Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ ДЕКОРАТИВНЫХ РОСПИСЕЙ ИНТЕРЬЕРОВ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА (7-25)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.53.178
Дата публикации статьи в журнале: 2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 53, Том: 4, Страницы в выпуске: 7-25
Автор: Волык Юлия Павловна
Член Санкт-Петербургского Союза художников , Санкт-Петербург
Автор: Разумовская Ольга Никитична
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анотация: В первой трети XIX интерьеры петербургских зданий нередко украшались декоративной росписью плафонов и падуг. Полихромная роспись и роспись гризайль, то есть имитирующая лепку, как правило, выполнялись клеевыми красками. В эпоху классицизма преобладал интерес к античности и мифологическим сюжетам. В статье рассматриваются росписи в Каменноостровском дворце, Главном штабе на Дворцовой площади, особняке Лаваль. В Петербурге декоративную живопись интерьеров создавали художники итальянского происхождения, наиболее известным среди них был Д.Б. Скотти. Время, условия наложили свой отпечаток на сохранность этих росписей, их реставрация является долгим и кропотливым трудом. В статье отмечены все сложности реставрации, одним из наиболее важных условий является использование натуральных материалов. Статья дополнена фотографиями, показывающими вид росписей до реставрации, в процессе воссоздания и уже отреставрированными
Ключевые слова: реставрация; декоративные росписи; классицизм; клеевые краски;
Данные для цитирования: Разумовская Ольга Никитична . ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ ДЕКОРАТИВНЫХ РОСПИСЕЙ ИНТЕРЬЕРОВ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА (7-25). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Искусствоведческих наук. 2020/04/09; 53(4):7-25 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.53.178

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1.Лансере Н.Е. Старый Петербург. СПб.; Коло. 2012. 2.Витязева В.А. Каменный остров. СПб.; Центрполиграф. 2007. 3. Восточное крыло Главного штаба: реставрация / Интарсия, группа компаний ; [ над кн. работали: М. Северов и др.] – СПб., 2013. 4. Золотые проекты « Интарсии»: Главный штаб, Каменноостровский дворец, особняк П.Н. Трубецкого. «Реликвия» 2014, ( № 31). 5. РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 97. 6.Кедринский. А. А., Колотов М. Г., Ометов Б.Н., Раскин А.Г. Восстановление памятников Ленинграда. Л. : Стройиздат. 1983. 7. Разумовская О.Н. Использование прообразов в декоративных росписях первой трети XIX века // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. 2010, № 3, март.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 7
УДК 7.035(47+57)2

SPIN -код: 9137 -2199
SPIN - код: 3474 -9781
24.00.03

ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ ДЕКОРАТИВНЫХ РОСПИС ЕЙ ИНТЕРЬЕРОВ ЭПОХИ
КЛАССИЦИЗМА

Волык Ю лия Павловна
художник - реставратор ( 1 -ая категория)
клеевой монументальной живописи.
Санкт - Петербург
Член Санкт -Петербургского Союза художников
Разумовская Ольга Никитична
Искусствовед
Государственный Эрмитаж.
Санкт - Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.4.53.178
PROBLEMS OF RESTORATION OF DECOR ATIVE INTERIOR PAINT INGS OF CLASSICISM

Volyk Yulia Pa vlovna
Fine Art Restorer (1 st category)
of glue monumental paintings
Member of Saint Petersburg Union of Artists
Razumovskaya Olga Nikitichna
Art Historian. State Hermitage

Аннотация
В первой трети XIX интерьеры петербургских зданий нередко украшались д екоративной росписью
плафонов и падуг. Полихромная р оспись и роспись гризайль, то есть имитирующая лепку, как правило,
выполнялись клеевыми красками. В эпоху классицизма преобладал интерес к античности и
мифологическим сюжетам. В статье рассматриваются рос писи в Каменноостровском дворце, Главном
штабе на Дв орцовой площади, особняке Лаваль. В Петербурге декоративную живопись интерьеров
создавали художники итальянского происхождения, наиболее известным среди них был Д.Б. Скотти.
Время, условия наложили свой о тпечаток на сохранность этих росписей, их реставраци я является долгим
и кропотливым трудом. В статье отмечены все сложности реставрации, одним из наиболее важных
условий является использование натуральных материалов. Статья дополнена фотографиями,
показыва ющими вид росписей до реставрации, в процессе воссоз дания и уже отреставрированными.
Summary
In the first third of XIX century, the interiors of St. Petersburg buildings were often adorned with decorative
paintings on plafonds and cambers. Polychrome paint ing and grisaille painting, which imitates plasterwork, were
usually made with distemper colors. The focus of attention in the era of classicism was antiquity, mythological
subjects and heroes. The articl e discusses the paintings in Kamennoostrovsky Palace , the General Staff building
on the Palace square, the Laval's mansion. Decorative interior painting in St. Petersburg was created by artists of
Italian origin, the most famous of them being D. B. Scotti. The time and environmental conditions affected thes e
paintings, and their restoration takes a long time and very hard work. The article describes all the difficulties
involved in restoration; one of the most important conditions is the use of natural mate rials. The article also has
photos showing the paint ings before restoration, in the process of restoration and after its completion.
Ключевые слова : реставрация, декоративные росписи, классицизм, клеевые краски.
Keywords : restoration, decorative painting, classicism, distemper colors

В первой трети XIX века, в эпоху классицизма
были распространены декоративные росписи
интерьеров, ими украшались дворцы и особняки,
жилища богатых горожан и общественные здания.
Росписи интерьеров Каменноост ровского дворца,
Главного штаба на Дворцовой площади, особняка
Лаваль не так известны, как декоративная
живопись интерьеров Михайловского,
Юсуповского, Елагина дворцов, но, тем не менее,
достаточно интересны и заслуживают внимания.
В данной статье будет з атронута тема
реставрации декоративной живописи интерьеров
на примере ряда росписей в различных зданиях.
Реставрация декоративной живописи является
нео бходимостью, так как время, условия порой не
способствуют сохранению этого вида искусства.
Еще в книге Н. Е. Лансере «Старый Петербург»
сказано о том, что с уничтожением в начале ХХ
века многих домов первой трети XIX столетия
исчезали и росписи интерьеров. [1; С. 286. ]

8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Полихромная роспись и роспись гризайль, то
есть имитирующая лепку, как правило,
выполнялись клеевыми красками. Характерной
чертой периода классицизма является глубокий
интерес к античности и мифологическим сюжетам.
Постепенно гризайльная росп ись становится более
доступной, поэтому не только знать, но и богатые
горожане могли позволить себе украс ить
интерьеры своего дома «барельефными»
композициями. При росписи потолков и стен
соблюдались определенные правила. Потолки
обычно были плоскими, лежа щими на падугах.
Росписи плафонов имели свою систему, центр
часто оставляли свободным, а декоративная
жив опись располагалась по краям. Нередко на
плафонах и падугах встречаются горизонтальные
композиции, представляющие шествия,
многофигурные мифологические сцены. Иногда
создавались изображения отдельных фигур,
парящих в пространстве, их дополняли гирлянды
цве тов, букеты, обвитые цветами тирсы,
музыкальные инструменты, треножники.
Одними из наиболее известных художников -
декораторов первой трети XIX века был и
Джованн и Батиста Скотти (1777 - 1830) и Барнаба
Медичи (1778 – 1859). Им принадлежит
декоративная живоп ись в разных дворцах и
особняках Петербурга. Также кроме них были и
менее крупные художники, работавшие в подобной
манере.
Но для того, чтобы сохранит ь и выявить все
особенности росписи того времени, нужна
кропотливая реставрация. Чтобы понять и оценить
весь труд реставраторов, нужно узнать некоторые
секреты и самого создания росписей, и ее
реставрации.
Плафоны и стены интерьеров дворцов,
особняков и о бщественных учреждений Санкт -
Петербурга были расп исаны, как уже отмечалось,
клеевыми красками. Для хорошей сохранности
клеевой живописи одним из важнейших факторов
является состояние основы, на которую нанесен
красочный слой.
Штукатурная основа, штукатурна я накрывка,
грунт и красочный слой являются сложной
паропроницаемой системой. Штукатурный слой,
сос тоящий из песка и извести, равномерно
затирался штукатурной накрывкой, состоящей из
мелкозернистого песка и извести, затем
покрывалась грунтом, включающим в себя мел и
животный клей. На такую основу художники
наносили клеевой колер. Краски, используемые дл я
росписи, готовились из растертых в порошок
минералов, воды и животного или растительного
клея. И грунт, и колер не создают пленку и хорошо
заполняют поры ш тукатурной основы. Таким
образом, штукатурная основа и клеевой колер
являются единой системой одина ково
реагирующей на нестабильную влажность
окружающей среды. Эта система обеспечивает
свободный вход и выход влаги из воздуха в
красочный и штукатурный слой и обратно.
Задержка влаги в красочном и штукатурном слоях
влекут за собой образование плесени и выс олов,
пагубно действующих на сохранность
исторических памятников культуры. Поэтому,
современные материалы создающие пленку и
мешающие свободной циркуляции вл аги через
штукатурный и красочный слои не приемлемы для
реставрации клеевой живописи.
В состав пром ышленных красок входят
акриловые и силиконовые смолы, полимеры.
Сегодня мы можем наблюдать результаты
применения промышленных красок при
реставрации клеевой живописи.
Основные дефекты, вызванные такой
реставрацией:
1. Изменившиеся в цвете и тоне
реставрационн ые тонировки.
2. Потемневшие участки бликов – самых
светлых участков живописи.
3. Шелушение и осыпи красочного слоя
(жесткий поновительный красочный слой,
лежащий на подлинном первоначальном слое,
лопается, раскрывается и осыпается)
Химический состав промышленны х красок
ведет к тому, что с течением времени они
изменяются в цвете и тоне – темнеют, теряют
яркость. А клеевые колеры столетиями сохраняют
яркость и правил ьные тональные отношения.
Промышленные краски по крепости и силе
поверхностного натяжения после выс ыхания
значительно превышают крепость и силу
поверхностного натяжения клеевых красок, что
приводит к отслаиванию поновительного
красочного слоя от сохранивше йся первоначальной
штукатурной основы или авторского красочного
слоя, нуждающегося в тонировках, а затем к
растрескиванию вновь нанесенного красочного
слоя, его шелушению и осыпям. Эти
несоответствия промышленных красок клеевым
колерам приводят к невозможн ости,
недопустимости использования в реставрации
клеевой живописи промышленных красочных
составов. Испорченная при реставрации
промышленными красками клеевая живопись
нуждается в длительной реанимации проводимой
профессиональными реставраторами. Поэтому дл я
реставрации монументальной живописи
художники -реставраторы изготавливают клеевые
колеры по истори ческим технологиям.
При бережном сохранении и грамотной
реставрации клеевая живопись еще долго будет
радовать и удивлять нас чистотой и звонкостью
цвета, мат овым бархатистым видом, первозданным
великолепием и богатством фантазии мастеров
клеевой декоративн ой живописи XVIII -XIX веков.
В 2015 году была завершена реставрация
интерьеров Каменноостровского дворца, где в
нескольких залах сохранились декоративные
рос писи. В гостиной на плафоне в прямоугольных
полях помещены фигурные сцены. О росписях
дворца упоминает в своей книге «Каменный
остров» В.А. Витязева, она отмечает, что автором
росписей может быть Д.Б. Скотти. [ 2; С. 112 ] В
четырех прямоугольных полях, ра сположенных по

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 9
краям плафона гостиной и ограниченных
гирляндами цветов помещены сцены с женскими
фигурами и путти. Рассмотрим од ну из
представленных сцен, выполненных гризайлью.
Изображена сидящая женская фигура,
полуобернувшись, она смотрит на маленького
путти, держащего чашу с цветами. На остальных
панно женские фигуры также изображены в
окружении путти. (Илл. 1) Лица персонажей не
индивидуализированы, позы изысканны. Тонкость
и изящество линий, четкий контур фигур
становятся отличительными чертами роспис ей того
времени.

Илл. 1. Каменноостровский дворец. Живописная композиция до реставрации

В боковых полях, отделенных от центральных
сцен гирляндами пышных цветов даны атрибуты –
треножники, различные сосуды, лиры, венки – все
должно напоминать об ан тичности. Помещенные
рядом полихромные изящные женские фигуры с
цветами в р уках выполнены в нежных розоватых
тонах, тема веселья должна была соответствовать
общему оформлению зала.
То, что росписи находятся на плафоне и
падугах, диктует ряд особенностей в реставрации.
Взгляд на роспись на близком расстоянии
отличается от обычно го взгляда зрителя,
становятся видны все незаметные издали процессы,
происходящие в красочных слоях.
В процессе предыдущей реставрации поля
плафона были смыты, трещины и неровности
проклеены полосами флизелина и пришпаклеваны
к основе шпаклевкой на основе о лифы и мела. (Илл.
2)

10 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Илл. 2. Фрагмент росписи плафона до реставрации

Чтобы вернуть плафону экспозиционный вид,
необходимо было отреставрировать штукатурную
основу. Проводя р еставрационные мероприятия
плафона в первую очередь, реставраторы должны
были стабилизировать подвижные фрагменты
штукатурного слоя, которые к моменту н ачала
реставрационных мероприятий были закреплены
металлическими скобами и рейками. С этой задачей
реста враторы успешно справились, установив
кляммеры (шурупы с шайбой обработанные
нитролаком) на всех аварийн о-опасных местах. В
местах отставания штукатурно й основы от дранки
сначала были сделаны отверстия в штукатурке и
деревянной подоснове по диаметру
соотве тствующие кляммеру. Затем установлены
кляммеры, при помощи которых равномерно
подтянуты и выровнены учас тки штукатурки.
После чего были удалены металлич еские скобы,
установленные в местах большой подвижности
штукатурного слоя. Полости трещин с
расхождением более 0,1 см были заполнены
водным раствором иньекционной извести
Kalklnjektionsmortel. ( Илл. 3, 4). П осле
стабилизации штукатурного слоя, удаления ск об и
заполнения трещин инъекционной известью были
восполнены штукатурные утраты известково -
штукатурным р аствором.
Реставрационную шпаклевку и полосы
флизелина, закрывающие трещины, удалялись в
увлажненном виде механическим способом при
помощи шпателя и ска льпеля. Удаление
проводилось с большой осторожностью, не задевая
живопись на штукатурке и живопись на хо лстах,
максимально сохраняя первоначальный красочный
слой. При помощи мастихина и шпателя были
восполнен ы утраты штукатурной накрывки
известковой шпакле вкой KalkSpachtel.
Известковые технологии хорошо себя
зарекомендовали в работе со штукатурными
поверхнос тями и с живописью. Известь является
хорошим антисептиком, что очень важно при
работе со старой штукатур кой, поврежденной
микромицетами. Известковый рас твор укрепляет
штукатурную основу, проникая в слои штукатурки,
имеет хорошую прочность сцепления, заполн яет
полость, в которую попадает целиком и не дает
усадку при высыхании. ( Илл. 5, 6).

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 11
Илл. 3, 4. Каменноостровский дворец. Фр агмент росписи плафона.
Роспись до и в процессе реставрации

Илл. 5.6 Каменноостровский дворец.
Фрагмент росписи плаф она в процессе и после проведения реставрационных тонировок

Одной из главных проблем реставрации
четырех многоф игурных гризайльных композиций
плафона было удаление стойких загрязнений с
поверхности живописи. Рассмотрим реставрацию
одной из этих композиц ий. (Илл. 7) По авторскому
красочному слою, в ходе предыдущих реставраций
было сделано множество тонировок и пропи сей,
это отчетливо видно на фотографии, сделанной в
свете видимой УФ - люминесценции.( Илл. 8 ) На
момент текущей реставрации значительная час ть
тонировок изменилась в цвете и тоне, поновленные
блики значительно потемнели из -за глубоко
въевшихся поверхност ных загрязнений.
Потемнение бликов привело к нарушению

12 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
цветового и тонального баланса живописи.
Особенно пострадали центральная фигура
компози ции и находящиеся справа от нее фигурки
путти.

Илл. 7. Каменноостровский дворец.
Гризайльн ая многофигурная композиция в процессе реставрации

Илл. 8. Гризайльная многофигурная композиция в свете видимой УФ -люминесценции

Стойкие загрязнения на красо чном слое
бликов трех фигур удалялись компрессами.
Расчистка стойких, глубок о въевшихся загрязнений
проводилась постадийно методом установки на
поверхность живописи компрессов из
фильтровальной и микалентной бумаги, смоченных
слабым (1 -2%) водным раствором неионогенного
поверхностно -активного вещества «Marlipol».
(Илл. 9, 10, 11) Удаление стойких загрязнений
привело к восстановлению цветового и тонального
баланса живописи, роспись приобрела эффект
иллюзии объемных лепных композиций, в чем и
заключался изнач альный авторский замысел.
Незначительные поверхностные загрязнения на
всей п лощади композиции были удалены хлебным
мякишем, увлажненным 3% спиртовым раствором.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 13
Илл. 9. Каменноостровский дворец.
Фрагмент композиции с потемневшими бликами

Илл. 10. Про цесс удалени я загрязнений компрессами из фильтровальной бумаг,
смоченной водным раствором поверхностно -активного вещества.

14 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Илл. 11. Фрагмент композиции после удаления загрязнений компрессами

Восполненные штукатурные ут раты были
проклеены реставраци онной эмульсией, затем
подведе н грунт с мелом в местах его отсутствия и
на восполненных штукатурных поверхностях. Мел
необходим для лучшего сцепления колера (который
также составлен на мелу) с грунтом. На
огрунтованных поверхн остях восполнены в
авторской м анере утраты красочного слоя к леевым
колером на основе мела, пигментов и целлюлозного
клея Culminal. (Илл. 12) Сравнивая фотографии,
можно увидеть постепенные изменения в
тональных соотношениях тени и света живописи,
потемневш ие участки становятся более св етлыми и
чистыми.

Илл. 12. Гризайльная многофигурная композиция после реставрации

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 15
Таким образом, реставрация этого зала
проводилась с учетом всех особенностей росписи
первой трети XIX века. Представленный процесс
позволяет судить о многочисленных с ложностях,
возникающих при реставрации данного вида
искусства.
В 2014 году была проведена реставрация в
восточном крыле Главного штаба на Дворцовой
площади. Здание Главного штаба было пост роено в
1819 -1829 годах по проекту знаменитого
архитектора К. Росси. В квартире министра
иностранных дел К.В. Нессельроде сохранилась
анфилада интерьеров с оформлением первой трети
XIX века. Роспись выполнена в той же
стилистической манере, что и предыдуща я
рассмотренная живопись.

Илл 13. Общий вид плафона столовой

После реставрации вышли издания,
посвященные Главному штабу. В книге «Восточное
крыло Главного штаба. Реставрация» 2013 года и в
журнале «Реликвия» 20 14, ( № 31) в статье
«Золотые проекты « Интарсии»: Главный штаб,
Каменноостровский дворец, особняк П.Н.
Тр убецкого» даны сведения о реставрации ряда
помещений, в том числе и интерьера Столовой. [3]
Представлены о собенности реставрации росписи
этого интерье ра, но не рассмотрены детали.[ 4; С.
16 -17.]
В данной статье рассматриваются фрагменты
росписи на торцевых стенах, и дополняется
информация об особенностях реставрации .
Плафон Столовой разделен цветочными
гирляндами на поля. Между крайними широкими
располо жены четыре более узких поля, в центре
каждого изображены медальоны с эротами
(амурами), держащими колчаны и другие атрибуты.
Ниже находятся полуфигуры с чашами в руках, они
чередуются с масками, обрамленными лав ровыми
венками, в углах помещены изображения сатиров с
гроздьями винограда. Вдоль продольных стен
находятся четыре группы, состоящие из двух
женских ф игур каждая. (Илл. 13)
На торцевых стенах даны гризайльные
композиции. На южной стороне плафона, на
повозке везомой путти изображен Дионис с чашей
в руке. (Илл. 14) На противоположной северной
стороне представлена на повозке женская фигура в
развевающихся одеждах, возможно Афродита,
также окруженная путти и гирляндами цветов.
(Илл. 15) Росписи представляют традиционн ую для
столовых тематику. Фи гурные сцены выполнены в
приглушенных тонах.

16 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Илл. 14. Композиция, расположенная на южной стороне плафона
Стол овой в здании Главного штаба

Илл. 15. Композиция, расположенная на южной стороне плафона
Столовой в здании Главного шт аба

В библиотеке петербургского
государственного института путей сообщения
Императора Александра I сохранились эскизы Д.Б.
Скотти и других художников того времени, среди
них представлен эскиз столовой, который по
композиции может быть соотнесен с росписью
плафона Столовой в квартире К.В. Нессельроде. На
эскизе дана часть оформления плафона. Парные
женские фигуры, помещенные между
верт икальными гирляндами цветов имеют
сходство, но группа на торцевой стороне
отличается от представленной н а плафоне. Можно
отметить интересную деталь, что фон
первоначально был белым с чуть -чуть голубоватым
оттенком. Из документов РГИА можно узнать, что
цвет плафона был первоначально белым. [5 ; Л.161 ]
Подтверждением этому факту служит найденный
при реставрации фрагмент белого с очень легким
голубым оттенком фона под отклеившейся частью
живописного холста (Илл.16). Видимо после
многочисленных реставраций плафо на, во время
которых фона смывались и перераскрывались, цвет
плафона претерпел значительные изменения.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 17
Илл. 16. С фрагментом отклеенной миткали,
под которым виден исторический цвет фона плафона

Для принятия правильного решения о
проведении реставрац ионных мероприятий
данного плафона были использованы фо тографии
из архива КГИОП относящиеся к 1965 году. (Илл.
17, 18) На этих фотодокументах видно, что
проблема сохранения и укрепления штукатурной
основы решалась художниками -реставраторами
еще полвека наз ад. Реставраторы восполняли
большие штукатурные утраты, использу я
армирование. В местах утрат штукатурного слоя на
дранку набивались гвозди и переплетались медной
проволокой, затем наносился штукатурный
раствор. Также реставраторы заполняли раствором
много численные трещины, покрывавшие плафон
помещения Столовой.

Илл. 17. Фрагмент картограммы состояния сохранности штукатурного слоя плафона помещения
Столовой перед началом реставрации 1965 года. Композиция на картограмме расположена внизу
между большими утратами штукатурного слоя и покрыта с етью диагональных трещин

На момент реставрации 2012 года
штукатурный слой находился в аварийном
состоянии. При проведении натурных
исследований (простукивании) выяснилось, что
штукатурная основа живописной композиции ,
расположенной на с еверной стороне плафона,
имеет сильную подвижность и пустые полости в
особенности на участках примыкающим к старым
трещинам. Для стабилизации штукатурных слоев
было необходимо установить кляммеры
практически по всей поверхности плафона.

18 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Илл. 18. Архивная фотография, сделанная в ходе реставрационных работ 1965 года

После стабилизации штукатурного слоя путем
длительных кропотливых расчисток сухим
способом, проводившимся глазным скальпелем и
сухой кистью, были удалены реставрационные
тонировки данной композиции, отличавшиеся по
цвету и тону от авторской живописи. Утрат ы
красочного слоя были восполнены в авторской
манере, в цвете и тоне соответствующим
авторскому живописному решению.

Илл. 19. Композиция до реставрации в свете видимо й УФ -люминисценции, на которой видны
многочисленны е реставрационн ые тонировки и правки, а также диагональные трещины

Исследования красочного слоя композиции,
проведенные свете видимой УФ -люминисценции,
показали, что блики и света композиции плафона в
Сто ловой поновлены вероятно темперными
красками. ( Илл. 19) Реставрационный красочный
слой с течением времени потемнел и изменился в
цвете, а также покрылся сетью микротрещин, стал
отставать от основы и осыпаться. Было принято
решение укрепить авторские участк и живописи
раствором осетрового клея с добавлен ием
антисептика, а тонировки расчистить до
первоначального авторского красочного слоя.
Для стабилизации штукатурной основы было
установлено 120 кляммеров, так как штукатурный
слой данного плафона находился в а варийном
состоянии. После укрепления штукатурно го слоя
можно было приступать к заполнению полости
трещин уже упоминавшейся инъекционной

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 19
известью Kalklnjektionsmortel и восполнению утрат
штукатурного слоя.
Затем на реставрационные фрагменты
штукатурной осн овы художники -реставраторы
нанесли грунт и восп олнили утраты красочного
слоя клеевыми колерами на основе мела, пигментов
и целлюлозного клея Culminal. Цвет и тон колеров
подбираются так, чтобы утрата красочного слоя
слилась с окружающими фрагментами живопи си.
Ретушью необходимо придать композиции
цельн ый, гармоничный экспозиционный вид. Цвет
фона был оставлен таким, каким он был найден при
послойной расчистке.
Реставраторы особенно гордятся своей
методикой спасения живописных миткалей. Это
тонкие фрагменты ткани с написанными на них
женскими фигурами и декоративным орнаментом.
Живопись на миткалях выполнялась в мастерских.
Живописные холсты монтировались на плафон при
помощи животного клея и небольших гвоздей.
Бережно снятые реставраторами фрагменты были
расчищены от загрязнений и следов плесени.
Красоч ный слой укреплен, утраты красочного слоя
восполнены в авторской манере. Затем миткали
были сдублированы на тоненькую, практически
невесомую ткань «Ресар» при помощи пленки -
адгезива BEVA Film .(Илл. 20, 21) П осле этого их
вернули на прежнее место. По разр аботанной
реставраторами технологии были
отреставрированы три живописные вставки. В
будущем эту технологию можно будет
использовать и для других фрагментов живописи
на миткале.
На Международной реставрационной
выставке в Лейпциге DENKMAL2012 технология
рес таврации миткалей, украшавших парадную
Столовую Главного штаба, была отмечена золотой
медалью.

Илл. 20. Миткаль в процессе дублирования

20 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Илл. 21. Миткаль, сдублированная на ткань «Ресар».

Реставрационн ые работы про водились также в
особняке Лаваль на Английской набережной, 4.
Росписи в особняке Лаваль создавались
художниками -декораторами Б. Медичи и С.
Бессоновым.
Реставрация росписей, проводившаяся в 1960 -
х годах описана в книге А.А.Кедрин ского, М.Г.
Колотова «Восс тановление памятников
архитектуры Ленинграда» 1983 года. В этой книге
подробно приводится процесс восссоздания
росписей, описаны сложности, которые занимали
реставраторов в то время. [ 6; С. 206 -207 ]
Оформление одного из интерьеров, тоже
Стол овой выполнено уже в иной манере, плафон
покрыт сплошной орнаментальной росписью,
стены опоясывает фриз. На почти однотонном
охристом фоне фриза даны фигуры, выполненные
гризайлью. Но здесь присутствует иная манера
росписи, колористическое решение более
сдержанно, фигуры менее подвижны.

Илл. 22. Роспись Столовой в особняке Лаваль

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 21
Илл. 23. Роспись Столовой в особняке Лаваль

Так, представлен малоизвестный эпизод из
«Илиа ды» , когда посланцы Агамемнона уводят от
Ахилла Брисеиду. [ 7; С. 274 -279] Персо нажи
изображены в спокойном движении, лица
бесстрастны и не индивидуализированы. (Илл. 22,
23) Прототипами для многих панно фриза
послужили рисунки английского рисовальщика и
скульптора Джона Флаксамана. Как уже
отмечалось выше, на падугах и плафонах в зал ах
нередко помещались многофигурные
мифологические сцены. Прообразами для таких
композиций становились часто гравированные
рисунки из различных альбомов.

Илл. 24. Особняк Лаваль. Фрагмент настенной живописи до реставрации

22 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Илл. 25. Особняк Лаваль.
Фр агмент настенной живописи после реставрации

На торцевой стороне на подставке,
поддерживаемый с двух сторон женскими
фигурами изображен маленький Эрот или Амур по
римской мифологии. Фигуры выполнены
достаточно контрастно, четко очерчены контуры.
На прим ере нек оторых фрагментов росписи
фриза можно составить впечатление обо всей
реставрации данного интерьера.
Здесь была проведена сложная
реставрационная работа. В отличие от предыдущих
интерьеров в данном случае значительную часть
времени пришлось затратить на воссоздание
утраченных фрагментов живописи. Из -за
многочисленных протечек штукатурный и
красочный слои были пропит аны выступившими на
поверхность солями. Многие участки живописи
сильно потемнели, красочный слой потерял
связующее и местами осыпался. Ком прессы по
удалению солей частично снимали фрагменты
краски, которые держались только благодаря
высолам. ( Илл. 24) В т аких условиях после
удаления солей и восполнения штукатурных утрат
художники -реставраторы выполнили более 20
эталонов для воссоздания утра ченных живописных
фрагментов.
Реставрация декоративной росписи была
также проведена в Библиотеке особняка. Здесь
роспись была выполнена в технике гризайли,
особенность ее состоит в том, что она полностью
покрывает поле плафона, почти не оставляя
свободного пространства.
На примере двух фрагментов можно получить
достаточное представление о всем процессе
реставрации данного интерьера.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 23
Илл. 26. Роспись фрагмента до реставрации Илл. 27. Роспись фрагмента после реставрации

На одном из фрагментов п редставлен путти,
держащи й табличку с указанием названия
произведения английского писателя Д. Мильтона –
«Потерянный рай». На фотографии фрагмента
видно, что роспись значительно повреждена. По
сохранившимся фотографиям и имеющей лу чшую
сохранность парной з еркальной композиции и
бы ло установлено, как выглядели
несохранившиеся части фрагмента. (Илл. 26, 27)

Илл. 28. Роспись до реставрации

24 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Илл. 29. Роспись после реставрации

Особенностью оф ормления Библиотеки
является изображение в медальонах портретов
выдающихся поэтов и мыслителей. Они помещены
вокруг центрально й прямоугольной композиции с
изображением девяти муз с атрибутами. Портреты
мыслителей и поэтов древности можно увидеть
также в Па вловском дворце и здании Главного
штаба.
На примере портрета в профиль Гесиода
можн о проследить процесс реставрации в
интерьере Библиотеки особняка Лаваль. Поэт
представлен в виде зрелого бородатого человека с
венком на голове. Черты лица подчеркивает
пад ающая в правой части медальона тень. (Илл. 28,
29 )
Как и в пре дыдущем инт ерьере, большую
часть времени заняла борьба с высолами.
Компрессами из микалентной, фильтровальной
бумаги и ваты, смоченных дистиллированной
водой, соли вытягивались из штукатурного и
красочного слоев. Затем красочный слой
укреплялся 1,5% раство ром осетрового клея. После
естественного высыхания участка живо писи
операция повторялась по необходимости несколько
раз. Отдельные отстающие от основы частицы
красочного слоя подклеивались такж е при помощи
осетрового клея. Под отстающий фрагмент
подводился клей шприцем с инсулиновой иглой,
затем фторопластовой пластин кой фрагмент
прижимался к основе.
Можно отметить, насколько изменилась
очищенная от загрязнений и высолов роспись, она
приобрела первоначальный вид, вновь стала четкой
и ясной, проявились нюан сы и тонкости.
На примере ряда росписей можно сделать
вывод о том, насколько сложным и кропотливым
является процесс реставрации декоративной
живописи интерьеров первой трети XIX века,
наскольк о ответственен труд реставраторов. Таким
образом, только соблюд ение всех технологий,
индивидуальное отношение к каждому
рестав рационному объекту, внимание к процессу и
особенностям декоративной живописи позволяет
сохранить богатство росписи столь далекой у же
эпохи классицизма.
В Петербурге и его пригородах, разумеется ,
есть еще достаточное количество зданий эпохи
классицизма, где сохранились росписи этого
времени. Примерами могут служить Горный
институт, дворец Бобринских, дом Кочневой, дача
Дурново на Свер дловской набережной,
Екатерининский корпус в Петродворце и т.д. Почти
все декоративные росписи в этих зданиях
выполнялись клее выми красками, и данные методы
реставрации могут быть очень полезны.
Росписи указанных в тексте интерьеров были
сохранены благода ря работе группы реставраторов:
Волык Юлии Павловны, Евграфовой Альфии
Вагизовны, Крыловой Натальи Александровны,
Михайловой Ю лии Аркадьевны, Ронжиной Тамары
Витальевны, Семеновой Анны Федоровны,
Силантьевой Надежды Викторовны,
Стрельчиковой Серафимы Серге евны, Хомченко
Ирины Александровны.

Список литературы
1.Лансер е Н.Е. С тарый Петербург. СПб.; Коло.
2012.
2.Витязева В.А. Каменный остров. СПб.;
Центрполиграф. 2007.
3. Восточное крыло Главного штаба:
реставрация / Интарсия, группа компаний ; [ над кн.
работали: М. Северов и др.] – СПб., 2013.
4. Золотые проекты « Интарсии»: Главный
шт аб, Каменноостровский дворец, особняк П.Н.
Трубецкого. «Реликвия» 2014, ( № 31).
5. РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 97.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 25
6.Кедринский. А. А., Колотов М. Г., Ометов
Б.Н., Раскин А.Г. Восстановление памятников
Ленинграда. Л. : Стройиздат. 1983 .
7. Разумовская О.Н. Использование
прообразов в декоративных росписях первой трети
XIX века // Актуальные проблемы естественных и
гуманитарных наук. 2010, № 3, март .
References
1.Lancere, N. E. Old Petersburg. SPb; Kolo. 2012.
2.Vityazeva, V. A. Kamenny Island. SPb;
Tsentrpoligraf. 2007.
3.The eastern wing of the General Staff Building:
restoration / Intarsia group of companies; [the authors
who worked on the book include: M. Sev erov et al.]
SPb, 2013.
4.Golden Projects by Intarsiya: The General
Staff Bui lding, Kamennoostrovsky Palace, P. N.
Trubetskoy's mansion. Relikviya 2014, (No. 31).
5. Russin State Historical Archive (RSHA). Fund.
468. Case. 35. Inventory 97. P. 161.
6.Kedri nsky, A. A. Kolotov, M. G. Ometov, B. N.
Raskin, A. G. Restoration of monumen ts of Leningrad.
L.: Stroyizdat. 1983.
7. Razumovskaya O. N. The use of prototypes in
decorative painting of the first third of the XIX century
//Actual issues of natural sciences and humanities.
2010, No . 3, March .
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×