ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ (39-43)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.53.164
Дата публикации статьи в журнале:
2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
53,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
39-43
Автор:
Разыграев Антон Антонович
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва
Автор:
Мирошина Елена Александровна
кандидат экономических наук, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва
кандидат экономических наук, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва
Анотация: В данной статье мы старались комплексно изучить образовательный туризм. Для реализации данной цели мы исследовали понятие, особенности, возможности образовательного туризма. В результате чего мы пришли к выводу, что это очень перспективная сфера туризма, с которой молодёжь малознакома и недооценивает
Ключевые слова:
образовательный туризм;
особенности образовательного туризма; виды образовательного туризма; программы образовательного туризма; цифры образовательного туризма; отношение молодёжи к образовательному туризму;
Данные для цитирования: Мирошина Елена Александровна . ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ (39-43). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Экономических наук. 2020/04/09;
53(2):39-43 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.53.164
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Артюшевская С.В. Языково-обучающий туризм как способ изучения иностранных языков и культур // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoobuchayusc.. (дата обращения: 21.02.2020).
2. Иванов Валентин Дмитриевич
Образовательный туризм как перспективное направление молодёжного туризма // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.
2019. №1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyyturi.. (дата обращения: 21.02.2020).
3. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения: 21.02.2020).
4. Селиванова Светлана Игоревна Образовательный туризм // Вестник ГУУ. 2014.
№11.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyyturizm (дата обращения: 27.02.2020).
5. Фришман Ирина Игоревна, Стулова Наталья Юрьевна Развитие навыков образовательного туризма в общественной деятельности детей и молодежи // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. №3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitienavykov-ob..(дата обращения: 21.02.2020).
6. Официальный сайт программы Erasmus+ в
России: URL:
http://www.erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/home -ru-ru (дата обращения: 27.02.2020).
7. Официальный сайт программы студенческого обмена «Work and Travel USA»: URL: https://workandtravel.ru/ (дата обращения: 27.02.2020).
8. Global Flow of Tertiary-Level Students: URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 27.02.2020).
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 39
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТ ЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ.
Разыграев Антон Антонович
студент 1 курса
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
город Москва.
Научный руководитель: Мирошина Елена Александровна
кандидат экономических наук, доце нт
Департамента мировой экономики и мировых финансов
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
город Москва .
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.53.164
POSSIBILI TIES OF EDUCATIONAL TOURISM FOR YOUNG PE OPLE
Razygraev Anton Antonovich
1st year student
of the Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow.
Scientific adviser: Miroshina Elena Aleksandrovna
PhD in Economics, Associate Prof essor
Department of World Economy and World Finance,
Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow .
Аннотация
В данной статье мы старались комплексно изучить образовательный туризм. Для реализации данной
цели мы исследовали п онятие, особенности, возможности образовательного туриз ма. В результате чего
мы пришли к выводу, что это очень перспективная сфера туризма, с которой молодёжь малознакома и
недооценивает.
Abstract
In this article we tried to study educational tourism at al l. We investigated the definition, features and
possibilities of educational tourism. In the end we came to the conclusion that it is a very perspective sphere of
tourism with which young people are not familiar and underestimate.
Ключевые слова: образоват ельный туризм, особенности образовательного тури зма, виды
образовательного туризма, программы образовательного туризма, цифры образовательного туризма,
отношение молодёжи к образовательному туризму.
Key words : educational tourism, features of educational t ourism, types of educational tourism, educationa l
tourism programs, educational tourism figures, the attitude of young people to educational tourism.
Понятие образовательного туризма, его цели
и признаки.
В настоящее время популярность
образовательного т уризма набирает обороты, так
как современной молодёжи необходимо постоянно
расширять и углублять свои знания. Именно
поэтому сегодня в науке уделяется огромное
внимание этому виду туризма. Образовательный
туризм можно трактовать как один из
перспективных в идов молодежного туризма,
который позволяет совмещать отдых с обучением.
Также образовательный туризм - поездки граждан
с целью «образование и профессиональная
подготовка», которые связаны с посещением
кратковременных курсов, программ включённого
обучения, «двойного дипло ма», получения
образования за рубежом, стажировок в других
странах. [2]
Сегодня представляется возможным выявить
цели, на которые направлен образовательный
туризм. Во -первых, это становление и развитие
личности путешественника. Во -вторых, о н
способствует о бмену информацией между
представителями разных этносов. В -третьих, это
позволяет развивать культурные и образовательные
связи с другими государствами и их гражданами.
Говоря про образовательный туризм, нельзя не
упомянуть его признаки и осо бенности. Во -пер вых,
образовательный туризм является одним из
способов ускорения развития общества. Во -вторых,
благодаря нему в экономике появляются новые
рабочие места. В -третьих, в данном виде
путешествий получение новых знаний и навыков
является основно й цель.[4]
Основ ные виды и направления
образовательного туризма.
В настоящее время в мире приобретают
популярность следующие виды образовательного
туризма:
1) Образовательные поездки с целью
изучения иностранных языков или тех или иных
образовательных предмет ов с погружением в
языковую среду региона.
2) Научные и образовательные стажировки в
университетах, компаниях и предприятиях с целью
повышения квалификации работника.
3) Участие в международных конференциях,
съездах, семинарах, встречах, на которых
40 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
участники име ют возможность о бменяться
информацией, знаниями, достижениями научно -
технического прогресса.
4) Туристические поездки в страны мира,
целью которых является изучение культурного и
природного наследия региона, традиций, истории
нации. [3]
Однако в нашем исследо вании мы хотели бы
уделить большее внимание следующим
направлениям образовательного туризма:
1) Обучающие языковые курсы, поездки :
В настоящее время данный вид услуг
пользуется круглогодичной популярностью, так
как многие люди считают необходимым изучение
ино странного языка только с помощью погружения
в языковую среду. В такие туры едут люди самого
разного возраста: дошкольники, школьники,
подростки, студенты, взрослые, однако взрослые на
сегодняшний день составляют лишь 10% от всего
туристического потока, пол ьзующегося услуг ами
международных языковых курсов. Наибольшей
популярностью данные курсы пользуются среди
подростков и студентов из -за несомненных
достоинств таких программ. Во -первых, появляется
возможность познакомиться с людьми из разных
стран мира. Во -вторых, вы может е погрузиться в
языковую среду и общаться с носителями языка. В -
третьих, вы увидеть достопримечательности и
красивые места страны, в которую вы въезжаете.
Также некоторые студенты (особенно в западных
странах) имеют возможность так называем ого “ gap
year ”, в котором многие будущие студенты
предпочитают искать себя и заниматься
образовательным туризмом, особенно студенты
тяготеют к изучению иностранных языков в этот
период своей предуниверситетской жизни. В
настоящее время международные языков ые туры
организо вываются, как правило, в страны, в
которых население является носителем изучаемого
языка. Наиболее популярными языками в таких
программах являются английский
(Великобритания, США), немецкий (Швейцария,
Германия, Австрия) и китайский (КНР). [1]
2) Возможности студенческого обмена и
«двойной диплом»
Сегодня в условиях активного развития
международного сотрудничества в сфере
образования наиболее успешные студенты имеют
шанс воспользоваться уникальными программами
студенческого обмена. В большинств е
университетов студенческий обмен возможен на
период от одного до двух учебных семестров. Все
лица, участвующие в данных мероприятиях,
выезжают в количестве квот, которые заранее
оговорены партнерским соглашением между
университетами. Данный вид образоват ельного
туризма имеет несколько несомненных достоинств.
Во -первых, студенты знакомятся с
образовательными стандартами других стран. Во -
вторых, учащиеся знакомятся и находят себе
друзей в других странах и регионах, благодаря чему
у учеников будут друзья со всего света. В -третьих,
благодаря этому виду образовател ьного туризма
студенты смогут стать по -настоящему
самостоятельными, потому что во время
проживания в другой стране вы вынуждены
совершенствовать свою самодисциплину, навыки
тайм -менеджмента и коммуник ации. [5]
Упоминая возможности получения
образования за рубежом, нельзя не вспомнить о
программах «двойного диплома», которые сейчас
предоставляют многие мировые университеты.
Сегодня, обучаясь на бакалавриате, студент может
выезжать заграницу на год, благ одаря чему у него
после окончания обучения будут два дип лома:
диплом университета его страны и диплом
образовательного учреждения другого государства.
Помимо достоинств, которые связаны с выездом за
рубеж, данный вид образовательного туризма
позволяет полу чить официальный документ,
который будет содействовать т рудоустройству в
других государствах.
3) Стажировки
Сегодня молодёжь может воспользоваться ещё
одной прекрасной возможностью образовательного
туризма -стажировки. Данный вид туризма
позволяет приезжающим студентам узнать больше
о необходимых навыках для работы в
международных компаниях. Также вы получаете
опыт работы в команде с профессионалами из
других стран и развиваете навыки делового
общения на иностранном языке. Говоря о
стажировках, стоит упомянуть, что они очень часто
не оплачиваются, так как компаниям невыгодно
платить начинающим работникам, потому что они
могут нести риск для компании в виде убытков и
плохо реализованных проектах.
Основные программы образовательного
туризма для молодёжи
Erasmus +
Сегодня в Европе одной из наиболее
перспективных программ образовательного
туризма считается Erasmus +. Erasmus + является
новой программой ЕС, которая в свою очередь
направлена на поддержку сотрудничествах в
сферах образования, профессионального обучения
спе циалистов, молодёжи и спорта на период 2014 -
2020 годов. Основной целью данной программы
является развитие и усовершенствование
человеческого капитала в Европе и за её пределами.
В рамках данной программы действуют два
направления. « Learning Mobility of Ind ividuals »
включает в себя новые возможности
академическо й мобильности для студентов и
преподавателей университетов. « Cooperation for
innovation and practice » включает в себя области
сотрудничества для развития и совершенствования
потенциала университетов и обмена лучшими
практиками, которые приведут к повышению
качества образования бакалавров. [6]
Work and Travel
«Work and Travel USA » на сегодняшний день
является одной из самых популярных и
востребованных программ студенческого обмена в
мире. Благодаря тако й возможности учащиеся
имеют шанс поработать в сфере обс луживания в 50
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 41
штатах США, улучшить свои навыки английского
языка благодаря ежедневному общению с
носителями языка, познакомиться с традициями и
обычаями этой страны. Ежегодно данная
программа собирае т более 100 тысяч студентов со
всего мира. Программа « Wo rk and Travel USA »
состоит из двух частей: непосредственно работа и
само путешествие. Каждый студент имеет право
работать в период с 15 мая по 15 сентября и только
в эти сроки. Дату начала выхода на р аботу
учащийся определяет самостоятельно исходя из
распи сания его летней сессии в университете. Как
уже говорилось ранее, вы имеете право работать
только в сфере обслуживания: магазины, парки,
гостиницы, рестораны. По окончанию работы
каждый студент может принять участие во второй
части программы -путешествия. У чащиеся сами
выбирают себе длительность и маршрут их тура,
однако следует сказать, что поездка не может быть
дольше 30 календарных дней. [7]
Отношение молодёжи к возможностям
образовательного туризма
В ходе нашей научной работы нам стало
интересно отношени е современных студентов к
возможностям образовательного туризма. Для
реализации этой цели мы решили провести
анкетирование, содержавшее 4 вопроса, среди
студентов Финансового университета при
Правител ьстве РФ. Проанализировав результаты,
мы можем заявить о следующих итогах:
• Большинство (64%) молодых людей
слышали о возможностях образовательного
туризма, которые доступны современным
студентам.
• Только малая часть опрашиваемых (~12%)
когда -либо пользовали сь возможностями
образовательного туризма, что является весьма
плачевной цифрой в век глобализации всех сфер
жизни общества.
• По мнению респондентов основной целью
образовательного туризма является «изучение
иностранного языка в условиях погружения в
языков ую среду», что является весьма ожидаемым
резуль татом, так как общаясь с носителями, вы
действительно совершенствуете своё знание
иностранного языка. Второй по популярности была
цель «знакомство с культурой другой нации и
страны».
• Абсолютное большинство (бо лее 56%
студентов) не ознакомлены с возможностя ми и
программами, которые содействуют развитию
молодежного образовательного туризма.
Такие результаты опроса свидетельствуют, что
в настоящее время университетам следует уделить
внимание просвещению студентов о возможностях
образовательного туризма. С этой целью можно
организовать встречи руководства ВУЗа и его
учащихся, на которых будет подробно рассказано о
тех достоинствах, которыми располагает учебный
туризм. Как нам кажется, это увеличит спрос на
программы включённого обучения, которые
предлагают образ овательные учреждения. Что
касается языковых курсов и стажировок, то для их
продвижения нужно уделить внимание
качественной рекламе в социальных сетях и в
Интернете, так как большинство подростков и
молодёжь п роводят большинство свободного
времени в Интерн ете, и именно там они смогут
узнать всё необходимое.
Основные цифры образовательного туризма
для России
В настоящее время достаточно большое
количество студентов пользуются возможностями
образовательного тури зма, поэтому для полного
исследования стоит понять, куда выезжают
студенты из России для получения образования и
какие студенты въезжают в Россию с цель ю
получения образования.
Диаграмма 1
9620
5979 5081
3920 3691 2733 2303 1952 1535 1497
18348
Количество российских студентов, обучающихся в зарубежных
странах с целью получения высшего образования (2019 год)
Источник :Global Flow of Tertiary -Level Students [8]
42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Как видно из диаграммы, основная масса
российских студентов вы езжает для получения
образования выезжают в страны Европы
(Германия, Чехия, Великобритания, Финляндия,
Италия, Бел арусь), а также в страны Северной
Америки (США, Канада). Это объясняется тем, что
данные страны находятся в близком положении с
Россией (до бо льшинства из данных государств
летают прямые рейсы наших авиакомпаний), а
также образовательные стандарты данных с тран
являются признанными в мире, что привлекает
студентов из -за рубежа, которые способны также
развивать навыки разговорного и письменного
ин остранного языка в данных странах. Наибольшее
число студентов отправляется в Германию -9620
человек, Чехию -5979 чел овек и США -5081 человек.
Общее число российских студентов, обучающихся
за рубежом, составляет 56659 человек, что
составляет 1,1 % от мирового показателя.
Диаграмма 2
В отличие от выездного образовательного
туризм а поток студентов, въезжающих в Россию с
целью получения образования, превышает 100
тысяч человек. В основном в Россию приезжают
представители стран СНГ (Казахстан, Узбекистан,
Тад жикистан, Беларусь, Азербайджан,
Киргизстан), а также представители Украины, КНР,
Индии и других стран. Это объясняется тем, что
между Россией и большинством стран всегда были
очень теплые дружеские отношения, многие из
государств были бывшими республиками ,
входившими в СССР. Но также увеличивается
поток из таких азиатских стран к ак КНР и Индия,
что обусловлено развитием партнёрских связей в
рамках интеграционного объединения БРИКС,
которое успешно функционирует с 2009 года.
Общая численность студентов, кот орые приехали в
Россию с целью получения высшего образования,
составляет 250 658 студентов, что составляет 4,7%
от мирового показателя.
Заключение
Подводя итоги своего исследования, мне
хочется сказать, что образовательный туризм
является настоящим сокровищ ем для молодёжи,
потому что студенты могут расширять свой
кругозор путём раз вития навыков разговорного
иностранного языка, изучения традиций и обычаев
другой страны, диалога культур между
представителями разных этносов, получения
образования и профессионал ьных навыков за
рубежом. Помимо этих достоинств стоит также
упомянуть, что д анный вид туризма действительно
способен дисциплинировать человека, так как вы
находитесь достаточно долгое время в отрыве от
своих привычных жизненных условий, и для
успешного выж ивания и развития человеку
приходится выходить из зоны комфорта, что в
конеч ном счёте положительно сказывается на
навыках вашего обычного, профессионального
общения. Однако сегодня нам необходимо
продвигать данные возможности в массы, и это
приведёт к повы шению образованности студентов
и возможности применения опыта, полученного в
рамках стажировок, курсов, обучения за рубежом,
в их родной стране, что приведёт к росту
конкурентоспособности страны на международной
арене.
Что касается возможного развития данн ой
сферы туризма, то она, безусловно, является очень
перспективной сегодня, и она может удвоиться в
ближайшее десятилетие, однако из -за пандемии
коронавируса , которая является угрозой для всего
человечества, образовательный туризм может
продемонстрировать значительный спад, как и вся
отрасль туризма в целом, так как многие страны
сейчас активно приостанавливают въезд
65237
20862 17457 15263 14204 11950 11600 11269 6544 5523
70749
Количество студентов, приезжающих в Россию с целью получения
высшего образования(2019 год)
Источник : Global Flow of Tertiary -Level Students[8]
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 43
иностранцев на свои территории, закрывает
границы, и это всё ведет к тому, что количество
студентов, которые участвуют в программах
двойного диплома, включённого обучения, а также
практикуют навыки разговорного языка за
рубежом, сократится в разы по сравнению с
прошлыми годами.
Список литературы:
1. Артюшевская С.В. Языково -обучающий
туризм как способ изучения иностранных языков и
культур // Псих ология и педагогика: методика и
проблемы практического применения. 2016. №54.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovo -
obuchayusc.. (дата обращения: 21.02.2020).
2. Иванов Валентин Дмитриевич
Образовательный туризм как перспективное
направление молодёж ного туризма // Физическая
культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.
2019. №1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy -
turi.. (дата обращения: 21.02.2020).
3. Пономарева Т. В. Образовательный
туризм: сущность, цели и основные сегменты
пот ребителей [Текст] // Проблемы современной
экономики: материалы IV Междунар. науч. конф.
(г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2015. — С. 139 -143. — URL:
https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ ( дата
обращения: 21.02.2020).
4. Се ливанова Светлана Игоревна
Образовательный т уризм // Вестник ГУУ. 2014.
№11.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy -
turizm (дата обращения: 27.02.2020).
5. Фришман Ирина Игоревна, Стулова
Наталья Юрьевна Развитие навыков
образовательного туриз ма в общественной
деятельности детей и молод ежи // Вестник
академии детско -юношеского туризма и
краеведения. 2015. №3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie -
navykov -ob.. (дата обращения: 21.02.2020).
6. Официальный сайт программы Erasmus + в
России: URL :
http://www.erasmusplusinrussia.ru/index. php/ru/home
-ru-ru (дата обращения: 27.02.2020).
7. Официальный сайт программы
студенческого обмена « Work and Travel USA »:
URL : https://workandtravel.ru/ (дата обращения:
27.02.2020).
8. Global Flow of Tertiary -Level Students: URL:
http://uis.unesco.org/en/uis -student -flow (дата
обращения : 27.02.2020).
Приложение: результаты опроса.
64%
36%
Вы когда -нибудь слышали о возможностях
образовательного туризма?
Да
Нет
11%
89%
Пользовались ли Вы когда -нибудь возможностями
образовательного туризма?
Да
Нет
97 109
86
Знакомство с культурой
другой нации и страны
Изучение иностранного языка
в условиях погружения в
языковую среду
Получение образования и
опыта работы за рубежом
Какие цели может преследовать
образовательный туризм?
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТ ЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ.
Разыграев Антон Антонович
студент 1 курса
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
город Москва.
Научный руководитель: Мирошина Елена Александровна
кандидат экономических наук, доце нт
Департамента мировой экономики и мировых финансов
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
город Москва .
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.53.164
POSSIBILI TIES OF EDUCATIONAL TOURISM FOR YOUNG PE OPLE
Razygraev Anton Antonovich
1st year student
of the Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow.
Scientific adviser: Miroshina Elena Aleksandrovna
PhD in Economics, Associate Prof essor
Department of World Economy and World Finance,
Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow .
Аннотация
В данной статье мы старались комплексно изучить образовательный туризм. Для реализации данной
цели мы исследовали п онятие, особенности, возможности образовательного туриз ма. В результате чего
мы пришли к выводу, что это очень перспективная сфера туризма, с которой молодёжь малознакома и
недооценивает.
Abstract
In this article we tried to study educational tourism at al l. We investigated the definition, features and
possibilities of educational tourism. In the end we came to the conclusion that it is a very perspective sphere of
tourism with which young people are not familiar and underestimate.
Ключевые слова: образоват ельный туризм, особенности образовательного тури зма, виды
образовательного туризма, программы образовательного туризма, цифры образовательного туризма,
отношение молодёжи к образовательному туризму.
Key words : educational tourism, features of educational t ourism, types of educational tourism, educationa l
tourism programs, educational tourism figures, the attitude of young people to educational tourism.
Понятие образовательного туризма, его цели
и признаки.
В настоящее время популярность
образовательного т уризма набирает обороты, так
как современной молодёжи необходимо постоянно
расширять и углублять свои знания. Именно
поэтому сегодня в науке уделяется огромное
внимание этому виду туризма. Образовательный
туризм можно трактовать как один из
перспективных в идов молодежного туризма,
который позволяет совмещать отдых с обучением.
Также образовательный туризм - поездки граждан
с целью «образование и профессиональная
подготовка», которые связаны с посещением
кратковременных курсов, программ включённого
обучения, «двойного дипло ма», получения
образования за рубежом, стажировок в других
странах. [2]
Сегодня представляется возможным выявить
цели, на которые направлен образовательный
туризм. Во -первых, это становление и развитие
личности путешественника. Во -вторых, о н
способствует о бмену информацией между
представителями разных этносов. В -третьих, это
позволяет развивать культурные и образовательные
связи с другими государствами и их гражданами.
Говоря про образовательный туризм, нельзя не
упомянуть его признаки и осо бенности. Во -пер вых,
образовательный туризм является одним из
способов ускорения развития общества. Во -вторых,
благодаря нему в экономике появляются новые
рабочие места. В -третьих, в данном виде
путешествий получение новых знаний и навыков
является основно й цель.[4]
Основ ные виды и направления
образовательного туризма.
В настоящее время в мире приобретают
популярность следующие виды образовательного
туризма:
1) Образовательные поездки с целью
изучения иностранных языков или тех или иных
образовательных предмет ов с погружением в
языковую среду региона.
2) Научные и образовательные стажировки в
университетах, компаниях и предприятиях с целью
повышения квалификации работника.
3) Участие в международных конференциях,
съездах, семинарах, встречах, на которых
40 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
участники име ют возможность о бменяться
информацией, знаниями, достижениями научно -
технического прогресса.
4) Туристические поездки в страны мира,
целью которых является изучение культурного и
природного наследия региона, традиций, истории
нации. [3]
Однако в нашем исследо вании мы хотели бы
уделить большее внимание следующим
направлениям образовательного туризма:
1) Обучающие языковые курсы, поездки :
В настоящее время данный вид услуг
пользуется круглогодичной популярностью, так
как многие люди считают необходимым изучение
ино странного языка только с помощью погружения
в языковую среду. В такие туры едут люди самого
разного возраста: дошкольники, школьники,
подростки, студенты, взрослые, однако взрослые на
сегодняшний день составляют лишь 10% от всего
туристического потока, пол ьзующегося услуг ами
международных языковых курсов. Наибольшей
популярностью данные курсы пользуются среди
подростков и студентов из -за несомненных
достоинств таких программ. Во -первых, появляется
возможность познакомиться с людьми из разных
стран мира. Во -вторых, вы может е погрузиться в
языковую среду и общаться с носителями языка. В -
третьих, вы увидеть достопримечательности и
красивые места страны, в которую вы въезжаете.
Также некоторые студенты (особенно в западных
странах) имеют возможность так называем ого “ gap
year ”, в котором многие будущие студенты
предпочитают искать себя и заниматься
образовательным туризмом, особенно студенты
тяготеют к изучению иностранных языков в этот
период своей предуниверситетской жизни. В
настоящее время международные языков ые туры
организо вываются, как правило, в страны, в
которых население является носителем изучаемого
языка. Наиболее популярными языками в таких
программах являются английский
(Великобритания, США), немецкий (Швейцария,
Германия, Австрия) и китайский (КНР). [1]
2) Возможности студенческого обмена и
«двойной диплом»
Сегодня в условиях активного развития
международного сотрудничества в сфере
образования наиболее успешные студенты имеют
шанс воспользоваться уникальными программами
студенческого обмена. В большинств е
университетов студенческий обмен возможен на
период от одного до двух учебных семестров. Все
лица, участвующие в данных мероприятиях,
выезжают в количестве квот, которые заранее
оговорены партнерским соглашением между
университетами. Данный вид образоват ельного
туризма имеет несколько несомненных достоинств.
Во -первых, студенты знакомятся с
образовательными стандартами других стран. Во -
вторых, учащиеся знакомятся и находят себе
друзей в других странах и регионах, благодаря чему
у учеников будут друзья со всего света. В -третьих,
благодаря этому виду образовател ьного туризма
студенты смогут стать по -настоящему
самостоятельными, потому что во время
проживания в другой стране вы вынуждены
совершенствовать свою самодисциплину, навыки
тайм -менеджмента и коммуник ации. [5]
Упоминая возможности получения
образования за рубежом, нельзя не вспомнить о
программах «двойного диплома», которые сейчас
предоставляют многие мировые университеты.
Сегодня, обучаясь на бакалавриате, студент может
выезжать заграницу на год, благ одаря чему у него
после окончания обучения будут два дип лома:
диплом университета его страны и диплом
образовательного учреждения другого государства.
Помимо достоинств, которые связаны с выездом за
рубеж, данный вид образовательного туризма
позволяет полу чить официальный документ,
который будет содействовать т рудоустройству в
других государствах.
3) Стажировки
Сегодня молодёжь может воспользоваться ещё
одной прекрасной возможностью образовательного
туризма -стажировки. Данный вид туризма
позволяет приезжающим студентам узнать больше
о необходимых навыках для работы в
международных компаниях. Также вы получаете
опыт работы в команде с профессионалами из
других стран и развиваете навыки делового
общения на иностранном языке. Говоря о
стажировках, стоит упомянуть, что они очень часто
не оплачиваются, так как компаниям невыгодно
платить начинающим работникам, потому что они
могут нести риск для компании в виде убытков и
плохо реализованных проектах.
Основные программы образовательного
туризма для молодёжи
Erasmus +
Сегодня в Европе одной из наиболее
перспективных программ образовательного
туризма считается Erasmus +. Erasmus + является
новой программой ЕС, которая в свою очередь
направлена на поддержку сотрудничествах в
сферах образования, профессионального обучения
спе циалистов, молодёжи и спорта на период 2014 -
2020 годов. Основной целью данной программы
является развитие и усовершенствование
человеческого капитала в Европе и за её пределами.
В рамках данной программы действуют два
направления. « Learning Mobility of Ind ividuals »
включает в себя новые возможности
академическо й мобильности для студентов и
преподавателей университетов. « Cooperation for
innovation and practice » включает в себя области
сотрудничества для развития и совершенствования
потенциала университетов и обмена лучшими
практиками, которые приведут к повышению
качества образования бакалавров. [6]
Work and Travel
«Work and Travel USA » на сегодняшний день
является одной из самых популярных и
востребованных программ студенческого обмена в
мире. Благодаря тако й возможности учащиеся
имеют шанс поработать в сфере обс луживания в 50
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 41
штатах США, улучшить свои навыки английского
языка благодаря ежедневному общению с
носителями языка, познакомиться с традициями и
обычаями этой страны. Ежегодно данная
программа собирае т более 100 тысяч студентов со
всего мира. Программа « Wo rk and Travel USA »
состоит из двух частей: непосредственно работа и
само путешествие. Каждый студент имеет право
работать в период с 15 мая по 15 сентября и только
в эти сроки. Дату начала выхода на р аботу
учащийся определяет самостоятельно исходя из
распи сания его летней сессии в университете. Как
уже говорилось ранее, вы имеете право работать
только в сфере обслуживания: магазины, парки,
гостиницы, рестораны. По окончанию работы
каждый студент может принять участие во второй
части программы -путешествия. У чащиеся сами
выбирают себе длительность и маршрут их тура,
однако следует сказать, что поездка не может быть
дольше 30 календарных дней. [7]
Отношение молодёжи к возможностям
образовательного туризма
В ходе нашей научной работы нам стало
интересно отношени е современных студентов к
возможностям образовательного туризма. Для
реализации этой цели мы решили провести
анкетирование, содержавшее 4 вопроса, среди
студентов Финансового университета при
Правител ьстве РФ. Проанализировав результаты,
мы можем заявить о следующих итогах:
• Большинство (64%) молодых людей
слышали о возможностях образовательного
туризма, которые доступны современным
студентам.
• Только малая часть опрашиваемых (~12%)
когда -либо пользовали сь возможностями
образовательного туризма, что является весьма
плачевной цифрой в век глобализации всех сфер
жизни общества.
• По мнению респондентов основной целью
образовательного туризма является «изучение
иностранного языка в условиях погружения в
языков ую среду», что является весьма ожидаемым
резуль татом, так как общаясь с носителями, вы
действительно совершенствуете своё знание
иностранного языка. Второй по популярности была
цель «знакомство с культурой другой нации и
страны».
• Абсолютное большинство (бо лее 56%
студентов) не ознакомлены с возможностя ми и
программами, которые содействуют развитию
молодежного образовательного туризма.
Такие результаты опроса свидетельствуют, что
в настоящее время университетам следует уделить
внимание просвещению студентов о возможностях
образовательного туризма. С этой целью можно
организовать встречи руководства ВУЗа и его
учащихся, на которых будет подробно рассказано о
тех достоинствах, которыми располагает учебный
туризм. Как нам кажется, это увеличит спрос на
программы включённого обучения, которые
предлагают образ овательные учреждения. Что
касается языковых курсов и стажировок, то для их
продвижения нужно уделить внимание
качественной рекламе в социальных сетях и в
Интернете, так как большинство подростков и
молодёжь п роводят большинство свободного
времени в Интерн ете, и именно там они смогут
узнать всё необходимое.
Основные цифры образовательного туризма
для России
В настоящее время достаточно большое
количество студентов пользуются возможностями
образовательного тури зма, поэтому для полного
исследования стоит понять, куда выезжают
студенты из России для получения образования и
какие студенты въезжают в Россию с цель ю
получения образования.
Диаграмма 1
9620
5979 5081
3920 3691 2733 2303 1952 1535 1497
18348
Количество российских студентов, обучающихся в зарубежных
странах с целью получения высшего образования (2019 год)
Источник :Global Flow of Tertiary -Level Students [8]
42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Как видно из диаграммы, основная масса
российских студентов вы езжает для получения
образования выезжают в страны Европы
(Германия, Чехия, Великобритания, Финляндия,
Италия, Бел арусь), а также в страны Северной
Америки (США, Канада). Это объясняется тем, что
данные страны находятся в близком положении с
Россией (до бо льшинства из данных государств
летают прямые рейсы наших авиакомпаний), а
также образовательные стандарты данных с тран
являются признанными в мире, что привлекает
студентов из -за рубежа, которые способны также
развивать навыки разговорного и письменного
ин остранного языка в данных странах. Наибольшее
число студентов отправляется в Германию -9620
человек, Чехию -5979 чел овек и США -5081 человек.
Общее число российских студентов, обучающихся
за рубежом, составляет 56659 человек, что
составляет 1,1 % от мирового показателя.
Диаграмма 2
В отличие от выездного образовательного
туризм а поток студентов, въезжающих в Россию с
целью получения образования, превышает 100
тысяч человек. В основном в Россию приезжают
представители стран СНГ (Казахстан, Узбекистан,
Тад жикистан, Беларусь, Азербайджан,
Киргизстан), а также представители Украины, КНР,
Индии и других стран. Это объясняется тем, что
между Россией и большинством стран всегда были
очень теплые дружеские отношения, многие из
государств были бывшими республиками ,
входившими в СССР. Но также увеличивается
поток из таких азиатских стран к ак КНР и Индия,
что обусловлено развитием партнёрских связей в
рамках интеграционного объединения БРИКС,
которое успешно функционирует с 2009 года.
Общая численность студентов, кот орые приехали в
Россию с целью получения высшего образования,
составляет 250 658 студентов, что составляет 4,7%
от мирового показателя.
Заключение
Подводя итоги своего исследования, мне
хочется сказать, что образовательный туризм
является настоящим сокровищ ем для молодёжи,
потому что студенты могут расширять свой
кругозор путём раз вития навыков разговорного
иностранного языка, изучения традиций и обычаев
другой страны, диалога культур между
представителями разных этносов, получения
образования и профессионал ьных навыков за
рубежом. Помимо этих достоинств стоит также
упомянуть, что д анный вид туризма действительно
способен дисциплинировать человека, так как вы
находитесь достаточно долгое время в отрыве от
своих привычных жизненных условий, и для
успешного выж ивания и развития человеку
приходится выходить из зоны комфорта, что в
конеч ном счёте положительно сказывается на
навыках вашего обычного, профессионального
общения. Однако сегодня нам необходимо
продвигать данные возможности в массы, и это
приведёт к повы шению образованности студентов
и возможности применения опыта, полученного в
рамках стажировок, курсов, обучения за рубежом,
в их родной стране, что приведёт к росту
конкурентоспособности страны на международной
арене.
Что касается возможного развития данн ой
сферы туризма, то она, безусловно, является очень
перспективной сегодня, и она может удвоиться в
ближайшее десятилетие, однако из -за пандемии
коронавируса , которая является угрозой для всего
человечества, образовательный туризм может
продемонстрировать значительный спад, как и вся
отрасль туризма в целом, так как многие страны
сейчас активно приостанавливают въезд
65237
20862 17457 15263 14204 11950 11600 11269 6544 5523
70749
Количество студентов, приезжающих в Россию с целью получения
высшего образования(2019 год)
Источник : Global Flow of Tertiary -Level Students[8]
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 43
иностранцев на свои территории, закрывает
границы, и это всё ведет к тому, что количество
студентов, которые участвуют в программах
двойного диплома, включённого обучения, а также
практикуют навыки разговорного языка за
рубежом, сократится в разы по сравнению с
прошлыми годами.
Список литературы:
1. Артюшевская С.В. Языково -обучающий
туризм как способ изучения иностранных языков и
культур // Псих ология и педагогика: методика и
проблемы практического применения. 2016. №54.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovo -
obuchayusc.. (дата обращения: 21.02.2020).
2. Иванов Валентин Дмитриевич
Образовательный туризм как перспективное
направление молодёж ного туризма // Физическая
культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.
2019. №1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy -
turi.. (дата обращения: 21.02.2020).
3. Пономарева Т. В. Образовательный
туризм: сущность, цели и основные сегменты
пот ребителей [Текст] // Проблемы современной
экономики: материалы IV Междунар. науч. конф.
(г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2015. — С. 139 -143. — URL:
https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ ( дата
обращения: 21.02.2020).
4. Се ливанова Светлана Игоревна
Образовательный т уризм // Вестник ГУУ. 2014.
№11.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy -
turizm (дата обращения: 27.02.2020).
5. Фришман Ирина Игоревна, Стулова
Наталья Юрьевна Развитие навыков
образовательного туриз ма в общественной
деятельности детей и молод ежи // Вестник
академии детско -юношеского туризма и
краеведения. 2015. №3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie -
navykov -ob.. (дата обращения: 21.02.2020).
6. Официальный сайт программы Erasmus + в
России: URL :
http://www.erasmusplusinrussia.ru/index. php/ru/home
-ru-ru (дата обращения: 27.02.2020).
7. Официальный сайт программы
студенческого обмена « Work and Travel USA »:
URL : https://workandtravel.ru/ (дата обращения:
27.02.2020).
8. Global Flow of Tertiary -Level Students: URL:
http://uis.unesco.org/en/uis -student -flow (дата
обращения : 27.02.2020).
Приложение: результаты опроса.
64%
36%
Вы когда -нибудь слышали о возможностях
образовательного туризма?
Да
Нет
11%
89%
Пользовались ли Вы когда -нибудь возможностями
образовательного туризма?
Да
Нет
97 109
86
Знакомство с культурой
другой нации и страны
Изучение иностранного языка
в условиях погружения в
языковую среду
Получение образования и
опыта работы за рубежом
Какие цели может преследовать
образовательный туризм?