Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ В КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (19-22)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2019.2.50.113
Дата публикации статьи в журнале: 2019/12/27
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 50, Том: 2, Страницы в выпуске: 19-22
Автор: Ливенцева Елена Николаевна
ГБОУ Школа №712 , Москва
Анотация: В статье рассматривается комплексный подход в коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются современные подходы смежных наук в изучении фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается системный подход в коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста, основанной на структурно-морфологических особенностях нарушений у данной категории детей
Ключевые слова: речь; речевые функции; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; нейропсихологический подход; фонематический слух; коррекционная работа;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с. 2.Бабиева Н.С., Гришина А.Н., Плохова Ю.С., Терешина Е.М., Щелкунова Е.Д. Сенсорное развитие: Вариативность современных подходов // Перспективы науки. 2016. № 2 (77). С. 64-67. 3.Бейсенова Ж.Б. Нейропсихологический подход в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. Изд.: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», Чебоксары, 2017 – С.135-138 4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-и т. Т 2. -с. 6-354. Т.4.- с.340-386. / Под ред. Ярошевского М.Т. – М.: Педагогика, 1983. 5.Городилова С.А., Глазырина Н.Л. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. Актуальные вопросы современной науки и образования. М: Московский финансовоюридический университет МФЮА, 2018 – С. 312319 6.Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М: Лабиринт. 1998 – 364с. 7.Бабиева Н.С. Индивидуальнодифференцированный подход в развитии семантической стороны речи у дошкольников// Глобальный научный потенциал. 2018. № 8 (89). С. 8-10. 8.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 156 с. 9.Критчли М. Афазиология / пер. с англ. Е.П. Кок. - М.: Медицина, 1974. - 233 с. 10.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии/М., Просвещение, 1974. 11.Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности. –М.: Мысль, 1975.- 193 с. 12.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - СПб.: Питер, 2008. - 431 с. 13.Озерецкий Н. И. Методы массовой оценки моторики у детей и подростков. - М., 1929. 14.Подкорковые структуры мозга и психические процессы / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 119 с.: ил.; 20 см. 15.Рау Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968.- 181 с. 16.Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие /А. В. Семенович. – 4-е изд., исп. и доп. – М.: Генезис, 2016. – 319 с. 17.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте М: Генезис, 2017 – 474 с. 18.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М: Сфера, 2003 г. – 80 с. 19.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 160 с. 20.Хватцев М.Е. Логопедия. В двух книгах. Книга 1. М.: Владос,2009, 272 с. 21.Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: МГУ, 1987· 22.Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с. 23.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. М.: Аркти, 2003. 240 с. 24.Эльконин Д.Б. Детская психология.– М.: Просвещение, 1960. – 350 с. 25.Гриншпун Б. М. Дислалия // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М., 1997. - Т. 1. 3
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 19
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКС НОМ ПОДХОДЕ В КОРРЕК ЦИИ ФОНЕТИКО -
ФОНЕМАТ ИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ А

Ливенцева Елена Николаевна
учитель -логопед
ГБОУ Школа №712
г. Москва
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2019.2.50.113
ON THE INTEGRA TED APPROACH TO CORR ECTION OF PHONETIC -PHONEMATIC
DISORDERS IN CHILDRE N OF OLDER PRE -SCHOO L AGE

Liventseva Elena N ikolaevna
teacher -logopedist
SEI School No. 712
Moscow
Аннотация
В статье рассматривается комплексный подход в коррекции фонетико -фонематичес ких нарушений у
детей старшего дошкольного возраста. Анализируются современн ые подходы смежных наук в изучении
фоне тико -фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается
системный подход в коррекции фонетико -фонематических нар ушений у детей старшего дошкольного
воз раста, основанной на структурно -морфологических особенностях нарушений у дан ной категории
детей.
Annotation
The article considers a comprehensive approach in correcting phonetic -phonematic disorders in children of
older pre -school age. Modern approaches of related sciences in the study of phonetic -phonematic disorders in
chil dren of older pre -school age are analyzed. A systematic approach is considered in correction of phonetic -
phonematic disorders in children of olde r pre -school age, based on structural -morphological peculiarities of
disorders in this category of children.
Ключе вые слова: речь, речевые функции, фонетико -фонематическое недоразвитие речи,
нейропсихологический подход, фонематический слух, коррекционная работа.
Keywords: speech, speech functions, phonetic -phonemic underdevelopment of speech, neuropsychological
appro ach, phonemic hearing, correctional work.

В связи стремительно изменяющимися
системами окружающей среды требующих новых
форм реагирования на эти изменения возникают
проблемы своевременных форм созревания
психических функций у детей дошкольного
возра ста. Это приводит к значите льным
изменениям или трансформациям в темпе развития
и созревания в функциональной системе
психических процессов. Речевое развитие, как
основное из высших функций психического
развития, является индикатором их
сф ормированности [7 ,1]. Уровень
сформированности языковых средств определяется
комплексом восприятия и произношением в
системе родного языка [ 1,5,10,11,15,20,25] .
Основным элементом речи является
фонематическое восприятие, которое является
категорией психоло го-педагогической
клас сификации речевых функ ций. [10,12,25]
По мнению Е. Ф. Соботович этиопатогенез
нарушения звукопроизношения обусловлен
избирательным нарушением слуховой
дифференциации фонем при сохранном слуховом
восприятии, функциональные нарушения
речедвигательных ди ффере нцировок и слухового
контроля речи в межсистемном сенсомоторном
взаимодействии мозговой организации в данном
возрасте. [19]
Фонетико -фонематическими нарушениями
являются процессы нарушения в произносительной
системе родного языка. При этом у детей
при сутст вует неправильное восп риятие и
воспроизведение фонем, и как следствие возникают
различные виды речевых нарушений.
Исследователями установлено, что в случае,
если нарушена артикуляционная интерпретация
слышимых звуков, в той или иной степени
ухудшится и во сприятие [10,12]
Говоря о фонетико -фонематических
нарушениях речи, мы подразумеваем, что в целом
нарушена произносительная сторона речи, при
этом также присутствует и специфический особый
фонетический слух, благодаря которому
различаю тся и узнаются не котор ые звуки речи. При
это м дети, которые имеют нарушения сохраняют
интеллект и слух. К дефектам фонетико -
фонематической природы можно отнести:
несформированность звуковой стороны речи;
нарушение дифференциации звука, которые
похожи по пр изнаку артикуляци онном у и
акустическому; нар ушения слоговой структуры
слов. Таких нарушений достаточно много видов,
все они препятствуют нормальному развитию речи
и как следствие социальной адаптации. К
фонетико -фонематическим нарушением относят:
дизартрию , дислалию, котор ая бы вает в форме

20 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
артикуляц ионно -фонематической и акустико -
фонематической [5, с.313].
В современной логопедической науке, имеется
достаточный арсенал исследований фонетико -
фонематических нарушений у данной категорий
детей с разной этиологи ей. Согласно онто генез у
развития речевая фун кция тесно связана с
созреванием корковых и подкорковых структур,
являющихся базисом при формировании сложных
структурно -морфологических и иерархических
внутри и межсистемных связях центральной
нервной системы вн осящие специфичес кий в клад в
актуализацию со ответствующего мозгового
субстрата. [16] Для описания системного анализа
взаимодействия мозга и высших психических
функций, как взаимообуславлевающего единства
необходимы валидные методы описания с позиции
систем ного анализа слож ного симптомокомплекса
фоне тико -фонематических нарушений.
«Однако, практика показывает, что не всегда
валидные и надежные методы коррекционного
воздействия имеют прогнозируемые результаты.
Это связано с тем, что этиопатогенез нарушений
развития у разной к атего рии детей и взрослых все
чаще приобретает полиморфно -вариативный
характер, когда каждый симптом на разных
уровнях претендует на статус первичного и тем
самым составляет трудности в определении
квалификации характера и типа дизонтогенеза. В
этой связи качес твенное воздействие на разные
уровни сенсомоторной сф еры с учетом общих
закономерностей онтогенеза является базовой
предпосылкой для развития всех высших
психических функций и ставит вопрос о разработке
технологий, позволяющих расширить репертуар
эффе ктивн ости воздействия при применении их с
традиционными ме тодами коррекции». [2, с. 64]
Таким методом, который позволит повысить
точность и надёжность к чувствительности
диагностики и коррекции фонетико -
фонематических нарушений, являются
нейропсихологичес кие м етоды в решении
широкого круга дизонтогенетических пр облем. В
этой связи, расширение репертуара коррекционно -
логопедических мероприятий значительно усилит
эффективность формирование западающих
функций фонематического восприятия.
В соответствии с нейр опсих ологическим
подходом, механизм фонетико -фонематическо й
недостаточности – это функционирование с
задержками или сбоями вторичных и третичных
(гностико -праксических и языковых) мозговых
полей. Из -за того, что вторичные поля мозга
незрелые происходит про явлен ие элементов либо
речевой слуховой агнозии, либо арти куляционной
апраксии, то есть фонетического слуха или
артикуляционного праксиса. О незрелости
третичных полей говорит то, что присутствуют
факторы, которые мешают овладению речью. Так,
мы видим нару шение фонематического слуха.
Согласно определению М. Крит чли,
фонематический слух – это классический пример
левополушарной локализации психологического
фактора у праворуких [9]. Факторогенез
фонетического слуха до того, как он фокусируется
в левом полушар ии до лжен по максимуму
обеспечиваться прилингвистическими
компонентами, то есть ребёнок должен
контактировать во всех проявлениях с
окружающим миром. У него появляется своё
осознанное видения собственного имени, и
вводиться в действие механизм
«межгемисфер ного» переноса [15, с.135]
Патофизиологические механизмы ф онетико -
фонематического нарушения часто напрямую
взаимосвязаны с тем, что нарушается деятельность
разнообразных факторов мозга, при организации
которых огромная роль отведена формированию
пространст венны х представлений. Данный факт
подтвержден в исследован иях, выявляющих у
детей с фонетико -фонематическим нарушением
речи изменения оптико -пространственного
гнозиса. Оптико -пространственный гнозис – это
основа, так называемая база психических
процессов, котор ая нужна для того, чтобы речь
ребенка прошла все этап ы становления [4,11,20].
Зачатую имеет место недостаточность
пространственного гнозиса, нарушение
ориентации, нарушен оральный стереогноз. Всё
вышеуказанное является свидетельством того, что
присутс твует ряд значительных
нейропсихологических нарушений у де тей,
имеющих фонетико -фонематическое недоразвитие.
Таким образом, корректирующая работа должна
проводиться в соответствии с вышеуказанным. В
диагностический комплекс включаются методы
нейропсихологи ческо го характера. Также
используется нейропсихологический подход и при
разработке коррекционной развивающей
программы, при этом воздействие будет
происходить на слабый нейропсихологический
фактор. Данная работа делится на несколько
этапов. Изначально возд ейств ие должно идти на
слабые несформированные нейропсихол огические
факторы при помощи работы с сильными
сторонами. В последующем постепенно убираем
такую опору и используем метод, который можно
назвать «атака слабости», то есть мы
подразумеваем, что ранее слаб ый фактор более -
менее сформировался и соответственно он теперь
задействуется. Фонематический слух в
нейропсихологии – это один из подобных
факторов, соответственно к нему и применяется
вышеуказанный сценарий [16].
Нейропсихологию детей можно определи ть
как науку о формировании мозговой организац ии
психическ их процессов [17,с.127]. В логопедии она
причиняется в качестве инструмента для
системного психологического анализа при
дефиците у детей с недоразвитием речи какого -
либо вида психической деятельност и. Пр и этом
причина такого дефицита – мозговая
недостаточн ость.
Стоит помнить, что развитие речи процесс
сложный [2,9,10,11,15,20,23,24,25]. На
определенном этапе происходит бурное развитие
определенного психологического фактора,
который может быть как бы «авт ономным»
(фонематический слух, избирательная память,
координатное представление и т.д.). При этом

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 21
другие факторы могут находиться в относительно
стабильном состоянии, третьи же на этапе
«консолидации» с совершенно, казалось бы,
далекой от них функцион ально й системой [17,
с.251]. Удивительно то, что в определ ённое время
данные процессы разных направлений становятся
синхронными, то есть создают некую структуру,
целостный ансамбль психической деятельности.
Фонетико -фонематическое недоразвитие,
выявленное в ра ннем возрасте, лучше поддается
коррекции. Опытно -эксп ериментальная работа с
такими детьми должна быть организована с
включением нескольких этапов. Исследуется
моторная и сенсорная асимметрия, ориентировка в
схеме собственного лица и телесная ориентиро вка.
При этом использовать рекомендовано пробы Г.В.
Чиркин ой [23] и тест Н.И. Озерцкого [13].
Исследования показывают, что более чем у
половины детей имеется фонетико -
фонематическое нарушение речи с одновременным
присутствием нейропсихологических
особеннос тей. Наблюдается нарушения в
пространственном представлени и, также отмечено
нарушение пространственного праксиса [3, с.138].
В методиках Т.Н. Ланиной и А.В. Семенович
предлагается производить корригирующую работу
фонетико -фонематических процессов у детей с
испо льзованием нейропсихологических методов.
Аргументируе тся такое предложение тем, что
основной задачей профилактики и коррекционной
работы является то, что должны преодолеваться
дефекты посредством «замещающего онтогенеза»
Для того чтобы понимать речевы е и н еречевые
звуки, нужно опорой своей работы брать работ у
других анализаторов с одной стороны, и с другой
стороны, отключать работу другого анализатора,
чтобы обострялся необходимый.
Предлагается три этапа коррекционной
работы, в которой используется
ней ропси хологический подход.
Первый – происходит оптимизация
сенсомоторного обеспечения психических
процессов. Выполняются дыхательные
упражнения, массаж, работа с мышечными
зажимами, формируются базовые сенсомоторные
взаимодействия. На втором этапе происход ит
фо рмирование слухового гнозиса. Третий включает
в себя работу по формированию фонетико -
фонематических процессов. Коррекционная работа
по преодолению нейропсихологических
нарушений включает нейропсихологические
методы. Дети, имеющие фонетико -фонематичес кое
недоразвитие речи, имеют также и не
сформированные опт ико -пространственные
представления, реципрокную координацию,
нарушение зрительного гнозиса. У них нарушен
зрительный гнозис и слуховая моторная
координация. Соответственно целью
нейропсихологической корр екционной работы
будет устранение вышеуказанных наруш ений. [6,
с.137].
В корректирующую программу должны
включаться следующую блоки:
– процесс стабилизации и активизации
энергетического потенциала организма. Сюда
включают вышеуказанные дыхательную
гим насти ку, массажи, растяжку и релаксационные
процедуры, фор мирование реципрокных и
сенсомоторных взаимодействий;
– формируется операциональное обеспечение
вербальных кинетических процессов: зрительный
гнозис; проходит формирование
пространственного и квазип ростр анственного
представления, кинетических процессов, слухового
гнозиса, фонетико -фонематических процессов,
улучшается зрительная память;
– на третьем этапе происходит формирование
смыслообразующих функции психических
процессов и произвольной саморегуля ции.
В итоге такой работы устраняются фонетико -
фонематические нарушения речи.
В коррекционную методику при
осу ществлении нейропсихологического подхода
включается ряд специальных упражнений.
Формирование слухового гнозиса начинается с
того, что расширяетс я его репертуар, то есть для
этого используются природные бытовые
музыкальные шумы и голоса животных, людей.
Вкл ючены в работу такие игры как «Чудо -звуки»
(дети прослушивают аудиозаписи, звуки природы,
анализируют). «Послушай, как звучит» –
исследуется зву ковая природа любых предметов.
«Угадай, чей звук» – по просьбе ребёнок
прислушивается к звукам вокруг и анализир ует их.
Чувство ритма развивается в нескольких
направлениях. В первую очередь совмещается ритм
с дыханием движением, дети прислушиваются к
своем у пул ьсу, ритму сердца.
Ориентация на внешний вид – в данном случае
возможно многообразие средств (хлопки в ладо ши,
то ускорение, то замедленное, чередование звуков
различной громкости). Психологом задается
определенная ритм [17, с.378]
Нейропсихологическа я кор рекционная работа
выстра ивается на следующих положениях:
учитываются зоны ближайшего развития,
основные тип ы ведущей (игровой) деятельности.
На основе анализа, нейропсихологической
диагностики в работу включается адаптированная
образовательная програм ма ко мпенсирующей
направленности, игры и упражнения, которые
призваны развить кинестетический праксис
межполушар ного взаимодействия, динамический
кинетический праксис пространственного
восприятия, зрительное улучшение слуха, памяти
внимания, мышления. Игры , упр ажнения могут
использоваться как в группах, так и
индивидуальной работе, включается в ход
логопедических за нятий, проводиться в форме
коррекционных часов.
Таким образом, нейропсихологический
подход, использованный в коррекционной работе
по устранению фоне тико -фонематического
недоразвития речи, способствует тому, что
преодолевается имеющиеся у детей нару шения –
двигательные, речевые, интеллектуальные,
поведенческие расстройства, недостаточность
высших психических функций. Всё это в свою
очередь создает базу для того, чтобы успешно
преодолевать даже тяжелые нарушения речи.

22 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
Список литературы
1.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление
трудностей учения: нейропсихологический подход.
– СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
2.Бабиева Н.С., Гришина А.Н., Плохова Ю.С.,
Тер ешина Е.М., Щелкунова Е.Д. Сенсорное
развитие: Вариативность современных подходов //
Перспективы науки. 20 16. № 2 (77). С. 64 -67.
3.Бейсенова Ж.Б. Нейропсихологический
подход в коррекции фонетико -фонематического
недоразвития речи. Изд.: ООО «Центр научного
сотр удничества «Интерактив плюс», Чебоксары,
2017 – С.135 -138
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 -и т.
Т 2. -с. 6 -354. Т.4. - с.340 -386. / Под ред.
Ярошевского М.Т. – М.: Педагогика, 1983.
5.Городилова С.А., Глазырина Н.Л. Проблема
фонетико -фонематиче ского недоразвития речи у
дошкольников. Актуальные вопросы современной
науки и образования. М: Московский финансово -
юридический университет МФЮА, 2018 – С. 312 -
319
6.Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М:
Лабиринт. 1998 – 364с.
7.Бабиева Н.С. Индивидуальн о-
диф ференцированный по дход в развитии
семантической стороны речи у дошкольников//
Глобальный научный поте нциал. 2018. № 8 (89). С.
8-10.
8.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова
Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика младших школьников у чебно е
пособие для бакалавриата и магистратуры. – 3-е
изд., исп. и доп. – М.: Изд -во Юрайт, 2017. – 156 с.
9.Критчли М. Афазиология / пер. с англ. Е.П.
Кок. - М.: Медицина, 1974. - 233 с.
10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики
логопедии/М., Просвещение, 1974 .
11.Леонтьев А.Н. Слово в речевой
деятельности. –М.: Мысль, 1975. - 193 с.
12.Лурия А.Р. Высшие корковые функции
человека. - СПб.: Питер, 2008. - 431 с.
13.Озерецкий Н. И. Методы массовой оценки
моторики у детей и подростков. - М., 1929.
14. Подкорковы е стр уктуры мозга и
пси хические процессы / Н. К. Корсакова, Л. И.
Московичюте. - М.: Изд -во МГУ, 1985. - 119 с.: ил.;
20 см.
15.Рау Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков
произношения фонем. Основы теории и практики
логопедии. М.: Просвещение, 1968. - 181 с.
16.Се менов ич А. В. Введ ение в
нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие
/А. В. Семенович. – 4-е изд., исп. и доп. – М.:
Генезис, 2016. – 319 с.
17.Семенович А.В. Нейропсихологическая
коррекция в детском возрасте М: Генезис, 2017 –
474 с.
18.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическ ое и
психофизиологическое сопровождение обучения.
М: Сфера, 2003 г. – 80 с.
19.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у
детей и пути его коррекции (Дети с нарушением
интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для
студентов. — М.: Кла ссике Стиль, 2003. — 160 с.
20.Хватцев М.Е. Логопедия. В двух книгах.
Книга 1. М.: Владос,2009, 272 с.
21.Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: МГУ,
1987·
22.Цветкова Л.С. Актуальные проблемы
нейропсихологии детского возраста: учебное
пособие. – М.: МПСИ, 20 06. – 296 с.
23.Чиркина Г.В. Основы логопедической
работы с детьми. М.: Аркти, 2003. 240 с.
24.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.:
Просвещение, 1960. – 350 с.
25.Гриншпун Б. М. Дислалия // Логопедия /
Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.,
1997. - Т. 1. 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФ ОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ: ИСТОРИЯ ВОЗ НИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Лукашева Наталия Юрьевна,
преподаватель -исследователь,
преподаватель кафедры иностранных языков,
Дальневосточный юриди чески й институт МВД России
г. Хабаровск
Шумов Борис Сергеевич,
адъюнкт кафедры педагогики и психологии,
Дальневосточный юридический инс титут МВД России,
г. Хабаровск
DOI: 10.31618/nas .2413 -5291.2019.2.50.109
PROFESSIONAL DISTORT IONS OF LAW ENFORCEM ENT OFFICERS: THE HI STORY OF THE
PHENOMENON AND ITS C ONTENT
Lukasheva Natalya,
teacher -researcher,
teacher of the Department of foreign languages,
the Far East Home Ministry Law Insti tute o f Russia,
Khabarovsk
Shumov Boris,
Postgraduate of Pedagogics,
the Far East Home Ministry Law Institute of Russia,
Kha barovsk
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×