Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ (17-20)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/03/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 52, Том: 2, Страницы в выпуске: 17-20
Автор: Васёв Дмитрий Валерьевич
Кандидат пед. наук, Пермский государственный институт культуры , Пермь
Анотация: Успешность образования напрямую связана с активным чтением, что требует создания новых технологий, способствующих развитию целостной, креативно мыслящей личности. Цифровизация стала предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей экранного текста, визуального ряда, полифонии и гипертекста. Привлекательность современных технологий, сочетание традиционного и экранного чтения могут использоваться как средство мотивации и приобщения к чтению молодёжи.
Ключевые слова: кризис чтения; педагогическая технология; технологии чтения; успешность учебной и профессиональной деятельности;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Айзерман, Л.С. Доживем до воскресения /Л.С. Айзерман. Литература в школе вчера, сегодня, завтра. – М.: Нестор-История. 2018. – 294 с. 2.Васёв, Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности / Д.В. Васёв // Воспитание школьников. – 2011. – № 10. – С. 9-14. 3.Воронцов, А.В. Чтение как социальноэкономическая проблема. Общество. Среда. Развитие. М.: Академия. 2007. – 256 с. 4.Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. / Ю. П. Мелентьева. – М.: Наука. 2010. – 182 с. 5.Чудинова, В. П. Чтение детей и подростков в постсоветской России. / В. П. Чудинова. – М.: 2003. – 128 с.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 17
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕ СКАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕН ИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ

Васёв Дмитрий Валерьевич
Кандидат пед. наук, доцент
Пермский государственный
инст итут культуры
Пермь

SOCIO -PEDAGOGICAL PR OBLEM OF MASTERING T HE CULTURE OF READIN G

Vasev Dmitry Valerevich
Candidate ped. sciences,
associate professor
Perm State cultural institute
Perm

Аннотация
Успешность образования напрямую связана с активным чте нием, что требует создания новых
технологий, способств ующих развитию целостной, креативно мыслящей личности. Цифровизация стала
предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей эк ранного текста,
визуального ряда, полифонии и гипертек ста. Привлекательность современных технологий, сочетан ие
традиционного и экранного чтения могут использоваться как средство мотивации и приобщения к чтению
молодёжи.
Abstract
The success of education i s directly related to active reading, which requires t he creation of new technologies
that contribute to the development of a holistic, creatively thinking person. Digitalization has become a prerequisite
for the formation of a new reading culture, taking into account the features of the on -screen text, visua l range,
polyphony and hypertext. The attractiveness of modern technology, the combination of traditional and on -screen
reading can be used as a means of motivation and familiarization with the reading of young people.
Ключевые слова: кризис чтения, педагогическая технология , технологии чтения, успешность
учебной и профессиональной деятельности.
Keywords: reading crisis, pedagogical technology, reading technology, the success of educational and
professio nal activities.

Рост высокотехнологичных производств,
информационных потоков и других
инновационных процессов потребовал
существенных изменений в подготовке кадров с
достаточным образовательным,
профессиональным, экономическим и культурным
уровнем. Становление информацио нного
общества, появление новых медиасредств
радикально изменило отношение к книге и чтению,
наступил кризис чтения. Электронные устройства,
гаджеты, используемые в основном для игр и
просмотра развлекательных программ, вытеснили
чтение, которое развивало память, аналитическое
мышление, формировало через образы «книжных
героев» морально -эстетические качества личности,
способствовало получению социального опыта. Без
определённой культуры чтения не может быть
полноценного восприятия текста. Уникальность
чтени я в том, что оно формирует, развивает
когнитивное и эмоциональное состояние личности.
Без совершенствования и развития
индивидуальных способностей в читательской
деятельности, без поиска путей совершенствования
учебно -воспитательного процесса невозможна
эф фективность обучения. Чтение в отличие от
готовой информации из Интернета,
воспринимаемой без эмоций, будит мыслительную
деятельность, оказывает эмоциональное
воздействие на личность, влияет на формирование
положительных человеческих качеств.
Преодоление с ложившегося в настоящее время
кризиса чтения первостепенная задача системы
образования.
Владение знаниями в современных условиях
настолько значимо, что они стали главным
фактором развития общества, производства.
Обучение в старших классах средней
образова тельной школы требует от учащихся
осознанной самостоятельной работы над учебно -
познавательной литературой, умений серьёзно
работать с учебными текстами по гуманитарным и
естественнонаучным дисциплинам. Успешность
образования напрямую связана с активным
чте нием, что требует создания новых технологий,
способствующих развитию целостной, креативно
мыслящей личности. В настоящее время
применяется более ста технологий, каждая из
которых, имея свои особенности, нацелена на
достижение конкретного результата. Технол огии
чтения позволяют реализовать системно -
деятельностный подход в обучении и лежат в
основе формирования читательской культуры.

18 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
Любая педагогическая технология обладает
средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность
обучающихся, а в некотор ых технологиях эти
средства составляют главную идею и основу
эффективности результатов. Применение любой
технологии чтения предусматривает выполнение
действий предшествующих чтению текста,
непосредственногочтения текста и
результирующих действий после проч тения текста.
Выполнение действий предшествующих чтению
текста связано с диагностикой фоновых знаний,
навыков и умений чтения. Во время
непосредственного чтения текста на основе
применяемой технологии решаются
познавательно -коммуникативные задачи.
Результи рующие действия направлены на проверку
понимания прочитанного. Рассмотрим некоторые
технологии чтения, обеспечивающие полноценное
восприятие и понимание текста читателем.
Поисковое (просмотровое, сканирующее,
быстрое, выборочное) чтение. Уже из названия
ясно, что общее представление о читаемом
материале складывается после прочтения
заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев.
Цель поискового чтения – выбрать из текста
необходимую информацию по определённой
проблеме, объединить информацию по отдельным
вопро сам из нескольких текстов, найти в тексте или
в массиве текстов интересующие данные: факты,
характеристики, цифровые показатели, указания.
Для поискового чтения необходимо умение
ориентироваться в логико -смысловой структуре
текста, так как время нахождения информации
ограничено; по прочтении текста принять решение
– читать его полностью или нет. Поисковое чтение
на бумажном носителе – это чтение «по
диагонали», при чтении с электронного средства –
автопоиск по ключевым словам.
Технология поискового чтения:
– внимательно прочесть название; сопоставить
оглавление с названием;
– просмотреть начало каждой главы или
абзаца, обращая особое внимание на соответствие
содержания главному в тексте.
Поисковое чтение требует довольно высокой
скорости чтения, свободного ориентирования в
логико -смысловой структуре текста, умения
извлекать и использовать материал источника в
соответствии с конкретным коммуникативным
заданием.
Ознакомительное ориентировочное чтение –
установление в тексте наличия информации
относящейся к о пределенной проблеме,
представляющей для читающего интерес;
антиципирует изучающее познающее чтение.
Предваряя работу с текстом, читаем аннотацию,
оглавление, предисловие, послесловие. Материал
текста прочитывается как можно быстрее с целью
понять основное содержание и общую структуру
текста, выделить ключевые слова, выбрать главные
факты, обобщить содержание текста.
Технология обучения ознакомительному
чтению:
– прочесть заголовок текста и по нему
попытаться определить основную тему;
– выделить в тексте аб зацы и определить
степень важности каждого, отмечая в каждом
предложения, несущие главную информацию и
предложения, содержащие второстепенную
информацию;
– обобщить информацию, выраженную в
абзацах, в единое смысловое целое.
Изучающее (аналитическое) чтени е нацелено
на максима льно полное и точное понимание
содержащейся в тексте информации, на вдумчивое
её осмысление. При изучающем чтении происходят
действия по выявлению, интерпретации и созданию
новых смыслов; выполняются все виды
свёрт ывания информации: со здание текстов -
экстра ктов: аннотаций, рефератов, тезисов,
конспектов, создание схем текстов; оценка
прочитанного, присвоение новых знаний как
собственных.
Технология изучающего чтения:
– прочитать текст, сформулировать основную
тему, идею и вопросы, котор ые поднимаются в
текс те;
– разделить текст на смысловые части,
подобрать к каждой название и выделить основную
мысль;
– написать аннотацию к тексту, опираясь на
содержание прочитанного, акцентировать
проблемы, поднимаемые в тексте, кр атко
пересказать текс т или отрывок из него , используя
лексику текста;
–связать информацию, полученную из
прочитанного текста, с ранее изученным
материалом, выявить взаимосвязь, общее и
частное, сформулировать вопросы, вызвавшие
затруднение в понимании текс та;
– определить позн авательную ценнос ть
прочитанного, прокомментировать показавшуюся
наиболее интересной часть текста, констатировать
новые знания, полученные из текста;
предположить, как и где может быть использована
полученная информация.
Для изучающего чтения характерна ме дленная
неторопливая работа с текстом, анализирующее
перечитывание отдельных фрагментов текста,
дающее возможность понять логические связи в
предложениях и между частями текста; оценить,
информацию, сделать выводы.
Экранное чтение – чтение информации с
электронных носителей, обладающих широкими
аудио и визуальными ресурсами. При экранном
чтении можно быстро просмотреть текст, получая
общее о нём представление, знакомясь с
отдельными абзацами, страницами; выделяя
ключевые слова и поняти я, ища конкретные
дан ные. Экранное чтение даёт возможность
выделить и скопировать отдельные фрагменты
текста, требующие тщательного изучения.
Технология экранного чтения:

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 19
– задаём необходимые параметры, через
поисковики одной или нескольких
систем получа ем текст или интересу ющую
информацию;
– параллельно с чтением конспектируем,
копируя и видоизменяя необходимые фрагменты
текста, за счёт многооконного режима;
–расширяем возможности чтения, превращая
электронный текст в гипертекст, позволяющий
переходить от одной части текста к другой,
выбирать с укцессивность чтения;
– контролируем знания, продвигаясь по
электронному тексту; в отдельных случаях
движение может быть приостановлено тем, что в
текст встроена обучающая программа.
При всех достоинствах экранного чтения оно
по резуль татам исследований, п роведённых в
России и США, менее продуктивно, восприятие
электронного текста на 20 –30% ниже, чем при
работе с текстом на бумажном носителе. Читая
текст на бумаге, мы сами управляем процессом
чтения – текст пассивен , а читатель активен;
электронное чтение з аставляет нас двигаться от
ссылки к ссылке – текст активен и динамичен, ведёт
собой. Занимаясь экранным чтением, читатель
постоянно отвлекается на несколько дел
одновременно, что, по мнению шведского
нейрофизиолога Т. Клингберга, ведёт к перегрузке
мозга. В цифровую эпоху, находясь в
перенасыщенном информационном потоке и в
условиях многозадачности, мозг не
концентрируется ни на одной из них, что снижает
глубину понимания только что прочитанного
текста. Для разных з адач нужны разные
чит ательские навыки, и с овременный человек,
чтобы быть успешным, должен справляться как с
медленным аналитическим чтением при чтении на
бумажном носителе, так и с более быстрым
поверхностным экранным чтением.
Смысловое чтение - вдумчивое
проникновение в текс т с целью такого пони мания
материала, которое даёт возможность
анализировать, сравнивать, сопоставлять и
оценивать полученную ранее и новую
информацию.
Технология смыслового чтения:
– восприятие информации, содержащейся в
тексте, осмы сление встречающихся
в тексте слов, высказываний, фрагментов;
– понимание текста – когнитивный процесс
выявления литофонического содержания текста и
соотнесение прочитанного с ценностно -
смысловыми и мотивационно -волевыми
качествами личности;
– интерпрета ция – выявление внутр еннего
смысла текста и обогащение его новым
содержанием; оценка происходящих событий с
точки зрения персонажей произведения, автора и
читателя.
На глубину и точность восприятия текста
оказывают влияние образованность,
эмоциональность, уровень читательской культуры;
Л. С. Выгот ский подчёркивал «Содержание текста
всегда имеет множество степеней свободы: разные
люди понимают один и тот же текст по -разному в
силу своих индивидуальных особенностей и
жизненного опыта».
Критическое чтение тре бует от читателя
полн ого понимания содержа ния текста, умения
соотнести авторское мнение с личной точкой
зрения, с собственным жизненным опытом.
Критическое чтение заставляет читателя
корректировать собственные убеждения или даже
отказываться от них, если о ни противоречат новым
знаниям. В 90 -е годы XX века американские учёные
К. Мередит, Дж.Стил, Ч.Темпл, С. Уолтер
разработали технологию развития критического
мышления (ТРКМ). Опираясь на эту технологию,
педагоги –исследователи И.О. Загашев, С.И. Заир -
Бек, И. В. Муштавинская созда ли технологию
критиче ского чтения, выделив ряд этапов.
Технология критического чтения.
I этап: актуализация:
–обновление имеющихся знаний;
– стимулирование интереса к получению
новой информации;
– коммуницирование, постановка собственных
целей обучения.
II этап: содержание:
–выделение новых информационных смыслов
по теме;
– классификация информации по категориям
знания;
– поддержание, развитие интереса к изучаемой
теме.
III этап: рефлексия:
– анализ новой информации;
– творческая переработка новой информац ии,
расширению информационного поля;
– сравнительная оценка изученной
информации, выработка собственной позиции.
Критическое чтение развивает мышление,
необходимое не только в учёбе, но и в
повседневной ж изни.
Понятийно -образная технология чтения.
Понятий но -образ ная технология чтения
применима к преподаванию дисциплин любого
цикла – гуманитарного или технического.
Специалист, приступая к решению поставленных
специфических задач, неизбежно сталкивается с
ме тодологическими вопросами, теоретическими
построени ями, эмпирическим опытом.
Эффективность учебной дея тельности невозможна
без основательного знания понятий и правил,
которые регулируют эти понятия, выбора пути
перехода понятий в суждения, а суждений в
лог ически связанную систему. Составить
правильную карт ину окружающего нас мира
помогает диалектическая фи лософия через понятие
– формы человеческого мышления, отражающей в
общих чертах суть явлений и предметов
окружающего нас реального мира, выделяя среди
них как общие, так и специфические признаки, и
закрепл яя полученный опыт в определениях,
которые дают точ ное толкование какого -либо
понятия. При чтении головной мозг в результате

20 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
переработки информации с помощью органов
чувств создаёт зримый образ, складывающ уюся
обобщённую картину ситуаций, явлений,
предмето в. Образное чтение реализуется с
помощью механизма представления,
мыслительных процессов, формирующих
целостную картину описываемого. Способность к
творению образов уникальна, ею наделён только
человек. Со здаваемый при чтении образ имеет
свойство влиять на формирование характера,
поведение, мировоззрение о тдельной личности.
Понятийно -образное чтение даёт не просто некую
сумму знаний, оно учит правильно ставить вопросы
и искать на них ответы, позволяет лучше понять
себя и других при коммуникации.
Технология понятийно -образного чтения:
– первичное восприятие текста,
формулирование основной идеи или совокупности
главных смыслов;
– логическое выделение понятийно -
смысловых групп;
– медленное, вдумчивое прочтени е каждого
фрагмента с постановкой
уточняющих вопро сов к смысловым частям;
– объединение в общую картину, смысловое
целое отдельных фактов текста;
– создание мысленно -графической картинки
образа: зрительное восприятие → ощущение →
чувства → понятийно -слове сный образ;
– осмысление причин происходящего и
обр азное представление возможных путей реш ения
проблем;
– образное представление пересказа текста или
отдельных фрагментов и их описание;
– обобщение прочитанного, выявление
заложенных в нём смыслов.
Понятийн о-образное чтение, визуализируя
текст, даёт шанс на воплощение новых идей,
мотивирует интерес к чтению , расширяет кругозор,
способствует познавательно -эмоциональному
обогащению личности.
Владение перечисленными технологиями
чтения позволяет свободно перехо дить от одной
технологии чтения к другой, так назыв аемому
контекстному чтению. Для расширения кругозор а в
конкретных областях научного знания применяется
поддерживающее (компетентностное) чтение
научной литературы по общим и специальным
темам.
Компьютериз ация оказала сильное влияние на
чтение как инструме нт культурного развития
личности; при декларируемой обществом ценности
чтения, в молодёжной среде складывается
деструктивная тенденция лояльности к невежеству,
чтение интенсивно вытесняется новыми
информац ионными технологиями, сохраняются,
доминируют тольк о две функции чтения:
образовательная и релаксацион ная. Снижение
статуса чтения ведет к возрастающему дефициту
знаний, мешает передовому движению общества на
пути к прогрессу, сказывается на уровне общей
образованности. Научно -технический прогресс, не
толь ко не приближает молодёжь к чтению и книге,
а скоре е отдаляет и от них, и от созданных
человеком в ходе истории материальных и
духовных ценностей, формируя рационально -
потребительский тип сознания. Универс альная
печатная энциклопедия « The World Book
Encycl opedia » определяет чтение как основу
обучения и один из самых необходимых навыков в
жизни: «Люди, которые умеют хорошо читать,
вносят вклад в создание процветающего,
трудоспособного общества. В то же время они сами
живут более насыщенной жизнью». Культура
чтения, традиционное и экранное чтение, дополняя
др уг друга, могут стать средством мотивации и
приобщения к чтению молодёжи.

Литература
1. Айзерман, Л.С. Доживем до воскресения
/Л.С. Айзерман. Литература в школе вчера, сегодня,
завтра. – М.: Нестор -Истори я. 2018. – 294 с.
2.Васёв, Д.В. Чтение как фактор успешного
обучения и социального становления личности /
Д.В. Васёв // Воспитание школьников. – 2011. – №
10. – С. 9 -14.
3.Воронцов, А.В. Чтение как социально -
экономическая проблема. Общество. Среда.
Развит ие. М.: Академия. 2007. – 256 с.
4.Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс,
деятельность. / Ю. П. Мелентьева. – М.: Наука.
2010. – 182 с.
5.Чудинова, В. П. Чтение детей и подростков в
постсоветской России. / В. П. Чудинова. – М.: 2003.
– 128 с.
© Д.В. В асёв, 20 20
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×