Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

А.Т. БОЛОТОВ И ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ (11-16)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/03/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 52, Том: 2, Страницы в выпуске: 11-16
Автор: Кузнецова Ольга Николаевна
кандидат ист. наук, Российский Технологический Университет МИРЭА ,
Анотация: В статье рассматриваются основные тенденции общественной жизни России середины XVIII в . в преломление с аналогичными веяниями в Западной Европе. На примере деятельности и творчества А.Т, Болотова прослеживаются изменения в общественно-политической и экономической мысли страны. Делается вывод, что простой тульский помещик мог оказывать влияние на развитие передовых взглядов своего времени
Ключевые слова: общество; политэкономия; русская философия ;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первая половина XIX в.) М.,1985 2. Бердышев А.П. Андрей Тимофеевич Болотов - выдающийся деятель науки и культуры. 1738-1833. / Отв. ред. Е.Н. Мишустин. М., 1988 3. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описанные им самим для своих потомков: в З томах. М.,1993 4. Болотов А.Т, О душах умерших людей. / Подготовка текста, вступительная статья. комментарии Т.В. Артемьевой. Спб.,2006 5. Булыгин И.А. Общественная мысль и культура России в XVIII в. // История Европы в 8 томах. Т.IV — Европа нового времени (XVII – XVIIIв.) М.,1994 — С. 327-339 6. Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. М.,1984 7. История русской экономической мысли. Т.1 М.,1955 8. Лазарев В.Я. Жизнь и приключения Андрея Болотова. // Альманах библиофила. Вып. IV. М.,1977. — С. 182-188 9. Новиков С.М. Болотов: Документальная историческая повесть. М.,1983 10. Русская мысль в век Просвещения. М.,1991
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 11
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.Т. БОЛОТОВ И ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИ Я В РОССИИ.

Кузнецова Ольга Николаевна
кандидат ист. наук, доцент
Российский Технологический Университет МИРЭА
г. Москва

A. T. BOLOTOV AND TH E AGE OF ENLIGHTENME NT IN RUSSIA

Kuznetsova Olga
Candidate of Science, assistant professor
of Russian technologi cal University MIREA

Аннотация
В статье рассматриваются основные тенденции общественной жизни России середины XVIII в . в
преломление с аналогичными веяниями в Западной Европе. На примере деятельности и творчества А.Т,
Болотова прослеживаются из менения в общественн о-политической и экономической мысли страны.
Делается вывод, что простой тульский помещик мог оказывать влияние на развитие передовых взглядов
своего времени.
Abstract
The article deals with the main trends of public life in Russia in the middl e of the XVIII century . in refraction
with similar trends in Western Europe. The changes in the socio -political and economic thought of the country are
traced on the example of th e activity and creativity of A. T. Bolotov. It is concluded that a simple Tu la landowner
could influence the development of advanced views of his time.
Ключевые слова: общество; политэкономия; русская философия
Keywords: society; political economy; Russia n philosophy

В России, как и в других европейских странах,
переходная фаза от феодализма к капитализму
породила идеологию Просвещения, которая стала
наиболее важным и ярким течением русской
общественной мысли 18 в.
Вопрос о сущности, особенностях и
хроно логических гранях русского Просвещения до
сих пор не получил в отечественной историографии
общепринятого решения. Особенно большие
разногласия вызывает определение его начального
этапа. Одни исследователи относят его зарождение
к 20 -30-м годам 18 в. и связ ывают его с именами
таких мыслителей как Иван Тимофеевич
Посошков, Василий Никитич Татищев, Антиох
Дмитриевич Кантемир. Другие не согласны с этим
и отв одят названым деятелям, в лучшем, случае
роль «предтеч», предвестником идеологии
Просвещения.
В целом, о бщественная мысль 18 в. выдвинула
ряд новых политических, социально -
экономических и культурных проблем. Понимание
роли государства в жизни общества нах одило
отражение в разработке идеологии абсолютизма, с
которым связывалась судьба начавшихся
преобразовани й. Утверждение или неприятие
абсолютной монархии стало своеобразным
«водоразделом» в идейных столкновениях в
Петровскую эпоху. Интересы основной массы
дворянства полностью совпадали с политической
программой абсолютизма. Оппозиция
политической власти сущес твовала главным
образом в среде боярства и духовенства. [6, c.4-6]
Последователи реформ вступали
убежденными сторонниками абсолютизма. Одним
из наиболе е известных его идеологов был Ф.
Прокопович, теоретически обосновавший право
монарха на неограниченную вл асть, приоритет
светской власти над церковной («Духовный
регламент» 1721, «Правда воли монаршей» 1722).
Апофеозом самодержавной формы правления стал
закон о праве монарха назначать наследника
вопреки традиции перехода престола к старшему
сыну (указ был отм енен Павлом Первым).
Концепция неограниченной власти в тот
период все еще опиралась на традиционное
понимание ее «божественного» происхождения. Но
с р аспространением в общественном сознании
взглядов европейских мыслителей идеология
абсолютизма начинала ис пользовать и
рационалистические идеи «естественного права»,
«общественного договора», выработанные
раннебуржуазной политической мыслью рубежа
17 -18 век ов. В общественном сознании
утверждалось представление о монархическом
государстве как о высшей форме вла сти, способной
обеспечить «благо» всех подданных.
Концепция общего «блага» понималась как
достижение благополучия в стране «через
служение государстве нному интересу». Служба,
прежде всего дворянства, становилась не только
обязанностью, но и долгом ве рнопо дданного
государя. В «Табели о рангах» (1722)
подчеркивалось, что «никто, даже из знатных
дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам

12 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
(т.е. монарху) и Отечеству никаких услуг не
окажут». [5, c.329]
В Петровскую эпоху усиливается роль
государственной вла сти во внутренней жизни
страны. Государственная политика наряду с
управлением, финансами, судопроизводством
затрагивает торговлю, мануфактурную и
завод скую промышленность, образование
книгоиздательское дело.
Идеи о необходимости просвещения, хотя и
медлен но, но все же проникали в общественное
сознание. В публицистике той эпохи можно
встретить мнение о целесообразности
распространения грамотности даже ср еди крестьян.
«Не худо бы так учить, – писал И.Т. Посошков в
известном сочинении «Книга о скудости и
бога тстве», – чтобы не было ни в малой деревне без
грамотного человека. И положить им крепкое
определение, чтобы безотложно детей своих
отдавать учить грам оте». Пожелание «иметь
крестьян умных и ученых» высказывал и В.Н.
Татищев.
Эти идеи передовых людей петр овского
времени в какой -то мере свидетельствовали о
появлении в общественном сознании нового
взгляда на человеческую личность. Не богатство и
знатность предков, а ум, храбрость и личные
качества, просвещенность помогали теперь занять
достойное место в обще стве. Человека начали
воспринимать как активно действующую личность,
ценность которой определялась прежде всего
приносимой отечеству пользой. Однако эт и новые
идеалы гражданина и патриота формировались в
обществе, где продолжали существовать и даже
усилива ться крепостное право, лишавшее
основную массу населения – крестьянство –
элементарных человеческих прав.
Петровская эпоха – важный этап в развитии
об щественного сознания, характеризуемый
ликвид ацией монополии церкви в духовной жизни,
развития светского з нания, рационалистических и
научных идей, формированием концепции
абсолютизма, появлением новых идейно -
художественных тенденций.
Стоит рассмотреть тот период русского
Прос вещения, который ни у кого не вызывает
сомнений. Он охватывает вторую половину 18 в. и
начинается деятельностью М.В. Ломоносова,
который многое сделал для того, чтобы широкие
массы народа получили доступ к просвещению и
науке. Особенно важно подчеркнуть его борьбу за
то, чтобы представители народа, крестьянства
могли получить не только об ычное школьное
образование, но и высшее, университетское. Сам
выходец из простого народа, Михаил Васильевич
знал, какие неисчерпаемые силы таятся в нем , и
делал все, чтобы его освободить от
крепостнических пут, создать условия для наиболее
полного его разв ития. Ломоносов вообще придавал
большое значение делу распространения
просвещения и научных знаний в стране и
первейшей обязанностью считал заботу о то м,
чтобы «в России ученые мужи размножались и
науки распространялись и процветали». [7, c.15]
Важной сто роной взглядов и деятельности
М.В, Ломоносова как просветителя была его борьба
за освобождение науки от засилья религии. Он
открыто выступил за самосто ятельность науки и
независимость научных исследователей, против
претензий богословов заменить науку религ ией,
требовал, чтобы духовенство «не привязывалось» к
науке и не смело «ругать наук в проповедях». Он
боролся против учреждения богословского
факультет а в основанном по его инициативе
Московском университете, так как считал, что «по
псалтыри» нельзя научит ься «астрономии и
химии», и замечал, пусть уж «богословский»
останется «синодальным училищем». Большую
известность приобрел его памфлет в стихах «Гимн
бороде», который в рукописных копиях тайно
распространялся в Петербурге. В нем он зло
высмеивал невежеств о, тупость и ложь
определенной части служителей церкви, и члены
Синода обвиняли его, что тут он «всех святых отец
учения и предания похулил».
Ломоносо в, как и многие другие просветители
его времени, большие надежды возлагал на
деятельность «просвещенных м онархов», к
которым в Росси он относил Петра Первого. По его
мнению, правители не толь сами должны быть
просвещенными, но и заботиться о
распространени и образования и просвещения в
народе, вообще проявлять заботу о народном благе.
Именно они должны были пр оводить в жизнь идеи
и предложения, которые высказывали
просветители.
На смену Ломоносову в 60 -80-е годы приходит
новое поколение просветителей. Среди них
почетное место занимают А. Я. Поленов, Я. П.
Козельский, Г.С. Коробьин, С.Е . Десницкий, Д.Н.
Аничков , Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н.
Радищев и А. Т. Болотов. Их идеология и
деятельность характеризуются рядом общих черт.
Главным центральным вопросом для русских
просветителей э того времени был крестьянский
вопрос, проблема освобождения крестьян. Эта
особенность русского просветительства не была
случайной, она определялась и обуславливалась
всей обстановкой в стране. Стоит в спомнить о том,
что именно в те годы власть дворянства н ад
крестьянами и крепостнический гнет достигают
своего апогея. Вместе с тем становится все более
очевидным, что крепостное право превратилось
уже в тормоз для дальнейшего развития экономики
и культуры . Не могла не влиять на пози цию
передовых людей своего в ремени борьба крестьян
за освобождение, их непрерывные волнения и
восстания, переросшие в 70 -е годы в мощную
крестьянскую войну. Большое влияние на
воззрения русских просветителей оказывали идеи
запад ноевропейского, особенно фра нцузского и
немецкого, Просв ещения, широко известные в
России благодаря многочисленным публикациям.
Однако, главное, что формировало идеологию

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 13
русских просветителей, была сама российская
действительность.
В 1776 г. Вольное экон омическое общество
объявляет конкурс на тему о целесообр азности
представления крестьянам земельной
собственности, в котором принял участие и А.Я.
Поленов, бывший солдатский сын, работавший
переводчиком в Академии наук. Он представил на
конкурс записку под названием «О крепостном
сост оянии крестьян в России». В ней он, исходя из
теории естественного права, выступает против
положения об извечном существовании рабства и
утверждает, что когда -то крестьяне были
свободными и лишь, потом были закрепощены.
Вообще в се сочинение Поленова проник нуто
сочувствием крестьянам, защитой их интересов, а
не интересов дворян, как у большинства
участников конкурса. Он рисует тяжелое
положение крестьян, которые «печальным своим
примером могут доказать, сколь пагубно конечное
угне тение для людей». Но Поленов еще не ставит
вопроса об ун ичтожении крепостного права,
выступая лишь за предоставление крестьянам
права собственности на землю и ослабление их
личной зависимости от помещика.
С решительным осуждением тяжелого
положения крепос тных крестьян выступали мног ие
депутаты Уложенной комисс ии. Депутат от дворян
Г. Коробьин заявлял, что, хотя крестьянин и без
того имеет «малый достаток», помещик в любое
время может лишить его и этой малости, вынуждая
их к побегам. Помещики, разоряя крест ьян,
разоряют тем самым и го сударство. А крестьянский
депутат И. Чупров говорил о помещиках,
«безмерно мучающих крестьян своих и несносные
дани собирающих». Его поддержал другой депутат
от крестьян, А. Маслов, предложивший, чтобы
государство отобрало у пом ещиков землю и
крестьян. [5, c.328]
Резкой критике крепостнические порядки в
деревне были подвергнуты на страницах
сатирических журналов «Трутень» и «Живописец»,
издаваемых в 1769 -1773 гг. одним из самых ярких
представителей русского Просвещения, Н.И.
Нови ковым. Авторами статей в них были как сам
Новиков, так и Радищев и Фонвизин, написавший
широко известные комедии «Недоросль» и
«Бригадир», обличавшие нравы помещиков. В
статьях была нарисована странная картина
невыносимого положения, в котором находились
крепостные крестьяне. Бедност ь и нищета,
непрестанная раб ота на господ, полное бесправие и
незащищенность от помещичьего произвола – вот
их удел. При этом Новиков и его сторонники не
только критикуют крепостное право с
экономической и правовой стороны, но и
показывают его разлагающее моральное влияние и
на крест ьян, и в еще большей степени на
дворянства, на тех, кто пользуется благами
крепостничества. Праздность, паразитизм и другие
пороки, которые вошли в плоть и кровь многих
помещиков, превратили их в мора льных уродов,
они стали смот реть на своих крестьян как н а
рабочий скот, нередко истязая их ради
собственного развлечения (Дарья Салтычиха).
Критика была направлена и против правительства,
которое запретило крестьянам жаловаться на своих
владельцев. Всем бы ло ясно, в том числе и самой
императрице Екатерине Второ й, что осуждаются и
критикуются не отдельные факты и явления, а вся
крепостническая система в целом.
Болотов как просветитель заботился о
распространении знаний, пытливо изучал природу.
Интерес к мир овоззренческим проблемам, и в
первую очередь к нравствен ным, сохранил до
конца своих дней. И самое существенное – в своем
образе жизни, поведении воплотил единство слова
и дела. Он подкупает нравственной чистотой,
твердыми принципами, от которых никогда да же в
сложных жизненных ситуа циях, не отступал.
Прекрасно зная французский и немецкий
языки, и будучи начитанным человеком, Болотов
был хорошо знаком не только с немецкой
натурфилософией, но и с произведениями
французских просветителей – «вольнодумцев», ка к
он сам их именовал. По его мнению, улучшение
жизни про стого народа должно наступать не в
результате получения им свободы, а путем
развития науки и просвещения. Наука облегчит
труд крестьянина, позволит увеличить
производство всего необходимого для жизни
человека, а просвещение улуч шит нравы, в том
числе и нра вы помещиков, которые будут
относиться к крестьянам как отцы к детям,
справедливо поощряя трудолюбивых и послушных
и наказывая лентяев и бунтовщиков. Эти
утопические и наивные рассуждения казались
Бол отову правильными, поскольку подкреплялись
примерами из собственной жизни: он всегда
хорошо относился к своим крестьянам, заботился
об их нуждах, наказывал только воров, пьяниц и
«бунтовщиков». Крестьяне, в свою очередь,
сравнивая отношение к ним их барина с
отношением соседских поме щиков, уважали
Болотова, и к онфликтные ситуации в имении были
крайне редкими. [2, c.25]
Однако следует отметить, что сословная
принадлежность Болотова в ряде случаев мешала
ему придти к правильным выводам в его
исследованиях по с ельскому хозяйству. Такова,
например, его серьезная ошиб ка в сравнительной
оценке производительности вольнонаемного и
крепостного труда. Андрей Тимофеевич, несмотря
на склонность к экономическому анализу во всех
свих научных разработках, в оценке
вольнонае много труда вступил в явное
противоречие со своей научно й объективностью.
По его мнению, русские крестьяне еще не
готовы к свободе, и им нельзя ее давать.
Убедительным доказательством неготовности
крестьян к свободе и необходимости твердой
власти над ними Болотову казался пример с т ак
называемыми однодворцами (категория
государственных крестьян свободных от
крепостной зависимости), с которыми ему
приходилось сталкиваться в поездках по

14 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
Тамбовской губернии. Свои впечатления от их
жизни, он описывал весьма об разно: «Некому вас
перепорот ь, чтобы вы были умнее и стр оились и
жили бы порядочнее. Хлеба стоят у вас скирдов
целые тысячи, а живете вы так худо, так бедно, так
беспорядочно. Вот следствие и плоды безначалия,
мнимого блаженства и драгоценной свободы. Одни
только кабаки и карманы отк упщиков наполняются
вашими и збытками, вашими деньгами, а отечеству
только стыд вы собою причиняете». Второе
соображение касалось производительности труда.
«Наемные работы в земледелии и домоводстве не
могут по многим отношениям быть таковы
совершенны, как производимые крепостными
люд ьми, не только при нынешнем положении и
состоянии дел, но и в случае освобождения
крестьян от рабства, то и следует само собою, что
для всякого хозяина выгоднее обрабатывать землю
и все свое хозяйство не наемными, а собственными
людьми и крестьянами». [2, c.45]
Важное место в идеологии русских
просветителей занимал вопрос о развитии
промышленности и торговли, о роли которую
играют в жизни общества заводчики, купцы и
ремесленники. Наибольшее отражение он получил
в сочинениях Полено ва, Десницкого и Новикова. В
общем виде их взгляды в этой области сводились к
следующему. Сила и процветание страны, считали
они, зависят от состояния «коммерции», «наук
купечества и художеств» (понимая под последним
ремесла и т орговлю). Однако привилегиро ванное
дворянское сословие с читает для себя позорным
заниматься подобной деятельностью, и вся она
ложится на плечи городского населения или
«мещанства». Городскому населению, особенно
купечеству, и нужно передать всю власть в го родах
и уравнять его в права х с дворянами. Вообще
необхо димо ликвидировать разные сословные
права и привилегии и сделать всех равными перед
законом, а также ввести свободу экономической
деятельности. Отсюда вытекало и требование
равных возможностей для пол учения образования и
занятий науками непривилегированным и
сословиями, в чем просветители 60 -80 -х годов
выступали прямыми продолжателями Ломоносова.
[7, c.36]
В тесной связи с требованием распространения
просвещения и научных знаний решался
просветителями вопрос об отношении к церкви . В
данном контексте в перву ю очередь необходимо
упомянуть диссертацию профессора Московского
университета Д.С. Аничкова, посвященную
проблемам происхождения религии. Он отмечал,
что для того, чтобы выяснить принципы
возникновен ия религиозных представлений ,
необходимо изучить условия жизни отсталых
народов, и пришел к выводу, что таких основных
причин три – страх перед непонятными явлениями
природы, фантастическое истолкование явлений
внешнего мира и их обожествление, а также
обо готворение отдельных наиболе е выдающихся
людей. Поэтому, несмотря на то, что Аничков не
отрицал существования бога и необходимости веры
в него, сама трактовка им причин происхождения
религии как естественных и вытекающих из самой
реальной жизни людей резко противоречила
многим церков ным догматам и библейским ми фам,
носила по существу антицерковный характер.
Большое внимание русские просветители
уделяли государственному и политическому строю
страны, внутренней политике и деятельности
монарха. В 60 -е годы бо льшинство из них
возлагают н адежды на просвещенного мона рха,
который, заботясь о благе своего народа,
осуществит их идеи и предложения. Такого
правителя они видели в то время в Екатерине
Второй, которая проводила в начале своего
царствования политику «прос вещенного
абсолютизма». Эта политика, направленная на
сохранение основ существующего строя,
одновременно включала в себя и некоторые
мероприятия, отвечающие стремлениям
просветителей. Все это в известной мере
определяло и умеренность их позиции в области
конкретных мер, особенно по к рестьянскому
вопросу. Резкая критика крепостного права,
сопровождалась не требованием его отмены, а
лишь предложениями по устранению его наиболее
отрицательных проявлений. Однако тогда
некоторые просветители выступали с более
радикальными идеями. Так, выхо дец из мещан С.Е.
Десницкий, ставший профессором Московского
университета, предложил в 1768 г. программу
преобразований государственного строя России,
которая в известной степени придавала
российскому самодержавию черты
конститу ционной монархии. В частност и, она
предусматривала созда ние Сената с широкими
законодательными и судебными полномочиями,
который тем самым имел возможность
ограничивать волю императора. В том же году Я. П.
Козельский публикует книгу «Философические
предлож ения», в которой предупрежда л, что
накопившиеся обиды мо гут превысить терпение
крестьян и их выступления против обидчиков будет
подобно напору реки, прорвавшей плотину, и в
таком случае «по справедливости почесть их
можно почти за невинных».
Дальше всех ш ел А.Н. Радищев, идеи которо го
стали как бы вершиной рус ского Просвещения 18
в. и в то же время свидетельствовали о переходе его
в новое качество. Выходец из небогатой
дворянской семьи, он получил образование в
Пажеском корпусе и затем в Лейпцигском
универ ситете, где познакомился с ф ранцузской и
немецкой филосо фией. Возвратившись на родину,
Радищев поступил на государственную службу и
одновременно занялся литературной
деятельностью. Именно в литературно -
публицистических сочинениях и нашли отражение
его обще ственно -политические взгляды . [9, c.56]
Крах надежд на екатерининский
«просвещенный абсолютизм» и в то же время
пример успешных буржуазных революций в
Северной Америке и Франции приводят Радищева
к убеждению, что от самодержавия и

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 15
господствующих верхов бес полезно ждать
освобождения н арода, что оно может быть на йдено
только на путях революционной борьбы. Уже в
примечаниях к переведенной им и опубликованной
в 1773 г. книге Мабли «Размышления о греческой
истории» Радищев дает свое определение сущности
абсолюти зма: «Самодержавство есть
наипротивнейшее человеческому естеству
состояние». Позднее в «Письме другу
жительствующему в Тобольске», автор утверждает,
что «нет и до скончания мира примера, может быть,
не будет, чтобы царь упустил добровольно что -
либо из свое й власти». А в своем знамени том
«Путешествии из Петербур га в Москву»,
вышедшим в 1790 г., он отвечает на вопрос, что же
делать, если монархи добровольно не поступаются
своей властью. В этом случае «человечество
возревет в оковах и, направляемое надеждою
свободы и… правом…, двинется» на власть,
которая «развеетс я в одно мгновение», и это будет
«день, избраннейший всех дней» и воцарится
«вольность, дар бесценный, источник всех великих
дел».
Радищев, выступая за полное освобождение
крестьян от крепостного пра ва, не исключал того,
что он о могло бы быть осуществлено и путем
реформ. Вместе с тем он понимал, что
самодержавие не пойдет на это, и поэтому
крестьянская свобода зависит только от его
свержения.
Как известно, Екатерина Вторая,
ознакомившись с «Путешеств ием», заявила, что
находит « тут рассеивание заразы франц узской», а
его автор – «бунтовщик хуже Пугачева». Судьба
Радищева была предрешена, вскоре последовал его
арест и ссылка в Сибирь.
Историческая заслуга Радищева в том, что он
первый провозгласил право народа на революцию,
в резу льтате которой только и можн о добиться
уничтожения крепостного права и самодержавия.
Тем самым он положил начало новому,
революционно -демократическому направлению в
русской общественной мысли.
В 50 -70 -е годы важной особенностью
общественно -политической и культурной силой
стала разно чинная интеллигенция,
формировавшаяся из представителей
непривилегированных податных сословий.
Демократическая интеллигенция создала
многочисленные оригинальные сочинения,
написанные в духе Просвещени я, перевела
большое количест во произведений
западноевроп ейской литературы (Вольтера, Руссо,
Гельвеция, Лессинга и пр.). В 70 -е годы
правительство поставило выходцам из
разночинной среды серьезный заслон на пути к
образованию, особенно высшему, поэтому их р оль
в развитии общественной мысли в последующем
менее за метна.
Ускоренное экономическое развитие,
разложение феодализма и вызревание в его недрах
буржуазных отношений, ожесточенная классовая
борьба, общий подъем культуры – все эти процессы
характерные как для России, так и для Европ ы 18
в., вызвали к жизни нов ую систему идей, взглядов
и представлений, или идеологию Просвещения.
Она стала новым и важным этапом в истории
русской общественной мысли. В своем развитии
Просвещение породило революционную мысль.
Идеи Просвещения и революции стали той почвой,
на которой выросло первое поколение русских
революционеров –декабристов. Они оказали
огромное влияние на развитие русской культуры и
нашли отражение в науке, художественной
литературе и искусстве. Русские просве тители не
только творчески о своили наиболее передовые
ид еи европейского Просвещения, но и внесли свой
немалый вклад в его историю.
Андрей Тимофеевич Болотов знаменит
благодаря своему многотомному труду, который он
писал около тридцати лет, с 1789 по 1816 года. Это
труд — его «Записк и», носящие название «Жизнь и
приключения Андрея Болотова, описанные самим
им для своих потомков». Он ярко изобразил
внутренний быт русского общества за всё XVIII
столетие, начиная с 1738 года, касаясь самых
разных его сторон. Э ти «Записки» — главнейший
из материалов по истории русск ого быта; они дают
подробные сведения о домашнем и общественном
воспитании русских дворян, сведения об их
провинциальной и столичной, домашней и
общественной жизни, об их военной и домашней
службе. Кр оме того, «Записки» дают пон ятие о
состоянии сельского х озяйства, русской
литературы, науки и книжной торговли и довольно
подробно говорят об участии России в войне с
Фридрихом II и о войнах Екатерины с турками,
поляками и шведами. Далее, в «Записках» мног о
важного о биографии госуда рственных и
общественных рос сийских деятелях с 1740 по 1793
года. Также рассказывается о правительственных
распоряжениях восьми царствований, с Петра I, до
Екатерины II, причём сообщается немало
подробностей о русском дворе врем ён Елизаветы
Петровны, Петра III и Екатерины II. Таким о бразом,
помимо важного автобиографического значения,
«Записки» представляют драгоценнейшее
достояние русской исторической литературы. Этот
памятник XVIII столетия долгое время находился в
рукописи, в семейном архиве потомков Бол отова. В
1839 году появляютс я первые небольшие отрывки
из «Записок» в «Сыне Отечества», книга 8 и 9, но
переделанные и исправленные. Затем в
«Отечественных Записках» 1850 и 1854 годах, в
томах 69 -78, появляются сначала первые че тыре
части «Записок» Болотов а (всего 29 частей), а после
того пятая и шестая части, но как и раньше, в
исправленном виде, с опущением многих
рассуждений. В 1858 и 1860 годах в «Библиотеке
для чтения» тоже печатаются некоторые отрывки
из 7, 8 и 9 частей «За писок», без переделок, но с
пропусками в десятки страниц . Наконец в 1870
году, в первый год издания «Русской Старины», в
приложении к ней, а затем в отдельном изданием,
«Записки» Болотова появились впервые почти
целиком, без всяких изменений.

16 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
Болотов не с вязан никакими канонами,
гос подствовавшими в литературе его времени.
Единственное, к чему он стремится – правдиво
рассказать о пережитом. Автор предельно
искренен, не боится выставить себя ни в смешном,
ни в неблагоприятном свете. Это одновременно и
докуме нт эпохи и личная исповедь. Перед
читателем последовател ьно проходят Семилетняя
война, будни русской армии, Петербург накануне
свержения Петра Третьего и столичные нравы,
сельский быт, атмосфера эпохи пугачевского
восстания и многое другое, увиденное
наблю дательным глазом и донесенно е до читателя.
Нас жителей 2 1 столетия удивляют и сами события,
о которых повествует современник -очевидец. Нас
покоряет обаяние первоисточника, и только потом
мы замечаем, что текст создан мастерски,
человеком, не думавшим о сво ем
профессиональном умении, а потому писавший
удивительн о непринужденно.
Когда однажды глухой февральской ночью
воры выкрали все сбережения,
девяностодвухлетний Андрей Тимофеевич в
письме к сыну сожалеет не о потере всего нажитого
за долгую жизнь (24 600 рублей – для первой
четверти 19 столетия громадные деньг и), а скорбит
только о пропаже своих записок. [3]
Сама деятельность этого выдающегося
просветителя, агронома, естествоиспытателя,
писателя, переводчика, редактора, ландшафтного
архитектора столь вели ка и разнообразна, что
отдел ьные аспекты его наследия пу бликуются в
различных солидных научных изданиях. Так,
например, в «Вестнике офтальмологии» за 1960
года (№6) была опубликована статья С.Г.
Магильницкого, посвященная исследованиям А.Т.
Болотова в обла сти глазных болезней. Причем
автор исследования, насчита в 45 публикаций
Андрея Тимофеевича, отмечал, что значение
многих из них не утрачено и до сих пор.
В заключение хочется привести слова доктора
философских наук А. Гулыги, справедливо
заметившего, что «Андрей Тимофеевич Болотов
был по -русски самобытен и по -европейски
образован и своей универсальностью чем -то
напоминает людей Возрождения». Стоит отметить,
что во время своего пребывания в Кенигсберге в
1755 -1762 гг. под его наблюдением
изготавливались тог да знамена для русской армии
и рисовались на них гербы в сех полков. По
болотовским эскизам чеканились монеты для
побежденной Пруссии.

Литература:
1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и
Западная Европа ( XVIII – первая половина XIX в.)
М.,1985
2. Б ердышев А.П. Андрей Тимофеев ич
Болотов - выдающийся деят ель науки и культуры.
1738 -1833. / Отв. ред. Е.Н. Мишустин. М., 1988
3. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея
Болотова: Описанные им самим для своих
потомков: в З томах. М.,1993
4. Болотов А.Т, О душах умерших людей. /
Подго товка текста, вступительная статья.
комментарии Т.В. Артемьевой. Спб.,2006
5. Булыгин И.А. Общественная мысль и
культура России в XVIII в. // История Европы в 8
томах. Т. IV — Европа нового времени ( XVII –
XVIII в.) М.,1994 — С. 327 -339
6. Грацианский П.С. Политическая и право вая
мысль России второй половины XVIII в. М.,1984
7. История русской экономической мысли. Т.1
М.,1955
8. Лазарев В.Я. Жизнь и приключения Андрея
Болотова. // Альманах библиофила. Вып. IV .
М.,1977. — С. 182 -188
9. Новиков С.М. Болотов: Документальная
историче ская повесть. М.,1983
10. Русская мысль в век Просвещения. М.,1991
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×