Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДУШ, ИХ ПРИРОДЕ И ПОСМЕРТНОЙ УЧАСТИ (45-52)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.58.278
Дата публикации статьи в журнале: 2020/09/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 58, Том: 2, Страницы в выпуске: 45-52
Автор: Вишев Игорь Владимирович
доктор филос. наук, профессор, снс кафедры философии, Южно-Уральский государственный университет(НИУ), Челябинск
Анотация: В настоящей статье рассматриваются теологические версии происхождения человеческих душ (предсуществование, традуционизм, креацианизм), их природы (смертность, средняя природа, бессмертие) и посмертной участи (полное уничтожение, учение об апокатастасисе, вечное блаженство или вечные мучения). Показано, что разнообразие, вплоть до взаимоисключения, этих теологических версий делает несостоятельными притязания на их богооткровенность. Подчёркнута необходимость анализировать истории прошлого и настоящего с точки зрения принципа «бытие определяет сознание».
Ключевые слова: происхождение души; природа души; посмертная участь души (человека); предсуществование душ; традуционизм; креацианизм; полное уничтожение душ; учение об апокатастасисе; бессмертие души; полное уничтожение души;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Аврелий Августин Блаженный. О граде Божием. Киев, 1910. Ч. 6. 2. Арнобий. Семь книг «Против язычников». Киев, 1917. – 345 с. 3. Григорий Нисский. Творения. М.: Типография В. Готье, 1861. Т. 37, ч. 1. 4. Денисов Л. Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела? – М.: Издательство А.Д. Ступина, 1900. 5. Деяния Вселенских соборов: Изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Т. 5. Казань.: 1868. – 568 с. 6. Иоанн Златоуст. Творения: в 12 т. Т 1. СПб.: С.-Петерб. духов. акад., 1895. 7. Ириней Лионский. Сочинения / Изд. в рус. пер. свящ. П. Преображенским. 2-е изд. М.: И.Л. Тузов, 1900. – 559 с. 8. Малиновский Н.П. Очерк православного догматического богословия. Часть I / Изд. 2-е. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, Б.Г. – 465 с. 9. Михаил, епископ Астраханский и Енотаевский Основы православного учения о личном спасении по св. писанию и святоотеческим высказываниям (основы православной субъективной сотериологии) (Тезисы одноименной диссертации, представленной на соискание ученой степени магистра богословия) // Богословские труды. М.: Издание Московской Патриархии, 1973. 10. Ориген. О началах / Пер. с лат. СПб.: Амфора, 2000. 11. Палладий Лавсаик. СПб.: Типография Е. Фишера, 1873. – 310 с. 12. Реверсов И.П. Очерк по западной апологетической литературе: II–III вв. Казань: 1892. – 353 с. 13. Рутерфорд И.Ф. Арфа божия: Бесспорное доказательство того, что миллионы теперь живущих никогда не умрут: Учеб. для исследователей Библии / [Соч.] И.Ф. Рутерфорда. – Brooklyn (N. Y.) a. o.: International Bible students assoc., 1921. – 375 с. 14. Скворцов К.И. Философия отцов и учителей церкви: Период апологетов. Киев: Типография Киевского губернского управления, 1868. – 365 с. 15. Тертуллиан Творения. СПб.: Типография Фишера, 1847. Ч. 1. – 204 с.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 45
ФИЛОС ОФСКИЕ НАУКИ

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДУШ, ИХ ПРИРОДЕ И
ПОСМЕРТНОЙ УЧАСТИ

Вишев Игорь Владимирович
доктор филос. наук, профессор, снс кафедры философии,
Юж но-Уральский государственный университет(НИУ)
г. Челябинск
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.58.278
Аннотация
В настоящей ста тье рассматриваются теологические версии происхождения человеческих душ
(предсуществование, традуционизм, креацианизм), их природы (смертность, средняя природа,
бессмертие) и посмертной участи (полное уничтожение, учение об апокатастасисе, вечное блаженств о или
вечные мучения). Показано, что разнообразие, вплоть до взаимоисключения, этих теологических версий
делает несостоятельными притязания на их богооткровенность. Подчёрк нута необходимость
анализиров ать истории прошлого и настоящего с точки зрения принци па «бытие определяет сознание».
Ключевые слова: происхождение души, природа души, посмертная участь души (человека),
предсуществование душ, традуционизм, креацианизм, полно е уничтожение душ, учение об
апокатастасисе, бессмертие души, полное уничтожение душ и, вечные блаженства, вечные мучения,
принцип «бытие определяет сознание».

Для европейской культуры последних
тысячелетий её истории стало характерным
противостояние, с од ной стороны, авраамических
религий — иудаизма, христианства и ислама —
между собой, а с другой — философского
материализма и атеизма любой религии и наоборот.
Оно происходило по главным мировоззренческим
проблемам, в том числе такой центральной из них,
как смерть и бессмертие человека . В такой
временной последовательности они примерно и
возникали: иудаизм — порядка трёх тысяч лет тому
назад, христианство — около двух тысяч лет, а
спустя около шести веков после него появился
ислам. «Священными писаниями» для них
соответственно стали: Би блия (греч. — книги),
причём первая её часть — Ветхий завет для иудеев,
а для христиан ещё и Новый завет (её вторая часть),
а для мусульман — Коран (араб. — чтение,
декламация). Такова была макроидеологическая
ситуация на протя жении этих долгих тысячелетий .
Микроидеологическая ситуация того же
времени характ еризуется противостоянием более
частных направлений и учений, например для
христианства — католицизма, православия и
протестантизма, в котором, в свою очередь,
насчитывается около девятисот различных
течений. Причём каждое направление и течение
имело свою непреложную шкалу ценностей, считая
лишь себя обладателем вечной божественной
истины, которая, по существу, не нуждалась в
каких -либо рациональных доказательствах, а
должна была основываться на неких вн утренних
мистических переживаниях веры, принципиально
непроверяемых. Однако практически
неисчислимое их многообразие фактически
исключает богооткровенное происхождение
любого из них.
Происхождение душ
Ключевым для религии явл яется понятие
души. Вопрос о её происхождении и душ
отдельных людей, как, впрочем, и чего бы то ни
было иного, является исходным, поскольку без
знания причины явления, именно его
возникновения, затруднительно ответить и на
любой другой, скажем, насчёт его природы.
С одной стороны, ка залось бы, вопрос о
происхождении души, решается, напри мер в
Библии, вполне однозначно. В ней говорится: «И
создал Господь Бог человека из праха земного, и
вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек
душею живою» (Быт. 2: 7 ). Из этого текста
некоторые теологи, но не все, делали вывод, что
душа — это как бы «искра» божественного
бессмертного дыхания, а отсюда заключали о её
собственном бессмертии.
Однако ряд аспектов остался не ясным. Ведь
речь в Библии идёт о происхождении души первого
человека, но нич его не сказано о таком важнейшем
вопросе как происхожде ние душ последующих
людей. Между тем в теологии можно обнаружить
три основных, по сути дела исключающих друг
друга ответа на этот вопрос — именно о
происхождении человеческ их душ.
Так, Ориген (185 –254 ), теолог и философ
Александрийской школы отстаивал уче ние о
предшествовании, или предсуществовании душ.
Согласно ему, бог, поскольку он, завершив акт
творения, как повествует та же Библия, «почил в
день седьмый от всех дел Сво их» (Быт. 2: 2),
должен был, как казалось, заранее создать души
всех будущих людей, чтобы больше уже ничего не
творить, а продолжать «почивать». Ориген, в
частности, утверждал: «Умирающие здесь
обыкновенною смертью распределяются на
основании дел, совершен ных здесь, так что
признанные достойными так называемой адской
страны получают разны е места, соответственно
своим грехам. Также, может быть, и те, которые,
так сказать, умирают там (на небе), нисходят в этот
ад, признанные достойными обитать в различных,

46 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
лучших или худших, жилищах на всём земном
пространстве и родиться от таких или иных
родителей, — так что израильтянин может когда -
нибудь попасть в число скифов, а египтянин —
перейти в Иудею» [10, с. 353]. Этой точке зрения
придерживались и другие теологи, скажем,
Климент Александрийск ий (150 –215), одно время
глава этой самой Александрийск ой богословской
школы. Однако данная версия устроила далеко не
всех. Дело в том, что устраняя одни догматические
затруднения, богословы создавали другие.
Возникал, например , вопрос, почему души,
сотвор ённые самим богом, ещё до «грехопадения»
первых людей, должны были отвечать за
«первородный грех», нести на себе его роковую
печать. Появлялись и другие подобные
затруднения.
Такого рода противоречия попытался
устранить Григор ий Нисский (335 –394), церковн ый
писатель, теолог и философ, тоже «отец церкви».
Эта версия получила название традуционизма.
«Согласно его точке зрения, «рождение душ»
происходит в тот момент, когда они переходят от
родителей к детям во время образования те ла
посредством соответствующи х душевных и
телесных семян. Благодаря этому новое поко ление
будто бы и наследует первородный грех, тоже
становится грехоносным [3, с. 197]. Однако в этом
случае бог, по сути дела, оказывался как бы не при
чём, всё шло, так ска зать, «естественно», без его
участия, что тоже не могло удовлетворить многих
теолого в. Поэтому некоторые из них допускали и
«божественное» волеизъявление посредством
заклинания: «Да будет!» Но оно звучало явно
искусственно и неубедительно. Да и душа
предст авала бесконечно делимой, что
противоречило теологической догматике.
Была выдвинута и такая версия: бог творит
души в то же самое время, когда образуется тело.
Она получила название креацианизма (лат. creatio
«сотворение» + anima «душа»). Её разделял,
нап ример Аврелий Августин Блажен ный (354 –
430), один из столпов христианской догматики.
Впрочем, он так и не сделал окончательный выбор
между традуционизмом и креацианизмом.
Получалось, опять -таки, так, что бог творит новую
душу, и она тут же обретает печать г реховности.
Такое событие не всем представлялось чем -то
благочестивым.
Существовала и та точка зрения, что душа
даётся младенцу в середине беременности матери,
когда та начинает чувствовать признаки новой
жизни внутри себя. Назывался, например
трёхмесячны й возраст эмбриона, но ведь одна
женщина могла «почувствовать» это раньше,
другая — позже. А главное, всё -таки, – в момент
зачатия или какое -то время спустя? И получается
так, что кто -то предпочитает одно, кто -то – другое.
А в чём же тогда состоит «божеств енная истина»?
Таким об разом, христианские теологи так и не
смогли прийти к общеприн ятому и убедительному
мнению и по этому важному вопросу.
И это неудивительно. Н.П. Малиновский,
православный богослов, даже считал, что иначе и
быть не могло. «Образ происх ождения
человеческих ду ш, – пишет он, – составляет тайну,
относительно которой возмо жны лишь только
гадания или предположения. В откровении об этом
не находится прямого и ясного учения» [8, с. 237].
Разумеется, не все вопросы в данный момент могут
иметь ре шение, хотя у христианс кого богословия,
казалось бы, для этого было достаточно време ни.
Как же теологи выходили из подобных
затруднений? В общем -то, довольно просто. И это
очень примечательно. Тот же автор без тени
смущения несколько ниже приводит следующ ее
«авторитетное» (в св ете только что сказанного)
установление VII Вселенского собор а, согласно
которому «церковь, наученная божественными
писаниями, утверждает, что душа творится вместе
с телом, а не так, что одно прежде, а другое после»
[8, с. 238]. След овательно, основополага ющие
церковные положения утверждались чисто
волевым способом, так сказать, сугубо
волюнтаристски. Разумеется, этим удавалось
умерить богословскую разноголосицу, но такой
способ, естественно, не имеет никакого отношения
ни к «божестве нной», ни к какой иной истине.
Природа душ
Мнение о том, будто вера в бессмертие ду ши и
вечную загробную жизнь является для
христианской религии однозначной и безусловной
приобрело почти силу предрассудка. И это
неудивительно. Об этом настойчиво говорило сь в
христианских пропо ведях и богословских
сочинениях с целью сделать её привлекател ьной и
преподнести как богооткровенную истину. Однако,
ни то, ни другое не отвечает действительности.
Говоря кратко и по существу, истина – это знание,
соответствующее дей ствительности. Такое зн ание
обретается в процессе познания и постоянно
проверяется на соответствие объективной
реальности в процессе практической, прежде всего,
материальной деятельности людей, особенно
производственной и экспериментальной. Ни то, ни
друго е, ни третье, вообще ни чего подобного для
религии, в том числе христианской, не требу ется,
просто не нужно, заведомо для неё исключено. Она
базируется совершенно на иных основаниях и
предпосылках, именно на религиозной вере, а не на
научной истине.
Ситуац ия в понимании данных в опросов
усугублялась не только тем, что христианская
религия и гнорирует научные взгляды в данной
области знания, но и тем, что новое вероучение,
сделав своим центральным пунктом идею
посмертного воздаяния, в то же время стремилось
сохранить преемственность с древними,
библейскими представлениями, как тоже
богоданными , но не признававшими личного
бессмертия, в том числе и в виде бессмертия души.
Неудивительно поэтому, что в отношении
понимания её природы в христианском богословии
сущес твовали также самые раз личные варианты,
если говорить об основных – тоже три.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 47
Первой точки зрения придерживался,
например, один из раннехристианских писателей
Арнобий, оставивший заметный след в истории
богословской мысли. Он утверждал, что души
«средней п рироды, как мы знаем из учения Христа,
и могут погибнуть, если не будут знать Бога, и
избавиться от утраты жизни, если обратятся к его
милосердию и благости» [2, с. 73]. Воззрения
Арнобия по этому вопросу так толковались одним
из христианских богословов пр ошлого столетия:
«Он, н апр., говорит, что душа человека сотворена
не Богом, а одним и з низших ангелов, что она по
своей природе ни смертна, ни бессмертна и
делается такою или иною только по личным
заслугам и по милости благодати Божиим:
бессмертною она дел ается за веру в Бога, т огда как
неверие причиняет душе смерть» [12, с. 84 -85].
Подобн ые взгляды разделялись и другими
богословами, в частности, св. Феофилом
Антиохийским, который говорил: «Кто -нибудь
спросит нас: смертным ли по природе сотворён
человек? Не т. Значит бессмертным? Не скажем и
этого. Так, может быть, сотворён и тем и другим? И
этого не скажем. Он сотворён по природе ни
смертным, ни бессмертным» [6, с. 99]. При этом он
выдвигает соответствующие богословские доводы
в пользу данной точки зрения. « Ибо, – утверждает
богос лов, – если бы бог сотворил его в начале
бессмертным, то сдела л бы его богом; а если бы
сотворил смертным, то Сам оказался бы
виновником его смерти». Следуя богословскому
принципу перекладывать ответственность за зло с
бога на челове ка, он заключает: «Итак , Он сотворил
его ни смертным, ни бессмертным, но способным к
тому и другому, так что если бы человек исполнял
заповедь Божию, то получил бы в награду за то
бессмертие, а если уклонится к делам смерти, не
повинуясь Богу, то сам будет виновником своей
смерт и» [6, с. 99].
Однако неопределённость природы души,
несмотря на её обоснование библейскими текстами
и самыми благочестивыми соображениями, не
могла устроить всех богословов, поскольку она
давала чрезмерно широкий простор для
умозрит ельных спекуляций, не поддающихся в
таком случае жёсткому контролю со стороны
церкви. Поэтому её противники пытались
обосновать более категорические суждения, хотя,
разумеется, опять -таки различные.
Так, один из ранних апологетов христианства
Татиан утверж дал в с воей «Речи против греков»,
что душа «имеет земное происхождение; сама по
себе ничто иное как тьма, и нет в ней ничего
светлого; по природе своей не бессмертна, но
смертна и способна к разрушению» [14, с. 41].
Правда, вместе с тем он признаёт возможн ость
существования в человеке и некоего
невещественного духа, но лишь как нечто
необя зательное. «Человек, – утверждает Татиан, –
может и не иметь в себе духа; а не имеющий духа,
превосходит животных только членораздельными
звуками; во всём же прочем образ жизни е го такой
же, как у них, и он не есть уже подобие Божие» [14,
с. 42]. Не считал душу абсолютно бессмертной и св.
Ириней Лионский. Он утверждал, что «жизнь не от
нас и не от нашей природы, но даруется по
благодати божией» [7, с. 215].
Учение о смертно сти душ и, как и первое о её
неопределённой природе, исходило из самых
благочестивых н амерений. Оно пыталось
преодолеть, вернее, устранить целый ряд
противоречий, неизбежно возникающих в случае
противоположного решения вопроса о природе
души. Действительно, если п ризнать, что душа,
бессмертна, то отсюда с необходимостью должно
вытекать, что всемогущий бог оказывается не в
состоянии её уничтожить, вознамерься он это
совершить. Такой вывод казался многим
богословам также кощунственным и
неприемлемым. Поэтому о ни и ут верждали, что
душа может существовать столько, сколько захочет
бог. Но, устран яя одни логические противоречия из
теологических построений, признание смертности
души с такой же необходимостью порождало
другие, столь же неразрешимые.
К их числу в перв ую очер едь относится
отрицание божественного происхождения души.
Это уже видно из при веденных ранее
высказываний Арнобия и Татиана, отрицавших тот
известный библейский «факт», согласно которому,
как утверждает «священное писание», при
сотворении человека б ог вдун ул в него дыхание
жизни, после чего тот и стал якобы «душою
живою».
Так возник ла неразрешимая для богословия
дилемма: либо душа смертна, и тогда исключается
её божественное происхождение, что порочит
божественное дыхание, т.е. природу бога, но зато
не став ит под сомнение его всемогущество, либо
душа бессмертна, и тогда всемогущий бо г
оказывается не в состоянии уничтожить своё же
творение, что также категорически неприемлемо
для религиозной догматики. Всё это очень похоже
на давно заданный религии и о ставлен ный ею без
ответа полушутливый вопрос: может ли бог создать
такой тяжёлый каме нь, который бы он сам не смог
поднять? Так наглядно иллюстрируется логическая
противоречивость религиозной идеологии.
Понятно, что в богословской полемике,
основанной на н епослед овательных и
несостоятельных представлениях древних,
нашедших своё выражение о собенно в первых
книгах Библии, по этому вопросу, впрочем, как и по
всем остальным, никто никому ничего никогда не
мог доказать. Поэтому какое -то единообразие в
христианск ом веро учении могло быть достигнуто и
достигалось лишь посредством произвольных
церко вных установлений, что с необходимостью
порождало инакомыслие и организационный
раскол, жестоко пресекавшиеся церковью.
Именно в силу подобных средств воздействия
с течени ем врем ени получила наибольшее
признание и распространение идея бессмертия
души, хотя она так и не стала никогда
общепринятой в христианской религии. Например,
один из главных иеговистских идеологов И.

48 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
Рутерфорд утверждал, что «мысль о бессмертии
души роди лась у сатаны, дьявола», что «если бы
человек обладал бессмертной душой, она не могла
бы быть предана смерти». И далее он продолжал:
«Отсюда мы видим, что Бог не был бы в состоянии
привести в исполнение приговор, вынесенный им
грешнику, и справедливость по терпела бы
неудачу» [13, с. 42]. Таким образом, иеговизм в
этом вопросе, по сути дела , воспроизводит
соответствующие раннехристианские
представления, что, разумеется, не делает его
истиннее других христианских воззрений, путаясь
в той же злополучной для бо гослови я дилемме.
Весьма примечательно также, что, опираясь
опять -таки на Библию, Рут ерфорд отстаивает
следующий вывод: «Слово душа означает
двигающееся, дышащее, чувствующее творение
или существо; творение, или существо, которое
обладает возможностями и п ользует ся ими. Слово
душа есть синоним слов: существо, творение и
человек» [13, с. 42 ]. Таким образом, в иеговистской
идеологии понятие души толкуется в смысле более
близком древнейшим представлениям.
Но, отрицая бессмертие души, иеговисты не
отвергают, ра зумеетс я, центральной идеи
христианства о грядущем воскресении мёртвых и
загробной ве чной жизни. Они лишь иначе, чем
многие другие, толкуют её. Рутерфорд пишет:
«Бессмертие будет дано, как великая награда,
преданным христианам и никому другому из
человечес кого ро да». И далее он утверждает:
«Другим обманом сатаны, которым он ослепил
людей, является учение о том, что мёртвые
обладают сознанием и после смерти».
Подытоживая свои рассуждения, Рутерфорд
заявляет: «Мы должны заключить из этих Писаний,
что мертвецы находя тся в бессознательном
состоянии с момента смерти и до того времени, в
будущем, когда Господу будет угодно пробудить
их от смерти и дать им возможность жить» [13, с.
42]. Понятно, что подобные умозрительные
конструкции иеговизма строятся по тому же
общему д ля всех богословов принципу: привлекать
тексты Библии, будто бы подтверждающие эти
построения, и обходить молчанием или
аллегорически толковать те, которые с ними не
согласуются. Таким образом, Библия оказывается
основанием, на котором строятся диам етральн о
противоположные воззрения, что неопровержимо
доказывает несостоятельность и тех, и других.
Вместе с тем приведённые рассуждения
иеговистского идеолога показывают, что учение о
бессмертии души, которое является как бы
предпосылкой учения о загробно й жизни , по
существу дела не имеет того фундаментального
значения, какое ему часто пр иписывается. Правда,
при этом оно оказывается ещё более голословным
и неубедительным, но данный факт уже не имеет
принципиального значения. Кроме того,
богословская полеми ка по в ажным религиозным
вопросам, например, о посмертном существовании
человеческой души, многословно и опять -таки
разноречиво описываемое представителями
наиболее распространённых христианских
течений, не имеет под собой доказательного
догматического осн ования, что лишний раз
подтверждает спекулятивность и
несостоятельность этих религиоз ных учений.
Однако уже двухтысячелетняя история
христианского богословия и ещё более долгая
религиозная история в целом убедительно
показывает, что упование на «божественн ое
откр овение» не может привести и не ведёт ни к
чему иному, кроме совершенно бесплод ных
теологических построений.
Можно привести и такой пример подобных
рассуждений. «Но для чего я говорю что такое душа
по существу? — вопрошал более полутора тысяч
лет том у назад св. Иоанн Златоуст. — Даже и того
нельзя сказать, как она находится в нашем т еле. Что
можно сказать об этом? То ли, что она
распростирается по составу тела? Но это нелепо;
потому что это свойственно телам; а к душе это не
относится, как видно из то го, что часто и по
отсечении рук и ног она остаётся целою и
нисколько не сокращается от искажения тела. Или
она не находится во всём теле, а сосредоточена в
какой -нибудь его части? В таком случае прочие
части необходимо должны быть мёртвыми; потому
что без душное совершенно мёртво. Но и этого
сказать нельзя».
Неудивительно, что такого рода предвзятое и
беспомощное рассуждение приводит этого «отца
церкви» к столь же беспомощному и
бессодержательному заключению. «Таким
образом, — делает он вывод, — то, что душ а
сущес твует в нашем теле, мы знаем, а как она
существует, этого не знаем. Познание о ней Бог
сокрыл от нас для того, чтобы сильнее заградить
нам уста, удержать нас и заставить оставаться
внизу, а не любопытствовать и не исследовать того,
что выше нас» [6, с. 528 -529]. Но, ни он сам, ни его
христианские преемники никогда не следовали
подоб ным "глубокомысленным" соображениям.
Теологи продолжали "исследования" природы
души. Было написано и пишется неисчислимое
множество книг и богословских диссертаций —
печал ьное св идетельство понапрасну растраченной
мощи человеческого интеллекта. Поистине,
заблуждение многолико.
Суть же дела заключается в том, что теологи,
не зная сущности души, её происхождения и
строения, не имеют основания и права делать даже
такой вывод, какой о ни всё -таки делают. Особенно
наглядно богословская беспомощность
проявляется в свете данных современной науки,
согласно которым понятие "души" в его
теологическом толковании оказывается
совершенно несостоятельным и поэтому
отвергается ею. В действит ельност и, «душа» — это
древняя метафора для обозначения человеческой
психики, которая неотъемлемо связана с
человеческим телом, прежде всего, мозгом и
нервной системой, является их функцией, их
состоянием. Как не может быть движение машины
отделено от неё самой, или работа какого -либо

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 49
аппарата, технического устройства от самого
механизма, материальной системы, так и психика
не может быть отделена от телесного основания.
На такой несостоятельной основе и возникли
столь же несостоятельные различные
теологиче ские уч ения о посмертной участи
человека.
Посмертная участь душ
Нескончаемые и беспло дные дискуссии
теологов о природе души, от взаимоисключающих
итогов которых они не смогли и не хотели
отказаться, отнюдь не имели только частного
интереса и значения, как это мо гло бы показаться
на первый взгляд. Различия в толковании ими этого
вопроса во многом определили неодинаковость и
даже противоположность их воззрений на
посмертную участь души, загробную жизнь людей.
Вопреки распространённому мнению,
граничащему с п редубеж дением, будто
христианскому вероучению однозначно и
незыблемо присуща вера в ве чную жизнь с её
нескончаемым блаженством или мучениями, в нём
также существовали на этот счёт самые различные
версии, из которых тоже надо отметить три
основных: 1) учени е о пол ном уничтожении
грешников, непризванных якобы к блаженной
жизни, которое отстаи валось Арнобием и многими
другими богословами; 2) учение об апокатастасисе,
т.е. о всеобщем возвращении в абсолютное добро,
которое разрабатывалось Оригеном и его
последо вателям и; 3) учение о вечности блаженств
для праведников и вечности мучений для
грешни ков, ревностным сторонником которого
был, например, всё тот же Августин Блаженный.
Он утверждал, что «так как вечная жизнь святых
будет без конца, то для тех, для кого на значено
будет вечное наказание, наказание это без всякого
сомнения также не будет имет ь конца» [1, с. 291].
Если последнее учение, одержавшее в конце
концов верх над остальными, хотя и не
безраздельно, благодаря поддержке со стороны
церкви и светской власт и, боле е или менее известно
сегодня верующим и неверующим, то два других
либо им мало знакомы, либо они вообще о них
ничего не знают. Между тем историю богословской
борьбы по этому вопросу ст о
́ит знать и тем, и
другим.
Согласно первой, арнобиевской, версии
грешни ки в конце концов будут полностью
уничтожены, претерпев предварительно мучения,
соответствующие их «злонравию». «Это, –
утверждал Арнобий, – есть истинная смерть
человека, которая ничего не оставляет после себя,
ибо та, которую мы видим перед глазам и, есть
разлучение душ от тел, а не последний предел
уничтожения, это говорю, есть ист инная смерть
человека, когда души не знающие Бога,
уничтожаются после долговременных мучений
неугасимым огнём» [4, с. 73 -74]. Так что, по
Арнобию, и не только, вечных муч ений не
существует. Такая точка зрения, бесспорно, звучит
привлекательно. Но какова же божественная
«истина»?
С точки зрения этого учения в конечном счёте
в мире исчезнет зло и останется только одно добро,
но лишь верные богу соединятся с ним, спасённые
его благо датью. Иными словами, в мире не будет
никакого зла, а только одно добро, хотя е го
суждено унаследовать далеко не всем. Абсолютное
большинство людей по этому учению обречено на
полное уничтожение. Смерть, по существу,
рассматривалась как самая страшн ая кара за
греховную жизнь, а вечная жизнь, напротив, как
высшая награда «богоугодного » поведения. Личное
бессмертие означало состояние нескончаемого
блаженства.
Аналогично по ряду идей, но вместе с тем
принципиально иначе этот вопрос решался с
позиций та к назыв аемого учения об
апокатастасисе. Оно обосновывалось и
отстаивалось уже известны м читателю Оригеном и
многими другими. Согласно ему «даже диавол был
не неспособен к добру» [10, с. 83]. Отсюда и из
других богословских посылок, неизменно
опирающихся вс ё на то же «слово божие», делался
вывод, что у всех остаётся возможность и
способность к раскаянию и спасению. Сторонники
этого учения утверждали, что грешники претерпят
соответствующие мучения, которые прекратятся,
когда цель их будет достигнута, т.е. ког да души
будут очищены от «греховного налёта». Иначе
говоря, с точки зрения этого учени я, поскольку и у
«падших ангелов», и у «адамовых потомков»
остаётся свобода воли, у них сохраняется
способность и возможность к покаянию, а,
следовательно, и к спасению. Эти бог ословы
усматривали в смерти некое «мудрое» средство,
которым бог «врачует» есте ство человеческое от
примешавшегося к нему «порочного яда», а
поскольку адские мучения понимались как
«врачевание», то отсюда делался вывод, что эти
будущие мучения со вр еменем прекратятся, т.е. не
будут вечными.
Сторонники апокатастасиса тем самым
пыталис ь обосновать восстановление абсолютно
всех в абсолютном добре. Ориген писал, что «тогда
уже не будет различия добра и зла, потому что зла
не будет вовсе» [10, с. 294], «в сё буде т
восстановлено в первоначальное единство, и Бог
будет всё во всём» [10, с. 298 ]. Приверженцы
учения Оригена, таким образом, отстаивали идею
возвращения всех, именно всех, в божественное
абсолютное добро. Итак, никто не уничтожится, все
спасутся и в оссоеди нятся с богом. Божественное
добро победит царящее ныне в мире зло и его не
буде т вообще.
Сравнивая учение о полном уничтожении
грешников, которое условно назовём
арнобиевским, с учением об апокатастасисе, не
трудно заметить, что и то, и другое стрем илось
провозгласить и как -то обосновать идею о
необратимом искоренении в мире зла и
безраздельном торжестве добра. Однако
достигалась эта цель существенно разной ценой: в
первом случае истреблением подавляющего
большинства людей, во втором – исправлением

50 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
всех без исключения грешников и даже некогда
отпавших от бога ангелов, т.е. никто не
ун ичтожался, но все спасались. Приверженцам
арнобиевского учения, и тем более горячим
последователям учения об апокатастасисе казалось,
что такое понимание якобы раскрывает тайный и
возвышенный смысл «божественного плана» и
помогает преодолеть сомнительные с тороны
христианского вероучения, сделать его более
привлекательным и притягательным, в чём они
немало преуспели.
Не следует забывать, что разработка
христианской идеологи и велас ь в условиях
острейшей идейной борьбы и подобные
соображения имели немаловажное значение. Так,
Тертуллиан, говоря о соответствующей версии
загробной жизни человека, в частности, акцентируя
внимание на том, что воскреснуть должна не только
душа, но и плоть, писал: «Такое верование гораздо
благороднее Пифагорова, потому, что оно не
пре вратит тебя в зверя; гораздо совершеннее
Платонова, потому, что возвратит тебе тело, и через
то составит всё твоё целое; гораздо утешительнее
Эпикурова, потому что огради т тебя от
уничтожения» [15, с. 198]. Действительно, поиск
приемлемого мировоззрения св ойствен человеку
как существу мыслящему. И в ту историческую
эпоху немало людей нашло его в форме
христианского вероучения, обладавшего рядом
известных преимуществ перед другими
верованиями, например, характерных так
называемым национальным религиям.
Несом ненно, что в определённой степени
привлекательности этого вероучения
содействовала особым образом разработанная
христианскими богословами идея вечной жизни.
Она находила отклик в умонастроении людей той
эпохи.
Однако новое вероучение обернулось
трагедией д ля принявших его, ибо оно оказалось
для них формой обмана и самообмана, так как
преодолевали они свою слабость, своё бессилие в
борьбе со смертью лишь в воображении,
умоз рительн о конструируя всевозможные картины
грядущего силой неуёмной фантазии.
Ещё больш ей трагедией христианство
обернулось для трудящихся масс, когда со
временем выяснилось, что оно стало в руках
господствующего класса действенным орудием их
угнетения, а р елигиоз ное учение о посмертной
участи людей превратило сокровенное стремление
к неогра ниченно долгой и счастливой жизни в
мощное идейное оружие устрашения
эксплуатируемых слоёв населения.
Именно данное обстоятельство и определило
направление и характер селекции теологических
версий веры в загробную жизнь человека. Первые
две из них – арноб иевское и оригеновское – были
отброшены, поскольку они, особенно второе,
оказались слишком академичными, и
возвышенными, но мало пригодными для решения
социальных пробл ем классово -антагонистического
общества в интересах церкви и светской
государственной вл асти, вступивших в тесный
организационный и идеологический союз.
Поэтому, в конечном счёте, предпочтение было
отдано учению о вечности адских мучений, которое
данную фу нк цию выполняло несравненно
действенней, чем другие версии потустороннего
личного бессме ртия.
Первоначальное обилие богословских
вариантов загробной жизни во многом было
обусловлено тем, что христианская церковь до
того, как она была признана господствующим
классом Римской империи и заняла в системе
эксплуататорского государства прочные и важ ные
по зиции, её интересы и заботы, естественно, были
преимущественно сосредоточены на разработке
своего вероучения и начальных организационных
форм, т.е. она главным обра зом занималась своими
внутренними делами. Данное обстоятельство
давало определённый пр остор игре богословской
фантазии, общим направлением которой являлось
признание потустороннего мира и воскресения
мёртвых. Отказ от реального решения проблем
земной жизни в иллюзорной надежде на их
осуществление в потусторонней, снятие в связи с
этим ответ ственн ости с господствующих классов за
бедствия трудящихся непосредственно
содействовало превращению христианского
вероучения в государственную идеологию
эксплуататорског о общества.
Когда это произошло, на передний план
выдвинулась религиозная интерпретаци я реше ния
социальных вопросов классово -антагонистической
формации с целью подавления сопротивления
трудящихся масс порядкам неравенства и
угнетения. Этому в первую очеред ь и отвечало
учение о вечности мучений. Кроме того, отдав ему
предпочтение, церковь ст ремила сь установить
какое -то идеологическое единообразие, к которому
она, естественно, всегда стремилась, желая
укрепить свой авторитет и влияние, серьёзно
подрываемые не скончаемой и бесплодной
полемикой, но так никогда и не смогла добиться
этого, поскольк у для него отсутствуют всякие
объективные основания. Поэтому решающую роль
в наведении «идейного порядка» играли угрозы и
принуждение, осуществляемые согласованными
дейст виями церкви и светской власти.
Если сравнивать эти три версии посмертной
участи, то б олее г уманистичной и
привлекательной, несомненно, представляется
оригеновская. И не странно ли, на первый взгляд,
что именно она подверглась решительному
осуждению со сто роны власть имущих. Расправа
над учением об апокатастасисе была осуществлена
на V Всел енском соборе при непосредственном
вмешательстве со стороны императора Юстиниана.
В грамоте «соборным отцам» он писал: «Мы
дознались, что в Иерусалиме есть некоторые
мона хи, которые учат, что снова все возвратятся в
единство и станут умами, как это было в
предсу ществовании; отсюда ясно, что в то же самое
единство будет восстановлен сам дьявол и прочие
демоны, а также нечестивые и безбожные лица

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 51
вместе с божественными богон осными мужами и
небесными силами» [5, с. 505, 507].
Тот же император Юстиниан направил
патри арху Мине составленный им проект
анафематствования, гласивший: «Кто говорит или
думает, что наказание демонов и нечестивых людей
временно и что после некоторого вре мени оно
будет иметь конец, или что будет после
восстановление демонов и нечестивых лю дей да
будет анафема» [5, с. 505]. И церковь, разумеется,
исполнила волю государя, которая отвечала её
собственным устремлениям, ибо проклятье в адрес
оригеновского учени я подчёркивало
исключительность представителей церкви и
государственной власти, позвол яло по кончить с
благодушными, но мало действенными
богословскими фантазиями.
Данный выбор тем более стимулировал игру
теологического воображения на тему о вечных
мучениях , которое и прежде не отличалось
сдержанностью. Так, св. Иоанн Златоуст взывал:
«Предс тавим же какое мучение быть сожигаемым
непрестанно, находиться во мраке, испускать
бесчисленные вопли, скрежетать зубами и не быть
услышанным» [6, с. 15]. Не забыл он и о близких
людях, заявив, что «мрак и отсутствие света не
дозволит нам распознавать даже ближн их, но
каждый будет в таком состоянии, как будто бы он
страдал один» [6, с. 15]. И эта тема, ставшая
ведущей в религиозной проповеди и церковном
искусстве, угрожающ е звучала на протяжении всей
долгой истории христианской религии.
Приведём хотя бы дв а из м ногочисленнейших
примеров, на протяжении многих столетий
кочующих по страницам богословских трудов,
вплоть до современных. С точки зрения теологов
вполне достоверны м является рассказ св. Антония
Великого, которому якобы было откровение в ответ
на его молит ву в течение года с просьбой показать
ему место праведников и грешников. «И вот увидел
я, – повествует он, – огромного чёрного великана,
который поднимался до облак ов и досягал руками
до неба; под ним было озеро величиною с море.
Потом увидел я души челове ческие: они летали, как
птицы, и которые перелетали через руки и голову
великана, все охраняемы были ангелами; а которых
он ударял своими руками, те падали в озеро» [11, с.
113]. Как возвестил «голос», первые были
праведниками, а вторые грешниками. И это,
конечно, далеко ещё не самая впечатляющая
картина, но зато «достоверная».
Использовались «аргументы» вроде сонного
видения преподобной Феодоры. «Но вот пришла
смерт ь, – описывает Феодора перспективу
посмертной участи человека. — Она была как бы
подоб ие чел овеческое, но состоящее из костей. Она
носила различные орудия мучений: мечи, стрелы,
копья, косы, серпы, пилы, топоры и многие другие
мне неизвестные. Увидела всё это я и душа моя
затрепетала. Но ангел сказал ей: Не медли!
Освободи душу от уз плоти. Скоро и тихо освободи
её, на ней нет больше тяжести грехов. Смерть
подошла ко мне и маленьким топором сначала
отсекла ноги, потом руки, потом другими орудиями
ослабила в се члены мои, отделяя их от суставов.
Потом отсекла мне голову. Потом смерть сделала
питьё и насильно напоила меня. Я не могла вынести
горечи, содрогнулась и выскочила душа из тела» [4,
с. 26 -27].
Из подобных «видений», как полагали
служители церкви, веру ющие могли легко сделать
вывод о том, что ожидает настоящих грешников,
если всё описан ное сл училось с «преподобной».
Таковы обещания проповедников так называемой
«религии любви». Так что не только, согласно
религии, наиболее реальна перспектива адских
муче ний для большинства людей, но и сама смерть
для каждого человека должна причинить ему
серьёз ные страдания.
Однако, естественно, меняются времена,
изменяются обстоятельства, в том числе
социально -политические. С этим не может не
считаться и современная церк овь, та же Русская
православная. Так, епископ Михаил формулирует
такие новые установки . «В т ечение весьма
длительного периода времени в русском и особенно
западном богословии, – заявил он, – указывалось на
избежание вечных мучений и достижение вечного
блаж енства как на основные и даже единственные
побуждения человека в его стремлении к спас ению
и само спасение понималось исключительно как
получение вечного блаженства с одновременным
избавлением от вечных мук» [9, с. 171]. Этот
служитель культа и теолог попы тался найти более
«возвышенные» и «достойные» мотивы
религиозного рвения, которые могл и бы п розвучать
сегодня, по его мнению, приемлемей и
притягательней. «Много более высоким
побуждением, – говорит он, – следует считать
сыновнюю любовь к Богу, готовность выполнить
Его волю, не думая о возмездии за грехи и награде
за добродетель и находя ве личайш ую радость в
самом процессе приближения к Богу, в постоянном
общении с Ним как с любящим и любимым Отцом»
[9, с. 171]. Однако в итоге своих модернистских
изысканий он оказался вынужденным сделать
следующее показательное признание: «Священное
Писание Нового Завета изобилует столь яркими
угрозами за совершённые грехи и ещё более
категорическими обетованиями за всякое, даже
внешне незначительное содеянное добро, что
отр ицание законности ожидания того и другого
логически приводит к отрицанию истинности
самого с лова Божия» [9, с. 172].
Такое заключение лишний раз подтверждает
ту непреложную истину науки, что не религия
царит над временем, а наоборот, время неумолимо
властв ует над ней. Всевозможные «священные
писания», церковные установления и
многочисленные сочин ения всё это не богово, а
богословское «откровение», которое в превратной
форме выражает динамику реальной жизни.
Наглядным примером может служить история
нашей стр аны за последнее столетие.
Обе революции 1917 года – и буржуазно -
демократическая в фев рале, и социалистическая в

52 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
октябре – привели к кардинальным переменам в
жизни отдельных людей и обществе в целом.
Утверждение социалистических начал бытия
привело к посте пенному ослаблению влияния
религии на людей, её отмиранию и, напротив,
становлению общ ества массового атеизма. Однако
в 90 -е годы двадцатого столетия произошёл
контрпереворот – реставрация капитализма, а
вместе с тем и реставрация религиозной идеологии.
Эт и события лишний раз подтвердили и при том с
особой наглядностью правоту исходного при нципа
философского материализма: бытие определяет
сознание. Именно с этой точки зрения необходимо
рассматривать историю прошлого и настоящего.

Список литературы
1. Аврелий Августин Блаженный. О граде
Божием. Киев, 1910. Ч. 6.
2. Арнобий. Семь книг «Против языч ников» .
Киев, 1917. – 345 с.
3. Григорий Нисский. Творения. М.:
Типография В. Готье, 1861. Т. 37, ч. 1.
4. Денисов Л. Как проводит душа первые
сорок дней по исходе из тела? – М.: Издательство
А.Д. Ступина, 1900.
5. Деяния Вселенских соборов: Изданные в
русском пере воде п ри Казанской духовной
академии. Т. 5. Казань.: 1868. – 568 с.
6. Иоанн Златоуст. Творения: в 12 т. Т 1. СПб.:
С.-Петерб. духов. акад., 1895.
7. Ириней Лионский. Сочинени я / Изд. в рус.
пер. свящ. П. Преображенским. 2 -е изд. М.: И.Л.
Тузов, 1900. – 559 с.
8. Малино вский Н.П. Очерк православного
догматического богословия. Часть I / Изд. 2 -е.
Типография Св. -Тр. Сергиевой Лавры, Б.Г. – 465 с.
9. Михаил, епископ Астраханский и
Енота евский Основы православного учения о
личном спасении по св. писанию и святоотеческим
высказы ваниям (основы православной
субъективной сотериологии) (Тезисы одноименной
диссертации, представленной на соискание ученой
степени магистра богословия) // Богословс кие
труды. М.: Издание Московской Патриархии, 1973.
10. Ориген. О началах / Пер. с лат. СП б.:
Ам фора, 2000.
11. Палладий Лавсаик. СПб.: Типография Е.
Фишера, 1873. – 310 с.
12. Реверсов И.П. Очерк по западной
апологетической литературе: II–III вв. Казань: 1892.
– 353 с.
13. Рутерфорд И.Ф. Арфа божия: Бесспорное
доказательство того, что миллионы теперь
жив ущих никогда не умрут: Учеб. для
исследователей Библии / [Соч.] И.Ф. Рутерфорда. –
Brooklyn (N. Y.) a. o.: International Bible students
assoc ., 1921. – 375 с.
14. Скворцов К. И. Философия отцов и
учителей церкви: Период апологетов. Киев:
Типография Киевского гу бернского управления,
1868. – 365 с.
15. Тертуллиан Творения. СПб.: Типография
Фишера, 1847. Ч. 1. – 204 с.

УДК 17.021

ПРОТЕСТ: НРАВСТВЕННО -ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ

Зимбули А.Е.
доктор философских наук, профес сор, РГПУ,
Санкт -Петербург, РФ

Аннотация
АКТУАЛЬН ОСТЬ. В рамках предлагаемого дискурса констатируется, что даже малым детям
свойственно выражать категорическое несогласие с предъявляемыми требованиями, оценками,
обстоятельст вами. Когда подобное несогласие выражается публично и осознанно, с надеждой измен ить
ситуацию, мы имеем дело с протестом. К сожалению, в современных справочно -философских изданиях
понятие «протест» пока не нашло отражение. Однако универсальность и значимос ть ситуации
обусловливает целесообразность её этического анализа. Автор исходит и з того, что ключевыми
компонентами анализируемой ситуации выступают Субъект, Адресат, Предмет, Контекст,
Переживания, Осмысление, Поведенческое выражение, Результат . На основе метода этического анализа
в статье кратко характеризуются указанные компоненты. В итоге осуществлённого анализа автор
приходит к выводу, что есть все основания надеяться: объединёнными усилиями гуманитарных дисциплин
человечеству удастся миними зировать ри ски взаимонепонимания, обид, злоупотреблений. Осмысление
темы протеста – небольшо й, но конкретный вклад в это неуклонное восхождение общечеловеческой
культуры.
Ключевые слова : Ситуация протеста, субъект, адресат, предмет, контекст, переживания,
осмысление, поведенческое выражение, результат.

«Адвокат Мамаева подал протест на
продлен ие ареста футболиста».
Из СМИ
«Кипит наш разум возмущённый»
А.Я.Коц
«Ничего я на это не ответил , только говорю:
– Тьфу на всех, и на деверя, – говорю, –
тьфу».
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×