Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (51-54)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.214
Дата публикации статьи в журнале: 2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 55, Том: 1, Страницы в выпуске: 51-54
Автор: Гольдфайн Леонид Аркадьевич
доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства , Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский Педагогический Государственный Университет», Россия, г. Москва
Анотация: В настоящей статье рассматриваются основные моменты работы над музыкальным произведением. Автор разделяет процесс изучения на три этапа: первый – ознакомительный, второй – детальная работа над произведением, третий – завершающий, подготавливающий произведение к публичному исполнению. Особое внимание уделяется работе педагога в ДМШ, так как обучаемые обладают разной степенью одаренности и, укладываясь в жесткую норму по времени занятий, преподаватель должен прививать и развивать у учащихся сложнейшие исполнительские навыки. В работе с учеником педагог-музыкант должен не только следить за технически точным исполнением произведения, но и неустанно акцентировать внимание на художественности и выразительности музыкального материала, а также развивать творческий подход учащегося к прочтению и способам овладения нотного текста
Ключевые слова: Музыкальное произведение; основные этапы работы; педагог-музыкант; ученик; ДМШ; исполнительские навыки; одаренность; творческий подход; профессиональная работа;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1.Гольденвейзер. А. «Вопросы фортепианной педагогики», М., «Музыка»,1967, 290с. 2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961, 224с 3.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» М., «Музыка»,1967, 322с. 4. Перельман Н. В классе рояля «Музыка», Лд, 1970, 56с. 5. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М., 1979. – Т.2-Б, 294с.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 51
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТ Ы НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПР ОИЗВЕДЕНИЕМ

Гольдфайн Леонид Аркадьевич
(Россия, г. Москва)
доцент кафедры музыкально -исполнительского искусства
Института изящных искусств
ФГБОУ ВО «Московский Педагогический Государственный Университет».

MAJOR STEPS OF PIECE OF MUSIC DEVELOPMEN T

Goldfayn Leonid Arkadjevich
(Moscow, Russia)
Associate Professor,
Musical and Performing Arts Department,
Institute of Fine Arts,
Moscow State Pedagogical University.
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.214
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются основные моменты работы над музыкальным произведением.
Автор разделяет процесс изучения на три этапа: п ервый – ознакомительный, второй – детальная работа
над произведением, третий – завершающий, подготавливающий произведение к публичному исполнению.
Особое внимание уделяется работе педагога в ДМШ, так как обучаемые обладают разной степенью
одаренности и, ук ладываясь в жесткую норму по времени занятий, преподаватель должен прививать и
развивать у учащихся сложнейшие исполнительские навыки. В работе с учеником педагог -музыкант
должен не только следить за технически точным исполнением произведения, но и неустан но
акцентировать внимание на художественности и выразительности музыкального материала, а также
развивать творческий подход учащегося к прочтению и способам овладения нотного текста.
Abstract
This article discusses the main points of musical composition development. The author divides the study
process into three stages: the first – introductory, the second – detailed work on the piece, the third - final,
preparation for public performance.
Special attention is paid to work of teacher in the D MSH, since students are differently gifted and yet teacher
is expected to instill and develop students ' most complex performing skills while staying withing rigid time limits.
When working with students, tutor musician should not only monitor the technica lly accurate performance of the
work, but also constantly focus on the artistry and expressiveness of the musical material, as well as develop the
student's creative approach to reading and mastering the musical text.
Ключевые слова. Музыкальное произведен ие, основные этапы работы, педагог -музыкант, ученик,
ДМШ, исполнительские навыки, одаренность, творческий подход, профессиональная работа.
Keywords. Musical composition, main stages of work, teacher -musician, student, DMSH, performing skills,
giftedness, c reativity, professional work.

Как известно, работа педагога в детской
музыкальной школе (школе искусств) очень
сложна и многогранна., так как он постоянно
сталкивается с учениками различной степени
одаренности и, укладываясь в жесткие в ременные
рамки, ему приходится обучать своих
воспитанников постигать сложнейшие
исполнительские навыки. Для этого преподаватель
должен обладать не только глубочайшими
знаниями, но и владеть высокой техникой
педагогической работы, то есть найти подход к
каж дому ученику, учитывать его индивидуальные
особенности, уметь правильно спланировать урок,
чтобы успеть проверить домашнее задание и дать
конкретные указания для дальнейшего изучения
данного произведения.
От нас, педагогов, требуется научить своего
подопеч ного глубоко проникать в художественный
замысел произведения на основе вдумчивого
прочтения нотного текста, поэтому с первых шагов
изучения конкретного музыкального материала
необходимо познакомить ученика со стилевыми и
жанровыми особенностями произведени я, а также с
той исторической эпохой, в которой жил и творил
композитор. Очень хотелось бы, чтобы указания
педагога встречали эмоциональный отклик у
ученика, но здесь важно заметить, что нельзя
подвергать скептицизму ту трактовку
произведения, которую може т предложить
ребенок. А чтобы как -то расшевелить детское
воображение, необходимо играть ученику яркие
интересные произведения, которые будут
доступны его сознанию, уметь образно раскрывать
средства, которыми воспользовался композитор,
чтобы донести содержа ние произведения до
слушателя.
Итак, что же включает в себя работа над
музыкальным произведением? На наш взгляд, это
прежде всего «вживание» в мир музыкально -
эмоциональных образов и постепенное
формирование у ученика конкретного
исполнительского замысла.

52 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
Но сразу надо сказать, что эта работа не
должна быть форсированной. «Не надо на каждом
уроке, на каждой пьесе научить всему на свете. У
нас мудрят, дают миллион указаний и в результате
запутывают ученика» [1, с.23].
Теперь более подробно рассмотрим основны е
этапы работы над музыкальным произведением.
Первый этап, который включает в себя
непосредственное ознакомление с произведением.
Для этого педагогу рекомендуется самому его
исполнить или, если произведение более
«взрослое», то дать послушать его в аудио и ли
видеозаписи. Желательно при этом следить за
текстом по нотам.
Далее следует определить характер и строение
произведения, рассмотреть тональный план,
штрихи, динамику, наметить кульминационные
точки и основные технические приемы, которые
будут использова ться в работе.
Хотелось бы услышать от ученика о его
впечатлениях о прослушенной музыке. Было бы
желательно предложить ему дома самому
прочитать биографию композитора, а также, что не
менее важно, послушать другие произведения
исполняемого автора.
Второй э тап , который идет после
ознакомления с произведением, это разбор,
который включает в себя тщательное прочтение и
осмысливание всех нотных обозначений.
Преподаватель должен заранее отредактировать
текст, проставить в нужных местах аппликатуру,
уточнить реда кцию (особенно в полифонических
произведениях) и т.д.
Нужно учитывать, что сложность процесса
разбора прежде всего заключается в том, что
учащемуся необходимо распределять внимание на
множество «объектов» - знаки, ритм, артикуляция,
педализация, пальцы и д р.
По времени это наиболее протяженный период
работы, совпадающий с так называемым
«техническим» освоением музыкального
материала. В раскрытии же художественного
содержания произведения первостепенную роль
будет играть, как мы уже подчеркивали, грамотный
и всесторонний его анализ. «Лишь тогда, когда
станет ясной форма, будет ясным и содержание», -
говорил Р.Шуман [5,с.182].
На этом этапе очень важно тщательное
проигрывание в замедленном темпе, чтобы
успевать проследить за всеми встре чающимися
указаниями. Так, Э.Гилельс советовал все
медленные произведения играть еще медленнее, а
Г.Нейгауз даже с преувеличенными оттенками, ибо
только в такой работе исполнитель сможет
добиться тщательности во всех деталях, успеет
проследить за постановк ой рук, при которой можно
добиться нужного звукоизвлечения.
Параллельно ведется работа над
выразительностью, раскрытием содержания,
фразировкой и динамикой. Одновременно идет и
запоминание наизусть. Полезно найти так
называемые «точки опоры», разделить
про изведение на более мелкие части и работать по
ним.
Конечно, разучивание произведения с
учеником - работа сложная для педагога. При этом
«он должен быть одновременно и историком
музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио,
гармонии, контрапункта и игры на фор тепиано» [3,
с.194].
Заметим, что правомерны различные
трактовки произведения. Важно только, чтобы это
было на основе тщательного изучения авторского
текста, а для этого важно воспитывать у обучаемых
умение замечать и осмысливать все обозначения,
имеющиес я в нотном тексте.
Следует остановиться на таком важном
аспекте, как выучивание произведения наизусть.
Педагог может решить по -разному, когда надо
начинать учить данное произведение на память, то
есть, в начале разучивания, а потом уже
отрабатывать техниче ски, или наоборот. Единого
мнения на эту проблему нет, но практика
показывает, что выучивание наизусть все -таки в
большинстве случаев должно проходить на этапе,
когда ученик уже достаточно уверенно овладел
нотным текстом.
Известно много вариантов заучивани я
наизусть, но, на наш взгляд, наиболее эффективен
следующий: выученное на память произведение
исполняется в медленном темпе с детальным
вслушиванием и осознанием конкретного текста.
Хотелось бы вспомнить метод, который
предложил И.Гофман. Он пишет, что «С уществуют
четыре способа разучивания произведения:
- за фортепиано с нотами;
- без фортепиано с нотами;
- за фортепиано без нот;
- без фортепиано и без нот.
Второй и четвертый способы, без сомнения,
наиболее трудны и утомительны в умственном
отношении; но зато они лучше способствуют
развитию памяти» [2, с.133].
Как опять же показывает практика, самым
распространенным и применяемым будет первый
способ. Рекомендуется разделить произведение на
части или эпизоды и работать поэтапно,
постепенно добиваясь нужног о качественного
результата.
Можно порекомендовать и некоторые другие
способы запоминания и последующего выучивания
произведения наизусть. Например,
- поучить отдельно партию каждой руки или
каждого голоса (в полифонических произведениях)
наизусть, что дас т обучаемому возможность лучше
услышать и затем запомнить каждый голос в
отдельности и далее охватить всю фактуру.
-уметь сыграть произведение с любого раздела
или части, что в дальнейшем, безусловно, приведет
к большей внутренней уверенности при
исполнени и;
- можно идти с конца произведения, то есть
пытаться исполнить произведение на память с
последнего предложения и затем в обратном
порядке прибавлять по одной фразе.
При данном методе работы, ученик в
определенной степени может быть «гарантирован»
от случ айностей на публичном выступлении, так
как в этом случае он сможет охватить не только

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 53
произведение в целом, но и представить себе любое
конкретное построение.
Не менее важной, на наш взгляд, считается
работа над звуком. И одна из важнейших задач
достижения качественного звукоизвлечения – это
умение вслушиваться в звучание инструмента,
добиваясь от ученика естественной и мягкой
окраски звука.
Г. Нейгауз рассказывает, как один молодой
артист был выслушан очень крупным мэтром. Он
прочел монолог Гамлета, стихи Пушкина и что -то
еще. Маститый актер сказал, что это очень хорошо,
а теперь надо попробовать 17 раз сказать «А» с
разными оттенками: «А -восхищения», «А -
вопросительное», «А -угрожающее» и т.д. «Вот это
я имею ввиду, когда утверждаю, что взять один
единстве нный звук одним пальцем на фортепиано
– уже задача, притом задача интересная и важная в
познавательном отношении». [3, c.134].
А известный пианист и педагог Н.Перельман
очень образно характеризует оттенки звука: они
обладают «вкусом, цветом, объемом, крас отой или
уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только
способен наделить его обладающий фантазией
музыкант… Музыкант говорит о звуке, как о
фрукте – сочный, густой, мягкий, нежный; как о
чем -то зримом – светлый, тусклый, солнечный,
блеклый, белый; как о предмете… - круглый,
плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий,
длинный, короткий. Звуку приписывают даже
нравственные категории: благородный… Звук
должен быть и умным… [4, с.8].
Нельзя не сказать о такой важной проблеме,
как педализация , которая необх одима при работе
над выработкой певучего звука. Ученику следует
рассказать о важных качествах педали и говорить о
новой (тембровой) окраске звука., а также о
связывании звуков и аккордов, объединении
гармонической фигурации.
Элементарная техника педализаци и – мягкое,
незаметное нажатие и смена педали, точное
согласование действий ноги и руки под
«управлением» слуха. Главное при работе над
педализацией помнить, что ученик должен хорошо
себя слушать и при исполнении произведения
исходить из музыкального образ а, стараться
глубоко раскрыть содержание.
«Одна из главных задач педали – это лишить
фортепиано некоторой доли сухости и
непродолжительности звука, которая так
невыгодно отличает его от всех других
инструментов. Поэтому, играя одноголосую
мелодическую фраз у в медленном темпе (без
всякого аккомпанемента), вы вправе пользоваться
педалью на каждой ноте мелодии, чтобы придать ей
больше певучести и более богатую тембровую
окраску» [3, с.176].
Не менее важной стороной является
техническое овладение произведением. Здесь
можно говорить о двух основных моментах:
преодоление технических сложностей в умеренном
темпе и работа над определенными техническими
приемами в необходимом для данного
произведения характере звучания и в конечном
темпе.
Как мы уже указывали ранее, все технические
трудности следует отрабатывать в медленном
темпе до тех пор, пока они не будут доведены до
автоматизма; желательно прорабатывать трудные
места отдельными руками, а особо трудные
пассажи разделить на небольшие «отрезки» и
последовательно осв аивать в медленном темпе.
Чтобы хорошо развить технические
возможности обучаемых, безусловно, надо
тренировать пальцы, но очень много в этом
процессе будет зависеть от головы. И как
показывает многолетняя практика работы с детьми
(и не только с детьми!) - многие из них обладают
неплохой беглостью, но при этом пальцы
двигаются механически, то есть без включения
мыслительных функций. И в этом случае
исполнение становится бездушным и абсолютно
формальным проигрыванием…
Третий этап работы над музыкальным
произведением должен показать, что ученик может
сыграть все выученное наизусть, при этом
достаточно грамотно стилистически и технически
точно. На этом этапе важно формирование и в
дальнейшем реализация целостного
художественного замысла, которы й опять же будет
связан с технической точностью, «совершенством»
исполнения и определенной уверенностью в себе.
Здесь очень будет важна работа над
выразительностью, раскрытием содержания,
фразировкой, динамикой и т.д.
Следует заметить, что правомерны разли чные
истолкования произведения. Важно только, чтобы
это было на основе тщательного изучения
авторского текста, а для этого необходимо
воспитывать у обучаемых умение замечать и
осмысливать все обозначения, которые имеются в
нотном тексте.
Когда все подготов ительные стадии работы
над произведением будут пройдены, то наступает
основной момент - «вынос» произведения на
публику. И этот момент очень ответственный, так
как у многих учеников нет необходимого чувства
эстрады. Мы -педагоги должны систематически
работа ть над развитием этого чувства, но
подходить к этому тактично и разумно (например,
ни в коем случае нельзя делать замечания ученику
во время выступления!).
«Публичная игра не только хороший стимул к
дальнейшим успехам; она еще дает весьма точную
оценку ваш их способностей и недостатков и тем
самым указывает путь к совершенствованию» [2,
с.179].
В заключении необходимо еще раз напомнить
,что работа педагога должна быть
высокопрофессиональной и, что к каждому
ученику должен быть индивидуальный творческий
подх од.

Литература:
1.Гольденвейзер. А. «Вопросы фортепианной
педагогики», М., «Музыка»,1967, 290с.
2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на
вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961,
224с.

54 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
3.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной
игры. Записки педагога» М ., «Музыка»,1967, 322с.
4. Перельман Н. В классе рояля «Музыка», Л -
д, 1970, 56с.
5. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М ., 1979.
– Т.2-Б, 294 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК -ЛИ СТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖК И В
РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТ И ПОДРОСТ КОВ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТ РА

Гусева Надежда Юрьевна
кандидат психологических наук, руководитель
регионального ресурсного центра по организации
сопровождения детей с РАС, ГБУДО НО «ЦППМСП»
г. Нижний Новгород

USING CHECKLISTS AS A VISUAL SUPPORT TOOL IN THE DEVELOPMENT O F ACTIVITIES
OF ADOLESCENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISO RDERS

Guseva Nadezhda
candidate of psychological sciences, head of the
Regional Resource Center for Supporting Children with ASD.
State -Funded Institution of Su pplementary Education
Nizhny Novgorod
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.210
Аннотация
В данной статье рассматривается некоторые аспекты применения чек -листов как инструмента
визуальной поддержки деятельности подростков с РАС. Анализируются основные причины, по которым
данный вид визуальной поддержки является наиболее эффективным в реализаци и продуктивной
деятельности обучающихся данной категории.
Abstract
This article discusses some aspects of using checklists as a tool for visual support of the activities of
adolescents with ASD. The main reasons why this type of visual support is the most effective in the implementation
of productive activities of students in this category are analyzed.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; визуальная поддержка; чек -листы;
продуктивная деятельность.
Keywords: autism spectrum disorders; visua l support; checklists; productive activity.

Визуальная поддержка является наиболее
эффективным способом организации деятельности
ребенка с РАС. Данный вопрос является одним из
самых методически разработанных аспектов в
адаптации учебных материалов и социальной
среды детей данной категории [1, 3, 5]. Визуальная
поддержка сопровождает самые эффективные
методы альтернативной коммуникации,
визуальных расписаний и визуальных подсказок,
используемых в формировании новых навыков [4].
Поскольку сфера визуального восприятия,
внимания и памяти у большинства детей с РАС
развита достаточно хорошо, по сравнению с
аудиальной, данные методы позволяют ребенку
быстро приобретать коммуникативные, социально -
бытовые и академические навыки. Тем не менее,
при эффективной коррекции, начатой в раннем
возрасте, ребенок с РАС со временем перерастает
даже самые универсальные методики. Очень часто
подросток обладает большим количеством
компетенций благодаря длительному
использованию визуальной поддержки: навыки
комму никации, беглое чтение, определенный
уровень академических навыков, быстрая
ориентировка в визуально представленных
дидактических материалах, таких как
конструкторы, паззлы и т.д. Тем не менее,
возрастные изменения и социальная среда требуют
от него перехо да к новым, более взрослым видам
деятельности, которые неизменно требуют
организации визуальной поддержки. Данный
вопрос все еще требует научной и методической
проработки в связи с разнообразием интересов и
возможностей в деятельности подростков с РАС.
Изв естно, что аутизм проявляется не только в
своих непосредственных дефицитах: нарушении
коммуникации и социального взаимодействия, но
также сопровождается рядом сложностей,
связанных с организацией деятельности. Таким
образом, даже для подростка с РАС, облад ающего
большим количеством навыков, с большой
вероятностью нужна помощь в освоении новых
видов деятельности. Основные трудности в
освоении новой деятельности для людей с РАС
обусловлены дефицитами слухового восприятия и
удержания инструкции на слух, а такж е
планирования, контроля и оценки результатов
собственной деятельности. Данные преграды мы
постарались максимально нивелировать в
организации деятельности подростков с РАС.
С целью формирования навыков планирования
и самоконтроля в продуктивной деятельнос ти
подростков с РАС в региональном ресурсном
центре по организации сопровождения детей с РАС
была разработана программа дополнительного
образования по направлению декоративно -
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×