Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ (26-30)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 53, Том: 4, Страницы в выпуске: 26-30
Автор: Баглюк Сергей Борисович
кандидат филос. наук, Академия постдипломного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства», , Москва
Анотация: Данная работа рассматривает особенности различий в этических принципах и правилах, характерных для представителей разных культурных традиций. Применяемая для этой проблематики компаративная методология позволяет выделить наиболее значимые для управления мультикультурным коллективом, прежде всего, в сфере предпринимательства и бизнеса, нормативные ориентиры, которые предоставляют возможность скорректировать разницу культур для организации более эффективных внутригрупповых взаимодействий
Ключевые слова: этика; коммуникация; менеджмент; комплаенс; кросс-культурное взаимодействие ;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Гриффин Эм. Коммуникация: теории и практики. – Пер. с англ. Науменко А.А. – Харьков: Издательство «Гуманитарный центр», 2015. 2. Долгова И.В. Корпоративная этика как форма общественного сознания в управлении современным предприятием // Инновации в менеджменте. – 2019.- № 19. 3. Орлова М.Г. К вопросу формирования репутационной комплаенс – культуры // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. - 2019. - № 2 (6). 4. Adler Ronald B., Rosenfeld Lawrence B., Proctor Russel. F. Interplay: the process of interpersonal communication.- 14th Ed. – New York: Oxford University Press, 2018. 5. Bovée Courtland L., Thill John V. Business Communication Today. - 9th Ed. – New Jersey: Pearson, Prentice Hall, 2008. 6. Dimova Sava, Smirnov Valery. Risk Management in Dual Banking Systems: Islamic Ethical and Conventional Banking // Review of Business and Economics Studies. - 2019. - Vol. 7, №. 4.
26 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕР СОН АЛОМ В КРОСС -КУЛЬТУР НОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Баглюк Сергей Борисович
кандидат филос. наук, доцент,
Академия постдипломного образования
Федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно -клинический
центр специализированных видов медицинс кой
помощи и медицинских технологий Федерального
медико -биологического агентства », г. Москва

ETHICS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN A CROSS -CULTURAL PERSPECTIVE

Baglyuk Sergey,
candidate of doctor of philosophy sciences, associate professor,
Academy o f postgraduate education of the
Federal state budget
institutions "Federal scientific and clinical center
of specialized types of medical
assistance and medical
technologies of the Federal medico -biological
Agency ", Moscow

Аннотация
Данная работ а рассматрив ает особенности различий в этических принцип ах и правилах, характерных
для представителей разных культурных традиций. Применяемая для этой проблематики компаративная
методология позволяет выделить наиболее значимые для управления мультикультурн ым коллективом,
прежде всего, в сфере предпринимательств а и бизнеса, нормативные ориентиры, которые предоставляют
возможность скорректировать разницу культур для организации более эффективных внутригрупповых
взаимодействий.
Abstract
This work examines the differences in ethical principles and rules that are cha racteristic of representatives of
different cultural traditions. The comparative methodology applied to this issue allows us to identify the most
important normative guidelines for managing a multicul tural team, primarily in the field of entrepreneurship a nd
business, which provide an opportunity to correct the difference of cultures for the organization of more effective
intra -group interactions.
Ключевые слова: этика; коммуникация; менеджмент; компла енс; кросс -культурное взаимодействие
Keywords: ethics; communication; management; compliance; cross -cultural interaction

Для формирования представлений о
нравственно дозволенном или недопустимом
суще ствуют социокультурные критерии,
смешивающие в особых пропорциях этические и
юридические регуляторы отношений между
людьми. Строго ограничивающие произвол в
любой сфере деятельно сти нормы и правила
образуют систему законодательства. Более гибко
характеризу ющие степень желательного или нет
поведения предписания и требования отнесены к
области этико -моральных представлений.
Разумеется, существуют четко фиксируемые
пересечения законо дательно оформленного и
нравственно осмысленного, позволяющие
выработать конве нционально формулируемые
стандарты справедливости и гуманизма в обществе.
Вмес те с тем, экономические, финансовые, деловые
и профессиональные сегменты социального целого
действую т на основании функционально
определяемых принципов, в которых для
гуманности остается немного места. И этот аспект
имеет прямое отношение к совокупности
культурных черт, отличающих один тип общества
от другого.
Напр., основы управления финансами и
банковс ким делом на общесоциальном и локальном
уровнях диаметрально отличаются в стра нах
Запада и мусульманского Востока [6, P. 11 -12].
Отсутствие и даже запрет начисления процентов на
займы (рибы) в исламском мире является одним из
основных этических и законодат ельных
принципов, сформулированных для препятствия
неограниченного обогащения одних за счет других.
В противоположность, принципы западного
капитализма акце нтируют понятия выгоды и
прибыли [6, P.11], этика, в таком случае,
понимается чисто инструментально, как
желательный, но необязательный к исполнению
набор нравственных рекомендац ий. Здесь, конечно,
речь идет о самых общих отличиях. А то, что
касается управ ления коллективом, имеет ряд

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 27
особенностей, указывающих на недостаточность
выводов, наподобие: «все л юди разные».
Основой согласованных действий в
коллективе, который является ча стью,
подразделением, отделом какой -либо организации
или фирмы, становится корпоративная этика,
включающая сложную систему атрибутов [2, С.37].
В этой системе образующим началом становятся
соблюдение сотрудниками норм и правил деловых
отношений [2, С. 38], в которых реализуется тот
или иной тип менеджмента, причем имеющий
национальн ую специфику [2, С. 38]. Такое
разделение по культурным границам наиболее
четко заметно при сравнени и Востока и Запада, о
чем было отмечено выше. Но если говорить о
конкретных ос обенностях взаимоотношений
руководства и коллектива, в которых складываются
разные культурные традиции, то, в этом случае, на
первый план выступает контекст, в котором
рождается и развивается система управления
персоналом. Как и традиции, данный контекст
культурный. Такое измерение человеческих
отношений формируется преимущественно
невербальными свойствами, такими как жесты,
мимика, положение и движение в пространстве,
восприятие и отношение ко времени. Всё это
закладывает общие для представителей одной
кул ьтуры имплицитные смысловые оттенки,
позволяющие регулировать общение друг с д ругом
[5, P. 69]. Однако, данная общность становится
проблемой, если культурные контексты не
совпада ют.
В своей, ставшей уже классической
концепции, американский антрополог Эдва рд Холл
указывал на высоко -контекстные и низко -
контекстные культуры [4, P.43 -44]. Представители
высоко -контекстных культур (напр., Китая, Южной
и Северной Кореи, Вьетнама, Арабск их стран; сюда
же можно отнести не только культуры Восточно -
Азиатского региона , но и культуры Греции,
Италии, Испании, Ирландии) в значительной
степени пола гаются на невербальные аспекты
общения и особенности самой коммуникативной
ситуации. Внутри данного культурного контекста
существенным для установления и поддержания
контакта ста новится непрямой коммуникативный
стиль [4, P. 56], цель применения которого –
поддержать гармонию в общении и
взаимодействии, доброжелательную атмосферу.
Поэтому представления о добре, пользе и выгоде
совсем не идентичны западным стандартам. Что
отчетливо заметно в японской системе
менеджмента «кайдзен» [3, С. 13], в которой
«постоя нные улучшения» инициируются в первую
очередь не для капитализации компании, а для
сплочения коллект ива вокруг общих целей.
Другими словами, в этой системе руководитель не
стоит над остальными, а вместе с коллективом
работает на благо общего дела.
В низко -контекстных культурах, таких как
США, Германия, Великобритания, Скандинавские
страны, ценится вербал ьно представленная
информация, ситуативный и невербальный аспекты
учитываются, но не доминируют. Напр., в
Великобритании в разговоре вообще, а в деловой
бес еде особенно, важно точно передать смысл того,
о чем идет речь [5, P. 69]. Для этого предложения
рас полагаются в хронологическом порядке, чтобы
обеспечить причинно -следственные с вязи между
тем, что сказано ранее и тем, что позднее.
Представители низко -конт екстных культур
стремятся ясно и четко озвучить собственную
позицию от начала до конца – «Дождитесь, пока я
закончу»; «Пожалуйста, задавайте вопросы»;
«Скажу честно…»; «Давайте н ачистоту…» и т. п.
Донести смысл информации становится таким
актуальным ещё и потому, что, в отличие от
представителей высоко -контекстных культур, в
низко -контекстных на первом м есте находится
прямой коммуникативный стиль [4, P. 56].
Основные его свойства заключаются в
предпочтении яс ности, четкости,
недвусмысленности в изложении своих мыслей и
намерений, а это, в свою очередь, требует
логичности изложения, т. е. соответствия прич ин и
следствий, как и отмечено выше.
Такие контекстуальные отличия особенно
характерно показывают себя в этических
установках представителей различных культур,
причём ситуация становится значительно сложнее,
если к управлению мультикультурным
коллективом применяется исключительно низко -
контекстная культурная модель, которая в
значи тельной степени коррелирует с
индивидуализмом [1, С. 560]. В то же время,
прин имать решения, делать выбор, урегулировать
проблемы или вести переговоры можно
различными способами, в зависимости от
культурного контекста.
Западные стандарты управления персон алом
или переговорным процессом акцен тируют
достижение выгодного результата для одной
стороны, при этом рационально и логически
выстраивая сам разговор. Западный рационализм
акце нтирует «Я» как субъект мышления, поэтому и
задачи, решаемые в менеджменте, фо рмулируются
примерно так: «Что это даст мне?»; «Какова моя
выгода?»; «Будет ли это плюсом в моей карьере?»
и т. п.
Высоко -контекстные культуры в лице их
представителей значительн ое внимание уделяют
тому, как принимаются решения [5, P. 69].
Сформировать бла гоприятный настрой в бе седе
или дискуссии в таком случае гораздо важнее, чем
обладание ценной информацией, ставящей её
обладателя в более выгодное положение. Когда
представители двух типов культур вступают в
переговоры, то огромная часть времени тратиться
на установление конструктивных отношений, а не
на уточнение деталей контракта [5, P. 70].
Этические основы, разделяемые внутри данных
культурных контекстов столь различны, что
коммуникативные тактики, работающие в одном
случае, окажутся совершенно бесполез ными в
другом и наоборот. Единственная возможность
достижения общего языка не в узко

28 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
лингвистическом смысле, а в понимании
намерений, желаний, традиций друг друга, это
внимательн о выслушать другую сторону без
стремления навязать собственную точку зрения.
Затем искать общее в обоюдных точках зрения,
потому что только так и реализуетс я продуктивный
диалог культур.
В Таблице 1 [5, P. 69] продемонстрировано,
как структурированы взаимо действия и отношения
между руководителями и рядовыми сотрудниками,
между персо налом в целом, в культурах,
относимых к различным контекстам.
Таблица 1.
Влияние культурного контекста на организацию и взаимодействие персонала в бизнесе.
Низко -контекстные культуры (Нидерланды,
Германия, Скандинавские страны, США,
Великобритания, Франци я)
Высоко -контекстные культуры (Греция, Италия,
Испания, Ирландия, Арабские страны, Южная и
Северная Корея, Вьетнам, Китай, Япония)
1. Административные офисы отделены друг от друга
пространственно (горизонтально и/или вертикально),
а также уровнем доступа к информации.
1. Административные офисы открыты для всех.
2. Сотрудники ожидают получения детальных
указаний по работе.
2. Сотрудники не ожидают и не требуют детальной
информации по работе.
3. Распространение информации строго
централизовано и под контр олем. 3. Информация доступна каждому.
4. Объективная и бе cпристрастная информация
важнее личной.
4. Личная информация важнее объективной и
беспристраст ной.
5. Деловые отношения и личные отделены друг от
друга. 5. Деловые и личные отношения переплетены.
6. Компетентность так же ценится, как положение и
статус.
6. Положение и статус гораздо важнее
компетентности.
7. Рабочие встречи намечают важные дела на
ближайшее время и оповещают о ближайших
планах.
7. Рабочие встречи собираются для коротких
указаний и поручений ответственным за их
исполнение лицам.
Выше было отмечено то, что этические и
законодательные нормы часто пересекаются, т. к. и
те, и другие фиксируют наиболее устойчивые
принципы взаимоотношений между людьми,
способствующие социальной сплоченн ости и
консолидированности. Юридическая база любых
отношений между людьми особо подчеркивается в
низко -контекстных культур ах. Здесь це нится
написанное слово, поэтому письменно
зафиксированное соглашение считается
обязательным для подписавших его сторон [5, P.
70]. Напротив, в высоко -контекстных культурах
значительный акцент делается не на письменно
оформленном документе, а на лично данны х
обещаниях и обязательствах [5, P. 70]. Это влечет
для данных культур более гибкое отношение к
соблюдению закона, в то вр емя, как в низко -
контекстных культурах стремятся к строгому
соблюдению закона [5, P. 70].
В разных странах этические стандарты и
прин ципы законодательства значительно
отличаются, и то, что стало в этом смысле
традицией, влияет на привычки, стереотипы и
установки людей, которые становятся частью их
повседневной реальности. Напр., презумпция
невиновности культурно специфична д ля США и
Вел икобритании, т. к. является юридическим
принципом английского общего права. Мексика и
Турция придерживаются обратного прин ципа –
виновен, пока не доказано обратное, -
сформулированного в Кодексе Наполеона [5, P. 70].
Отметим, что по многим современным прин ципам,
Российская Федерация пошла по пути низко -
контекстных культурных влияний, в частности,
связанных и с юридическими ос новами правовой
системы, и с западными предпринимательскими,
бизнес - традициями, утверждающими
необходимость получения при были, во что бы то ни
стало. Можно отметить, что российской культуре,
да и любой другой, нельзя строго приписать
однозначного контекст а. Следовательно, можно
говорить лишь о доминирующих тенденциях,
которые лучше всего отражены в этике и морали.
Считается, что коррели рующий с низко -
контекстным культурным содержанием
индивидуализм проявляет себя с
самоопределениях, которые дают себе
предс тавители различных культур. Индивидуализм
характеризуется стремлением к достижению целей
в любых областях деятельности, на строем на
конкуренцию, борьбу за преимущества, выгоду,
комфорт, безопасность [4, P. 45]. Напр.,
представителям нескольких культур было
предложено пройти опрос, состоявший всего из
одного вопроса «Кто я?» и просьбе ответить на него
в нескольких предложениях [4, P. 45].
Представители Северной Америки отвечали в
индивидуалистичном ключе: «Я спортсмен»; «Я
высокого роста»; «У меня хорошая па мять» и т. п.
В противоположность, представители культур
Китая, Филиппин, Японии, ряда стран Южной
Америки давали коллекти вистски
орие нтированные ответы: «Я отец»; «Я сотрудник
большой корпорации»; «Я житель (такой -то)
деревни» и т. п. Можно отметить, что и
нравственные принципы, как и самоопределение,

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 29
нельзя отделить от более широкого культурного
фона, который становится нео тъемлемой ча стью
жизни каждого, начиная с рождения.
Одним из существенных компонентов
реализации управленческих процедур в коллективе
является комплаенс, т. е. соблюдение условий и
требований [3, С. 11], необходимых для
эффективной работы компании, предприятия или
учр еждения. Комплаенс имеет ряд измерений,
среди которых можно выделить юридическое,
репутационное, и, безусловно, этическое.
Различное понимание того, что собой должно
представлять «согласие», «соответствие» в работе с
коллегами, во взаимоотношен иях с началь ством
также связано с культурными особенностями тех
сотрудников, которые сталкиваются с ситуацией
необходимости взаимодейс твовать для решения
рабочих вопросов. Здесь, конечно, свои отличия
имеет и менеджмент, т. к. стратегии и тактики
управлени я не могут н е учитывать культурного
контекста, хотя и выражать к этому факту
отношение руководство может и по -разному.
Дело в том, что помимо уже отм еченной
специфичности в организации и отношениях
персонала, существуют, для каждой культуры
четко зафиксированные, прин ципы восприятия
властной иерархии и, следовательно, выражения
определенных представлений о том, как следует
относиться к в ластьимущим, какое поведение с
лицами, облеченными властными прерогативами
наиболее уместно, какие слова следует говорить, а
какие нет в общении с вышестоящими. Все эти
правила относятся непосредственно к этике, и то,
что собой эти правила представляют, тр ебует
отдельного исследовательского внимания.
Важность изучения, в том числе и этих
обстоятельств, стала отправным пунктом для
масштаб ного кросс -культурного проекта Герта
Хофстеде, дополнившего методологию Э. Холла
рядом критериев сравнительного анализа ку льтур,
среди которых была выделена «дистанция власти»,
характеризующая то, как относятся представители
разных культур к то му, что дост уп к властным
полномочиям ограничен теми или иными
способами, и что власть не равнодоступна для всех
и каждого [4, P. 46 -47].
Формально в ряде культур провозглашается
равенство перед законом. Те государства и народы,
кто ясно и четко артикулируют приверженность
подобной точке зрения, получают статус
демократических обществ. На практике, однако,
всё не так однозначно. Существу ют т ак или иначе
представленные в законодательствах
демократических стран оговорки, которые
устанавливают фильтр для желающих получить
властные полномочия. Поэтому и появляется в
каждом обществе, укрепляет свои позиции,
защищает свои интересы, иногда облек ая и х форму
общенациональных, элита, аристократия,
господствующий класс, контролирующие всё, что
касается циркуляции власти. Нетрудно увидеть, что
любая компания или фирма представляют собой
микро модель того, что происходит на
общегосударственном уровне. Таки м образом,
различные формы уважения, почтения,
преклонения или, наоборот, критического
отношения к обладающим властью, воспитываются
и усваиваются в каждой культуре вместе с другими
привычками и навыками в зависимости от низкого
или высокого культурног о ко нтекста.
Культуры с низкой дистанцией власти в целом
совпадают низко -контекстными [4, P. 46 -47]. Здесь
эгалитарные принципы закладываются и систему
воспитания. В противоположность, культуры с
высокой дистанцией власти, также в целом
совпадающие с высок о-контекстными,
закладывают в систему воспитания принципы
безусловного послушания старшим [4, P. 47]. Эти
обстоятельства отражаются и на особенностях
трудовой дисциплины, свойственной
представителям таких культур, что особенно
заметно в мультукультурном ко ллек тиве.
Напр., в странах с высокой дистанцией власти
работники на предприятиях исполнительны и
аккуратны в том, что им поручено. Но, когда такой
работник оказывается сотрудником в компании с
мультикультурным персоналом и руководителями
из США или Западно й Ев ропы, то, у него возникает
непонимание и тревога, если ему предоставляется
свобода в принятии решений, или босс спрашивает
его мнения [4, P. 47]. Часто происходит так, что
западная компания открывает свой филиал в
странах с высокой дистанцией власти, в ысок о-
контекстного культурного содержания.
Менеджеры из числа представителей США или
стран Западной Европы сталкиваются со
сложностями в управлении персоналом из
представителей местного населения, т. к. они
уклоняются от предоставляемой возможности
самосто ятел ьно принимать решения, не
консультируются с руководством о деталях
выполнения поручений [4, P. 47].
В качестве заключения, можно отметить
следующее: этика управления персоналом должна
учитывать культурный контекст сотрудников, для
этого нужно иметь в в иду разницу в ценностях и
принципах коммуникации, свойственных
представителям различных культур. Культур ный
контекст, близкий тому или иному сотруднику
можно определить, предложив ответить на вопрос
«Кто я?» в пяти -шести предложениях, как было
отмечено выш е. Это покажет путь к корректным
коммуникативным моделям взаимодействия и
работы в мультикультурном колл ективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Гриффин Эм. Коммуникация: теории и
практики. – Пер. с англ. Науменко А.А. – Харьков:
Издательство «Гуманитарный центр», 2015.
2. Долгова И.В. Корпоративная этика как
форма общественного сознания в управлении
современным пред приятием // Инновации в
менеджменте. – 2019. - № 19.
3. Орлова М.Г. К вопросу формирования
репутационной комплаенс – культуры // Вестник
Сибирского госуд арственного университета путей

30 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
сообщения: Гуманитарные исследования. - 2019. -
№ 2 (6).
4. Adler Ronald B., Rosenfeld Lawrence B.,
Proctor Russel. F. Interplay: the process of
interpersonal communication. - 14 th Ed. – New York:
Oxford University Press, 2018 .
5. Bovée Courtland L., Thill John V. Business
Communication Today. - 9th Ed. – New Jersey:
Pearson, Pr entice Hall, 2008.
6. Dimova Sava, Smirnov Valery. Risk
Management in Dual Banking Systems: Islamic Ethical
and Conventional Banking // Review of Busine ss and
Economics Studies. - 2019. - Vol. 7, №. 4.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК ОСНО ВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО М ЫШЛЕНИЯ В
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО СТИ РЕЖИССЕРА ТЕАТРА ЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛ ЕНИЙ И
ПРАЗДНИКОВ

Дегтярев Алексей Николаевич

Режиссеру Георгию Александровичу
Товстоногову принадлежит знаменит ое
высказывание, которое отобража ет суть обучения
режиссерской профессии: «Научить режиссуре
нельзя. Можно только помочь способному
режиссеру раскрыть свое дарование, натолкнуть
на интересное решение, предостеречь от опасны х
заблуждений. Некоторые режиссерские свойства
можно тренировать и развивать, углублять и
расширять, но если у человека начисто нет
музыкального слуха, то петь он никогда не станет.
Если человек лишен наблюдательности, фантазии
и воображения, если у него о тсутствуют чувство
юмора, темперамент, ощущение ритма и т. п., он
режиссером не станет никогда» 4. Исходя из
данного высказывания, можно сделать вывод, что
при наборе студентов на курс по направлению
подготовки режиссер театрализованных
представлений и праз дников в высшее учебное
заведение, необходимо особое внимание удел ить
творческим испытаниям. Развивать творческое
мышление (воображение) возможно только у
талантливого, культурно -образованного,
художественно -развитого человека, в противном
случае тренинг б удет направлен не на развитие, а
на начальное (культурно -базовое) образование
студента -режиссера. Помимо развития, так же
стоить отметить, что в начале творческого пути,
когда будущему режиссеру предстоит познавать
мучительные азы его профессии, подсознани е его
будет опираться лишь на те творческие навыки,
которые есть в данный момент. Таким образом,
если у студента -режиссера нет творческого в каком
либо виде искусства, то и воплощать идеи ему
будет катастрофически сложно.
«Воображение – это процесс преобра зования
представлений , отражающих реальную
действительность, и создания на этой основе новых
представлений» 5. Известно, что феноменом
психики человека является его способность
обрабатывать полученные впечатления, тем самым
человек способен воздействовать н а окружающий
его мир и изменять его исходя из своих желаний и
целей. В отличие от обитателей дикой природы,
человек изменяет действительность планомерно и
последовательно, имея определенную цель. Такой
4И.Б. Малочевская «Режиссерская школа
Товстоногова» , СПб «СПбГАТИ», 2003г. С. 17.
метод в процессе жизнедеятельности предполагает
предва рительное представление в осознании
конечно й цели собственного действия. Суть
данного метода в создании виртуального,
метафизического образа в сознании, которого еще
не существует в действительности. Данный
процесс – создание психических образов
называется воображением.
Абсолютно каждый театральны х цех, в
процессе подготовки спектакля, работает исходя из
указаний режиссера. Ввиду этого, режиссер обязан
совершенно отчетливо представлять в подсознании
всю будущую работу еще до того, как она началась.
К тому моменту, когда декоратор приступит к
работе , костюмер, начнет готовить эскизы
костюмов, осветитель установит приборы,
режиссер все эти позиции уже несколько десятков
раз проанализировал в голове, осознал, поспорил с
самим собой и имеет самое полное предста вление о
будущей работе. Конечно же, такая работа
предполагает наличие у режиссера очень
пластичного, податливого и работоспособного
воображения. Воображение – есть главный
инструмент режиссера. Воображение остерегает
режиссера от возможных будущих ошибок. Чем
ярче и подробнее он видит будущую рабо ту, тем
быстрее и продуктивнее складывается процесс.
Воображение является основным механизмом
не только в организационной работе режиссера,
основной его задачей является поиск новых
решений, раскрытие художествен ности
драматургии и создание режиссерского замысла.
Именно в такой, творческой части человеческой
психики и есть главное «волшебство» режиссера –
создателя спектакля, представления. Зачастую
сознание, ввиду генетически заложенных
факторов, не позволяет людям отказаться от
установленных догм и прави л. Задача
режиссерского воображения – преодолеть
«бытовое» сознание, нарушить все правила и
законы, преодолеть возможные сознательные
рамки и ограничения, тогда начинается истинное
творчество, создание художественного продукта
качественно -нового уровня, не сравнимого ни с чем,
созданным ранее.
5 Михаил Чехов «О технике актера» . М.: «АСТ»,
2018 г. С. 22.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×