Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ МГАВМИБ (23-27)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/11/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 60, Том: 1, Страницы в выпуске: 23-27
Автор: Першин Юрий Лаврентьевич
преподаватель, ФГБОУ ВО МГАВМиБ-МВА имени К.И. Скрябина , Москва
Автор: Сурков Александр Михайлович
кандидат пед. наук, доцент , ФГБОУ ВО МГАВМиБ-МВА имени К.И. Скрябина , Москва
Автор: Нюрксне Лариса Алексеевна
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО МГАВМиБ-МВА имени К.И. Скрябина , Москва
Анотация: Правильная организация работы кафедры физического воспитания со студентами – это основа сохранения и укрепления здоровья студенческой молодёжи. Высокая эффективность занятий достигается оптимальным подбором средств и методов физического воспитания, соответствующих состоянию здоровья и уровню физической и двигательной подготовленности обучающихся и имеет, прежде всего, оздоровительную направленность.
Ключевые слова: индивидуальный подход; Минздрав; дыхательная гимнастика; COVID-19; скандинавская ходьба; адаптивная физическая культура; специальная медицинская группа; реабилитация;
Данные для цитирования: Сурков Александр Михайлович Нюрксне Лариса Алексеевна . РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ МГАВМИБ (23-27). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/11/09; 60(1):23-27

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Антипов О.В., Суханова Е.Ю., Гежа Р.В. Комплекс дыхательной гимнастики как способ восстановления студентов, переболевших новой коронавирусной инфекцией // National science journal. - №32. – 2020. – С.4-6. 2. Карсека Л.С., Нюрксне Л.А., Штукин Н.Н. Содержание методики преподавания дыхательных упражнений по дисциплине «Физическая культура и спорт» в спецмедгруппе / Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. – ФГБОУ ВО Чувашская ГАУ, 2020 г. – с. 496-501. 3. Карсека Л.С., Сурков А.М., Штукин Н.Н. Новый универсальный подход к методике занятий физической культурой со студентами в специальной медицинской группе / Культура физическая и здоровье: журнал 3(71). – Воронеж, ФГБОУ ВО ВГПУ, 2019 г. – с.138-139. 4. Штукин Н.Н., Карсека Л.С., Антипов О.В. Скандинавская ходьба как раздел дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов специальной медицинской группы / Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. – ФГБОУ ВО Чувашская ГАУ, 2020 г. – с. 517-521.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 23

проявляется в ночной период – в сонном состоянии
у человека снижается тон ус сосудов. Следует знать,
что нос закладывается, ды шать трудней,
происходит процесс интраназального
соп ротивления вдыхаемому воздуху, который
увеличивается в 3 раза. Во время носового процесса
усиливаются болезни аллергии, простуда и др.
Йоги определили, что процесс дыхания, проходит
через правую ноздрю, с огревает воздух (т.е.
солнечное дыхание), через леву ю происходит
охлаждение (т.е. лунное). Нос является удобным
местом для проведения лечебных процедур,
массируя поверхность наружного носа, а также
биолог ические активные точки, находящиеся на
носовой перег ородке. При проведении массажных
физиологических про цессах, значительно
увеличивается кровоснабжение носовой полости
носа. В процессе физиологического дыхания в
носовой полости имеются рецепторы слизистой
носа, которые воздействуют на импульсы, а они
перед аются в гипоталамус продолговатого
головного мозга. Нос является важнейшим каналом
дыхания, а рот – резервным, запасным процессом
дыхания. Физиологи показали, что дыхание ртом в
течение 15 мин происходит снижение содержание
кислорода (О 2) в крови. Известно , что ротовое
дыхан ие неизбежно, ведёт к болезням.
Физиологией доказано, что процесс дыхания ртом
в состоянии покоя уменьшает физиологические
резервы организма – свидетельствующие о слабом
здоровье. Врачи практики, педиатры, ЛОР -врачи
утверждают, что люди дышащие ртом, часто
болеют простудными заболеваниями , бронхитом,
бронхиальной астмой, пневмонией, ангинами и
проявляются разные нервные стрессы. Физиология
выявила, что дыхание ртом у детей приводит к
зам едлению роста щитовидной железы, снижению
развития о рганизма человека, возможно
существенное уменьшение содержания
эритроцитов на 15 -20%, гемоглобина на 5 -10% в
крови. Врачи практики утверждают, что дети,
подростки дышащие ртом, никогда не будут
здоровыми и никакие таблетки, приказы им не
помогут. Особенно важно учащимся правильно
объяснять полезность дыхани я носом, а с помощью
оздоровительных дыхательных практик, помочь им
восстановить и сохранить правильный
дыхательный процесс носом.

Список литературы
1. Зинатулин С.Н. Целебная энергия дыхания.
Оздоровле ние организма / С.Н. Зинатулин. – М.:
Айрис -пресс, 20 16. – 256 с.
2. Зеленин Л.А. Научно -теоретические и
методологические нетрадиционные
оздоровительные гимнастические дыхательные
технологии, влияющие н а состояние здоровья
студентов института культуры / П енитенциарная
система и общество: опыт взаимодействия //
Сборник материалов V Международный научно -
практической конференции 4 -6 апреля 2018. –
Пермь. – 2018. – С. 401 -404.
3. Малахов Г.П. Лечебное дыхан ие:
практический опыт. – СПб.: «Невский проспект»,
20 02. – 160 с.
4. Малахов Г.П. Современные дыхательные
практики / Г.П. Малахов. – Донецк: Сталкер,
Генеша, 2007. – 253 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСК ОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ МГАВМИБ

Першин Юрий Лавре нтьевич
преподаватель
ФГБОУ ВО МГАВМиБ -МВА имени К.И. Скрябина
г. Москва
Сурков Александр Михайлович
кандидат пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО МГАВМиБ -МВА имени К.И. Скрябина
г. Москва,
Нюрксне Лариса Алексеевна
ст. преподаватель
ФГБОУ ВО МГАВМиБ -МВА имени К.И. Скрябина
г. Москва

IMPLEMENTATION OF LEVEL DIFFERENTIATION TECHNOLOGY WHEN CONDUCTING
CLASSES ON PHYSICAL EDUCATION WITH STUDENTS OF MSAVMAB

Pershin Yurij
Teacher
of Moscow Veterinary Academy, Moscow
Surkov Аleksandr
Candidate of Science, assistant prof essor
of Moscow Veterinary Academy, Moscow
Nyurksne Larisa
Senior Lecturer
of Moscow Veterinary Academy, Moscow

24 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 2020

АННОТАЦИЯ
Правильная организация работы кафедры физического воспитания со студентами – это основа
сохранения и укрепления здоровья студенческой молодёжи. Высокая эффективность занятий достигается
оптимальным подбором средств и методов физического воспитания, соответствующих состоянию
здоровья и уровню физической и двигательной подготовленности обучающихся и имеет, прежде всего,
оздоровительную на правленность.
ABSTRACT
The correct organization of the work of the department of physical education with students is the basis for
the preservation and strengthening of the health of student youth. The high efficiency of classes is achieved by the
optimal selection of means and methods of physical education, corresponding to the state of health and the level
of physical and motor fitness of students and has, first of all, a health -improving orientation.
Ключевые слова: индивидуальный подход; Минздрав; дыхат ельная гимнастика; COVID -19;
скандинавская ходьба; адаптивная физическая культура; специальная медицинская группа; реабилитация.
Keywords: individual approach; Ministry of Health; breathing exercises; covid -19; Scandinavian walking;
adaptive physical educa tion; special medical team; rehabilitation.

Устойчивой тенденцией последнего
десятилетия является ухудшение здоровья
населения разных возрастных групп, особенно лиц
молодого возраста. Особую тревогу вызывает
негативная динамика практически в сех показател ей
здоровья с туденческой молодежи, поскольку она
представляет собой тот потенциал, которому
предстоит решать важнейшие задачи по развитию и
преобразованию общества в ближайшие годы.
По данным Минздрава РФ (исследования
проводились с 2005 по 20 15 год) абсол ютно
здоровым и считались 4,3%, «практически
здоровыми» – 44% школьников. Среди
одиннадцатиклассников абсолютно здоровых детей
уже не осталось. Доля «практически здоровых»
снизилась до 34%. У каждого второго выпускника
диагностированы хроническ ие заболевани я.
Какое же сегодня состояние здоровья у
студентов? Определенную картину состояния
здоровья студенческой молодежи дают результаты
мониторинга, проводимого ежегодно, в частности,
в Российском государственном университете нефти
и газа им. И.М. Губкина. Он п оказал, что
безопа сный уровень здоровья (БУЗ) имеют 7%
студентов; 30% – средний; 27% – ниже среднего;
36% – низкий. За последние 3 года БУЗ в этом вузе
снизился на 4 -6%.
Самые распространённые отклонения:
нарушения сердечно -сосудистой и к остно -
мышечной сис тем, органов дыхан ия, нервной
системы и психической сферы, а также
расстройства зрения. Наиболее часто
встречающиеся хронические заболевания: язвенная
болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость
средней и высокой степени.
Отмечается, что по сравнению с началом 1990 -
х го дов состояние здоровья учащихся ухудшилось
в 2,4 -2,7 раза, а хронические болезни стали
встречаться у них чаще на 40 -70%.
Технология дифференцированного обучения
при проведении занятий по физической культуре и
спорту пре дставляет собой си стему
индивидуальн ого подхода к каждому учащемуся с
учётом его двигательной и физической
подготовленности, с учётом состояния его
здоровья. Такой подход наиболее актуален в наше
время, так как речь идет о физическом здоровье
студенческой молодёжи.
Студент ы, имеющ ие слабую физическую
подготовку, получают строго дозированную
физическую нагрузку, к ним предъявляются
минимальные требования, занятия с этой группой
имеют преимущественно оздоровительную
направленность.
К студентам же, имеющим в ысокую
физическую подготовленность, активно
занимающимся физкультурой и спортом,
ориентированным на сдачу комплекса ГТО,
предъявляются повышенные требования. Эта
группа обучающихся получает на занятиях гораздо
большую физическую нагрузку, выполняют более
сложные задания, им еют возможность за ниматься в
спортивных секциях в нашем спортивном
комплексе.
В начале каждого учебного года все студенты
Академии предоставляют медицинские справки о
состоянии здоровья с указанием группы здоровья.
Студенты, не имеющие ог раничения для заня тий
физической кул ьтурой и спортом или имеющие
незначительные ограничения, занимаются в
основной группе. При проведении занятий со
студентами подготовительной группы, обязательно
учитываются рекомендации врача индивидуально
для каждого ст удента, соблюдаютс я все
ограничения двигательной активности. Эти
учащиеся не подвергаются тестированию.
Студенты, имеющие значительные
ограничения для занятий физической культурой,
занимаются в специальной медицинской группе,
занятия в которой имеют исклю чительно
оздоровит ельную направленно сть. Занятия в этой
группе проводят квалифицированные специалисты
в области адаптивной физической культуры.
На нашей кафедре проводятся
фундаментальные исследовании методик
преподавания физической культуры для учащихся,
имеющих ограниченн ые возможности. Об
эффективности этих методик красноречиво говорит
тот факт, что некоторые учащиеся, занимающиеся
в специальной группе, в процессе обучения в
Академии, переходят со временем в основную
группу.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 25

При проведении занятий со сту дентами
специально й медицинской груп пы решаются
следующие задачи: укрепление здоровья
обучающихся; расширение диапазона
функциональных возможностей организма;
улучшение иммунитета; обучение различным
двигательным навыкам; воспитание устойчивой
мотивации к занятиям физически ми упражнениями
и ведению здорового образа жизни; воспитание
чувства коллективизма и взаимопомощи;
воспитание морально -волевых качеств; обучение
элементам самоконтроля.
Следует отдельно остановиться на некоторых
особенностях проведения за нятий в специально й
медицинской груп пе.
Во -первых, студенты, занимающиеся в
специальной медицинской группе, имеют
различные отклонения в состоянии своего
здоровья. Это необходимо учитывать при
организации занятий в данной группе.
Во -вторых, степень огранич ения физических
возможностей у всех разная, поэтому необходимо
строго дозировать физическую нагрузку отдельно
для каждого обучающегося в данной медицинской
группе.
Для реализации учебной программы
дисциплины требуется проводить комплектование
спецмедгрупп с учетом того или иного
заболевания, очагов хронической инфекции,
медицинских показаний, физической
подготовленности. Для групп студентов с разными
заболеваниями используются различные методики
занятий и контроля нагрузок. Это обстоятельство,
несомненно, п озволяет успешно р ешать задачи
корре кции и профилактики заболевания, достигать
улучшения функционального состояния [3].
Исходя из этих положений, необходим строго
дифференцированный подход к каждому
обучающемуся, для чего целесообразно разделить
каждую мед ицинскую группу на различные
подгруп пы, принимая во внимание различные
ограничения физических возможностей, степень
ограничения, психическое и эмоциональное
состояние каждого занимающегося. Также
необходим гендерный подход при организации
занятий в этих гр уппах.
Далее приво дятся метод ические рекомендации
по организации проведения различных форм
занятий со студентами, отнесёнными по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе.
Примерный комплекс упражнений для
учащихся, имеющих заболевания опорно -
дви гательного аппарат а.
Все упражнения выполняются плавно, без
резких движений. Амплитуда выполнения
постепенно увеличивается. Комплекс выполняется
в «мягком» зале, либо на гимнастическом коврике.
В ходе занятия необходимо следить за состоянием
каждого обучаю щегося, правильнос тью
выполнения упр ажнений, правильностью дыхания,
обеспечивать индивидуально для каждого
правильную дозировку упражнений.
1. И.п. – основная стойка. Три наклона вперёд,
на четыре – прогнуться назад.
2. И.п. – основная стойка, руки на пояс е.
Поднимание на н оски, возвращение в основную
стойку.
3. И.п. – основная стойка, руки за головой.
Вращение тазом.
4. И.п. – основная стойка, руки за головой.
Повороты вправо -влево; наклоны вправо -влево.
5. И.п. – основная стойка. Согнутая в коленях
правая (левая) нога вытя нута вперёд. Враще ние в
тазобедренных суставах.
6. И.п. – лёжа на спине, ноги согнуты в
коленях. Максимально прогнуться, задержаться и
вернуться в исходное положение.
7. И.п. – лёжа на спине, руки в стороны.
Касание носками ног пола за го ловой.
8. И.п. – лёжа на спин е, руки в стороны, ноги
согнуты в коленях. Одновременное касание ковра
коленями справа – слева.
9. И.п. – лёжа на боку. Махи ногами.
10. И.п. – лёжа на животе, одновременное
поднимание вверх правой ноги, левой руки,
возвращение в исходное положе ние; поднимание
вверх левой н оги, правой руки, возвращение в
исходное положение.
Очень важно следить за правильностью
дыхания во время выполнения физических
упражнений.
Одним из основных средств физической
культуры являются ды хательные упражнения. Эти
упр ажнения оказывают лечебное и
профилактическое воздействие на организм
человека. Сочетание дыхательных и различных
физических упражнений значительно повышает
эффективность занятий [2].
Дыхательные упражнения чрезвычайно
полезны при заболеваниях желудочно -ки шечного
тракта (ЖКТ). Эти упр ажнения оказывают
локальное воздействие на органы пищеварения за
счёт движения диафрагмы (вниз – при вдохе и
вверх – при выдохе), что стимулирует более полное
насыщение крови, циркулирующей в органа х ЖКТ,
кислородом, а также ок азывает массирующее
воздейств ие и нормализует работу органов системы
пищеварения.
Особую актуальность дыхательные
упражнения приобретают в свете захлестнувшей
весь мир пандемии коронавируса, так как люди,
перенесшие коронавирус ную инфекцию, в качестве
осло жнения получают значительные поражения
легких, и выполнение дыхательных упражнений в
комплексе с различными восстановительными
мероприятиями позволяет достичь быстрой
реабилитации.
У студентов, переболевших COVID -19, после
полн ого выздоровления наблюдаются остаточные
явления: общая сл абость, одышка, кашель.
Минздрав России выпустил рекомендации по
реабилитации после коронавирусной инфекции. В
свете этих рекомендаций дыхательной
гимнастикой необходимо заниматься не менее 3 -4
раз в неделю. Причём продолжать з анятия

26 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 2020

возможно даже при плох ом самочувствии (даже
лежа в постели). Занятия дыхательной гимнастикой
можно проводить как с инструктором, так и
самостоятельно. В рекомендациях Минздрава есть
комплексы гимнастики для людей с разли чным
уровнем физического сост ояния. Рекомендовано
диафрагм альное и полное дыхание, которое можно
выполнять лёжа и сидя.
Простейший комплекс дыхательной
гимнастики, рекомендованный Минздравом для
пациентов, переболевших COVID -19.
1. И.п. – лёжа на спине. На дуваем живот
(вдох). Втягивае м живот (выдох). На вдохе дав им
рукой на нижнюю часть груди. В конце выдоха
надавливаем на живот.
2. И.п. – сидя на стуле, руки на коленях.
Наклон тела вперёд, руки скользят по голеням до
стоп (выдох). Возвращение в исходное по ложение
(вдох).
3. И.п. – сид я или лёжа. Р уки в стороны (вдох).
Обхватить себя за плечи (форсированный выдох).
4. И.п. – лёжа на животе с валиком под тазом.
Попеременное сгибание ног в коленных суставах.
Дыхание произвольное.
5. И.п. – стоя на коленях и ки стях рук.
Глубокий вдох. Форс ированный выдох.
6. И.п. – лёжа или сидя. Одна ладонь на груди,
другая на животе. Глубокий вдох грудью,
выпячивая живот, наполняем воздухом нижний
отдел лёгких. На вершине вдоха задержка дыхания
на 1 -2 сек. Медленный выдох с по степенным
втягиванием живота.
По мере восстановления число повторений и
интенсивность необходимо увеличивать [1].
Для обучающихся, страдающих сердечно -
сосудистыми заболеваниями, рекомендована
скандинавская ходьба. Ходьба – самая полезная и
физиологичная на грузка.
Положительные свойств а скандинавской
ходьб ы:
1) не имеет противопоказаний;
2) положительно влияет на общий уровень
физической подготовленности занимающихся,
способствует улучшению работы сердечно
сосудистой и дыхательной систем, опорно -
двигательног о и вестибулярного аппарата, является
эффективным средство м коррекции осанки и
телосложения;
3) доступна для людей различного возраста с
различным уровнем физической подготовки в связи
с простотой двигательных операций и наличием в
основе техники навыка хо дьбы как природной
способност и человека;
4) имеет не только большое практическое
значение как средство оздоровления, реабилитации
и рекреации, но и существенный социальный
эффект, так как повышает уровень психического
здоровья занимающихся, формирует у них
ценностное отношение к физич еской культуре и
основам здор ового образа жизни.
Перечисленные выше преимущества нового
вида ходьбы позволяют сделать вывод о
целесообразности внедрения и использования
данного вида ходьбы во время занятия студентов,
отнесенных к специальной медицинской гр уппе [4].
В настоящее время наблюдается рост
количества студентов, имеющих проблемы со
зрением. В первую очередь это связано с
воздействием факторов внешней среды: плохая
экология, не полноценное и не сбалансированное
питание, большой объём информации,
нео бходимость продолжительной ра боты с
компьютером, а также чрезмерного увлечения
гаджетами современных студентов. Это
обстоятельство ставит цель перед нашими
педагогами: не только остановить
прогрессирование ухудшения зрения, но и, по
возможности, восстанови ть его. Для этого
необходимо продумать и реализовать правильную
методику организации занятий, обязательно
включающую в себя упражнения для
восстановления зрения. Прежде всего, необходимо
вооружить обучающихся следующими знаниям и:
отчего ухудшается зрение и как остановить этот
процесс, влияние упражнений, как на зрение, так и
на организм в целом. Занятия, по возможности
проводить на свежем воздухе. В занятие включать
элементарные упражнения для восстановления
зрения (глазодвигате льные движения), для
профилак тики неправильной осанки. Бол ьшим
плюсом данных упражнений являются
минимальные требования к месту проведения и
возможность совмещения с любыми видами
физкультурно -оздоровительных деятельности.
Простейшая гимнастика для глаз.
Смотрим вверх -вниз с максимал ьной
амплитудой; чертим круги по часовой стрелке и
обратно; рисуем глазами диагонали; чертим
глазами квадрат; взгляд идет по дуге выпуклой и
вогнутой; рисуем глазами восьмёрку
(бесконечность); постепенно подносим палец к
носу и фокусируем на нём взгляд; бы стро моргаем.
Каждое упражнение выполнять 7 -8 раз, при
этом после каждого упражнения расслаблять глаза
(частое моргание). Важно научить студентов при
работе за компьютером каждый час делать перерыв
как физкультпауза на 5 -10 мин ут для выполнения
нескольких упражнений из приведённых выш е.
Подводя итоги можно сделать вывод, что
правильная организация работы кафедры
физического воспитания со студентами с
ослабленным здоровьем – это основа сохранения и
укрепления здоровья студенческо й молодёжи.
Высокая эффективн ость занятий достигается
опти мальным подбором средств и методов
физического воспитания (с учётом
противопоказаний), соответствующих состоянию
здоровья и уровню физической и двигательной
подготовленности обучающихся и имеющих,
прежде всего, оздоровительную направленность.

Список литературы
1. Антипов О.В., Суханова Е.Ю., Гежа Р.В.
Комплекс дыхательной гимнастики как способ
восстановления студентов, переболевших новой

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 27

коронавирусной инфекцией // National science
journal. - №32. – 2020. – С.4 -6.
2. Карсека Л. С., Нюрксне Л .А., Штукин Н.Н.
Содержание методики преподавания дыхательных
упражнений по дисциплине «Физическая культура
и спорт» в спецмедгруппе / Актуальные проблемы
физической культуры и спорта в с овременных
социально -экономических условиях : материалы
Международной научно -практической
конференции. – ФГБОУ ВО Чувашская ГАУ, 2020
г. – с. 496 -501.
3. Карсека Л.С., Сурков А.М., Штукин Н.Н.
Новый универсальный подход к методике занятий
физическ ой культурой со студентами в
специальной медицинской группе / Культура
физическая и здоровье: журнал 3(71). – Воронеж,
ФГБОУ ВО ВГПУ , 2019 г. – с.138 -139.
4. Штукин Н.Н., Карсека Л.С., Антипов О.В.
Скандинавская ходьба как раздел дисциплины
«Физическая кул ьтура и спорт» для студентов
специальной медицинской группы / Актуальные
проблемы физической ку льтуры и спорта в
современных соц иально -экономических условиях :
материалы Международной научно -практичес кой
конференции. – ФГБОУ ВО Чувашская ГАУ, 2020
г. – с. 517 -521.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ -КАРТ В ОБУЧАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Четвертнова Вера В асильевна
канд. техн. наук, доцент
Иркутский государственный университет путей сообщения,
г. Иркутск
Боровикова Екатерина Викторовна
инженер,
Иркутс к - Со ртировочная дистанция пути
г. Иркутск

APPLICATION OF INTELLIGENCE MAPS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Chetvertnova Vera
Candidate of Technical Science, Associate Professor
Irkutsk State Transport University, Irkutsk
Borovikova Ekat erina
Engineer
Irkutsk - sorting distance of the track
Irkutsk

АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается задача активации самостоятельной работы студентов на этапе курсового
проектирования при изучении специальных технических дисциплин. Рассмотрен процесс испол ьзование
интеллект -карт или карт памяти, как действенного способа по системат изации и управлению потоком
новой информации. Приведен пример интеллект -карты, используемой в обучающем пространстве ВУЗа,
позволяющей активизировать работу студента на этапе выпо лнения курсового проекта.
ANNOTATION
The article deals with the problem of a ctivation of independent work of students at the stage of course design
in the study of special technical disciplines. The process of using intelligence cards or memory cards as an effective
way to systematize and manage the flow of new information is cons idered. An example of an intelligence map
used in the educational space of the University, which allows you to activate the student's work at the stage of the
course project.
Ключе вые слова: интеллект -карты, потоки информации, система человеческого мышления,
структура информации, самостоятельная работа студента.
Keywords: intelligence maps; information flows, human thinking system, information structure, student's
independent work

Введение. В последние годы вопрос
мотивации студента в обучении становится все
более острым. Не вдаваясь в подробности, почему
бывает так сложно направить студента на освоение
основных компетенций выбранной профессии,
хочу остановиться на немаловажной пр облеме, с
которой сталкивается молодой человек в процессе
обучения. Речь идет об объеме информации, о ее
доступности и сложности и о неумении правильно
ее отфильтровывать и перерабатывать. Неумение
правильно оценить для себя главное и
второстепенное с пози ции целей и задач, которые
хотелось бы реализовать и решить за время
обучения в университете создает определенные
трудности.
В настоящее время, для любого человека, и
студент, здесь не исключение, потоки и скорости
поступления информации являются не только
высшим благ ом, но и серьезной проблемой.
Попытки выхода из этого затруднительного
положения заставляют нас искать новые или
забытые старые способы упрощения и
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×