Особую роль в развитии профессионального
образования играет информатизация как
глобальный цивилизационный тренд,
трансформирующий не только отдельные
элементы фундаментального образовательного
процесса, но и компетентностные запросы
совр еменного общества.
По мнению Е.Г. Пьяных, информационно -
технол огическая компетенция - это умение
работать с информацией (сбор, поиск, передача,
анализ); моделирование и проектирование
собственной профессиональной де ятельности;
моделир ование и проектирование работы
коллектива [2].
Поэто му под информационно -
технологической компетенцией студента -
экономиста следует понимать интегративное
личностное образование, которое характеризуется:
- совокупностью системных знаний, умени й и
навыков, формир уемых в специально
организованном процессе обучения информатике и
ИКТ;
- способностью ориентироваться
в образовательной пространстве на ба зе
современных средств ИКТ и готовностью
творчески их использовать в своей учебной и
внеучебной деятельности;
- осознанным стремлением к непрерывному
самосовершенствованию в сфере ИКТ.
Проведя теоретико -методоло гическ ий анализ
можно сделать вывод, что понятие
«информационно -технологической компетенции»
в настоящее время находится на стадии
комплексного научного изучения. При этом
информационно -технологическая компетенция
является сложным и многоуровне вым понятием,
определяет ся информационно -технологическими
знаниями, умениями, значимыми личностными
качествами, имеет деятельно выраженный и
ситуативный характер.
Несмотря на достаточно актуальную
проблему по формированию ин формационно -
технологической компетенции, до сих пор нет
единого мнения, что же это такое.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 37
Список литературы
1. Зайцева О.Б. Формирование
информацион ной комп етентности будущих
учителей средствами инновационных техн ологий:
Автореф. дис.... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. -
Брянск, 2002. - 19 с.
2. Пьяных Е.Г. Развитие информационно -
коммуникационной компетентности
управленческих кадров системы образ ования
в процессе повышения квалификации: автореф.
дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Пьяных. - Томск,
2007. - 23 с.
3. Роберт И.В. Теория и практика
информатизации образования (психолого -
педагогический и технологический аспект) / И.В.
Роберт. - М.: Изд -во ИИОРАО, 2008. - 274 с.
4. Семёнов А.Л. Роль информа ционных
технологий в обще м среднем образовании. М.,
2000. - С.32.
5. Талызина Н.Ф. Практикум по
педагогической психологии: учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф.
Талызина. М.: Academia, 2002. - 189, 1. с.: ил ., табл.
6. Хомский Н. Аспек ты теории синтаксиса. /
Н. Хомский. – М.: МГУ, 1972. – 296 с.
7. Шишова, С .Е. Компетентностный подход
к образованию как необходимость / С.Е. Шишова,
И.Г. Агапова // Мир образования – образование в
мире. – 200 1. – № 4. – С. 18 -19.
8. Whiddet t, Steve and Hollyforde, Sarah
(2003), A practical guide to competencies: how to
enhance individual and organisational performance,
Chartered Institute of Personne l and Development,
second edition.