Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (54-56)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.210
Дата публикации статьи в журнале: 2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 55, Том: 11, Страницы в выпуске: 54-56
Автор: Гусева Надежда Юрьевна
кандидат психологических наук, руководитель регионального ресурсного центра по организации сопровождения детей с РАС, ГБУДО НО «ЦППМСП», г. Нижний Новгород
Анотация: В данной статье рассматривается некоторые аспекты применения чек-листов как инструмента визуальной поддержки деятельности подростков с РАС. Анализируются основные причины, по которым данный вид визуальной поддержки является наиболее эффективным в реализации продуктивной деятельности обучающихся данной категории
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; визуальная поддержка; чек-листы; продуктивная деятельность;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Гусева Н.Ю. Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации «Добрый сад» // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. No 2. С. 21—28. doi: 10.17759/autdd.2018160203 2. Загуменная О.В., Васильева А.В., Кистень В.В., Петрова О.М. Организация среды при обучении детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 1. С. 13–17. doi:10.17759/autdd.2018160102 3. Линн. И. МакКланнахан., Патрисия Крантц. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ». – 2003. – 129 с. 4. Мелешкевич О., Эрц Ю. Введение в прикладной анализ поведения (ABA): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Изд. дом «Барах-М». – 2015. – 208 с. 5. Шарова Ю.А. Подготовка и использование расписаний в обучении детей младшего школьного возраста, // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 3. С. 11–20. doi:10.17759/autdd.2015130302
54 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
3.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной
игры. Записки педагога» М ., «Музыка»,1967, 322с.
4. Перельман Н. В классе рояля «Музыка», Л -
д, 1970, 56с.
5. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М ., 1979.
– Т.2-Б, 294 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК -ЛИ СТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖК И В
РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТ И ПОДРОСТ КОВ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТ РА

Гусева Надежда Юрьевна
кандидат психологических наук, руководитель
регионального ресурсного центра по организации
сопровождения детей с РАС, ГБУДО НО «ЦППМСП»
г. Нижний Новгород

USING CHECKLISTS AS A VISUAL SUPPORT TOOL IN THE DEVELOPMENT O F ACTIVITIES
OF ADOLESCENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISO RDERS

Guseva Nadezhda
candidate of psychological sciences, head of the
Regional Resource Center for Supporting Children with ASD.
State -Funded Institution of Su pplementary Education
Nizhny Novgorod
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.210
Аннотация
В данной статье рассматривается некоторые аспекты применения чек -листов как инструмента
визуальной поддержки деятельности подростков с РАС. Анализируются основные причины, по которым
данный вид визуальной поддержки является наиболее эффективным в реализаци и продуктивной
деятельности обучающихся данной категории.
Abstract
This article discusses some aspects of using checklists as a tool for visual support of the activities of
adolescents with ASD. The main reasons why this type of visual support is the most effective in the implementation
of productive activities of students in this category are analyzed.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; визуальная поддержка; чек -листы;
продуктивная деятельность.
Keywords: autism spectrum disorders; visua l support; checklists; productive activity.

Визуальная поддержка является наиболее
эффективным способом организации деятельности
ребенка с РАС. Данный вопрос является одним из
самых методически разработанных аспектов в
адаптации учебных материалов и социальной
среды детей данной категории [1, 3, 5]. Визуальная
поддержка сопровождает самые эффективные
методы альтернативной коммуникации,
визуальных расписаний и визуальных подсказок,
используемых в формировании новых навыков [4].
Поскольку сфера визуального восприятия,
внимания и памяти у большинства детей с РАС
развита достаточно хорошо, по сравнению с
аудиальной, данные методы позволяют ребенку
быстро приобретать коммуникативные, социально -
бытовые и академические навыки. Тем не менее,
при эффективной коррекции, начатой в раннем
возрасте, ребенок с РАС со временем перерастает
даже самые универсальные методики. Очень часто
подросток обладает большим количеством
компетенций благодаря длительному
использованию визуальной поддержки: навыки
комму никации, беглое чтение, определенный
уровень академических навыков, быстрая
ориентировка в визуально представленных
дидактических материалах, таких как
конструкторы, паззлы и т.д. Тем не менее,
возрастные изменения и социальная среда требуют
от него перехо да к новым, более взрослым видам
деятельности, которые неизменно требуют
организации визуальной поддержки. Данный
вопрос все еще требует научной и методической
проработки в связи с разнообразием интересов и
возможностей в деятельности подростков с РАС.
Изв естно, что аутизм проявляется не только в
своих непосредственных дефицитах: нарушении
коммуникации и социального взаимодействия, но
также сопровождается рядом сложностей,
связанных с организацией деятельности. Таким
образом, даже для подростка с РАС, облад ающего
большим количеством навыков, с большой
вероятностью нужна помощь в освоении новых
видов деятельности. Основные трудности в
освоении новой деятельности для людей с РАС
обусловлены дефицитами слухового восприятия и
удержания инструкции на слух, а такж е
планирования, контроля и оценки результатов
собственной деятельности. Данные преграды мы
постарались максимально нивелировать в
организации деятельности подростков с РАС.
С целью формирования навыков планирования
и самоконтроля в продуктивной деятельнос ти
подростков с РАС в региональном ресурсном
центре по организации сопровождения детей с РАС
была разработана программа дополнительного
образования по направлению декоративно -

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 55
прикладного творчества. Данная программа была
адаптирована с помощью разработки
индивидуальных чек -листов, исходя из интересов и
возможностей каждого обучающегося. В
программе приняли участие 12 подростков от 12 до
15 лет, ранее использовавших визуальное
расписание в виде карточек -пиктограмм.
Чек -лист – один из самых современных видов
визуальной поддержки продуктивной деятельности
людей с РАС. Сам чек -лист представляет собой
перечень последовательных действий, которые
необходимо выполнить, чтобы получить
определенный результат в какой -либо работе.
Работа в соответствии с чек -листом пред полагает
выставление отметки «сделано» у каждого пункта.
Особенно данный метод ценен в применении к
продуктивной деятельности, так как помогает
людям с РАС самостоятельно достигать конечного
результата.
Необходимость введения в деятельность чек -
листов у да нной выборки обосновывается
следующим:
– сформированный у данных подростов навык
чтения, который позволяет перейти на следующий,
более сложный уровень восприятия визуальной
инструкции;
– возможность усложнения видов
деятельности за счет смыслового расширения
инструкции;
– возможность перехода от разрозненных
учебных заданий к поэтапной деятельности,
обеспечивающей ее конечный результат в виде
конкретного продукта.
Для того, чтобы чек -лист обладал
практической эффективностью, при его разр аботки
должен был соблюден ряд условий:
– ограниченное количество пунктов (от 5
до10), которое обеспечивало бы поддержание
внимания и интереса до завершения работы;
– чёткая и лаконичная формулировка каждого
пункта: в каждом пункте должен быть
сформулирова н промежуточный результат,
которого ученик должен достигнуть, чтобы
перейти к следующему этапу работы;
– наличие места для пометки «сделано».
Также были определены критерии
эффективности чек -листа в отношении каждого
пункта для дальнейшего отслеживания ди намики:
– понимание и принятие задачи;
– самостоятельность в исполнении;
– время выполнения (динамика);
– скорость переключения с предыдущего
пункта и осознание этапа работы: сколько уже
выполнено и сколько предстоит (контроль
выполнения);
– умение соотно сить свой результат с
заданным критерием по каждому пункту работы
(контроль результата).
Оценочные показатели по данным критериям
по трёхбалльной системе (от 0 до 2) представлены
в Табл.1.
Табл.1
Сравнение средних показателей в начале и конце курса занятий в %
Пункт чек -листа 1 2 3 4 5 6
Критерий до после до после до после до после до после до после
принятие задачи 43 63 40 60 36 56 40 60 33 63 36 63
самостоятельность 36 63 33 66 40 63 33 60 36 66 33 66
динамика 33 53 33 56 30 50 36 53 33 50 33 56
контроль выполнения 33 53 30 50 30 56 33 60 30 53 30 56
контроль результата 30 50 26 43 33 40 26 43 30 53 33 53

Сравнительный анализ полученных
результатов в начале деятельности и после 15
занятий по чек -листам показал значительные
продвижения подростков не только в освоении
навыка работы с чек -листом, но и непосредственно
в декоративно -прикладном творчестве.
Наибо льших успехов удалось достичь в
отношении самостоятельности подростков. Как
только обучающиеся поняли алгоритм действия по
чек -листу, они стали выполнять задания
практически самостоятельно, несмотря на
постепенное усложнение заданий.
Также быстро сформиро валось принятие
задачи: после появления навыка работы по чек -
листу, подростки достаточно быстро включались в
работу; таким образом, в течении цикла занятий не
возникало проблем с включением в деятельность.
Следует отметить сформировавшиеся
психологические новообразования у данной
выборки: контроль выполнения и контроль
результата деятельности. С учетом того, что ранее
подростки работали по расписанию,
перечисляющему не связанные между собой виды
деятельности, например: писать, читать, рисовать,
работа по эт апам одного вида деятельности,
ведущей к выполнению конкретной задачи
являлось новым для них опытом. Более того, при
условии дальнейшего регулярного получения
опыта работы по чек -листам, контроль процесса
выполнения и результата деятельности с высокой
веро ятностью сформируются во внутреннем плане,
что позволит в дальнейшем принимать, удерживать
и доводить до конца задачу без вспомогательных
средств.
Таким образом, данный вид визуальной
поддержки позволил не только скомпенсировать
дефициты понимания речи, но и на более глубоком
уровне проработать навыки планирования,
контроля выполнения и оценивания результата
своей деятельности.

Список литературы:
1. Гусева Н.Ю. Применение визуального
расписания для детей с РАС в Центре длительной
реабилит ации «Добрый сад» // Аутизм и нарушения

56 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
развития. 2018. Т. 16. No 2. С. 21 —28. doi:
10.17759/autdd.2018160203
2. Загуменная О.В., Васильева А.В., Кистень
В.В., Петрова О.М. Организация среды при
обучении детей с РАС // Аутизм и нарушения
развития. 2018. То м 16. № 1. С. 13 –17.
doi:10.17759/autdd.2018160102
3. Линн. И. МакКланнахан., Патрисия Крантц.
Расписания для детей с аутизмом. Обучение
самостоятельному поведению / Пер. с англ. О
Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд -во «СигналЪ». –
2003. – 129 с.
4. Мелешкеви ч О., Эрц Ю. Введение в
прикладной анализ поведения (ABA): принципы
коррекции проблемного поведения и стратегии
обучения детей с расстройствами аутистического
спектра и другими особенностями развития.
Самара: Изд. дом «Барах -М». – 2015. – 208 с.
5. Шарова Ю.А. Подготовка и использование
расписаний в обучении детей младшего школьного
возраста, // Аутизм и нарушения развития. 2015.
Том 13. № 3. С. 11 –20.
doi:10.17759/autdd.2015130302

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕСС ИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ С ТУДЕНТА -ПОЛИТО ЛОГА

Медовщиков Захар Николаевич
Аспирант каф., политологии и социологии
Воронежский государственный университет
Г. Воронеж

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A POLITICAL SCIENCE STUDENT

Z.N. Medovshikov
Graduate student
Voronezh State University
Voronezh

Аннотация
В данной статье определены основные компетенции, которыми должен обладать студент -политолог.
Путем экспертного опроса проведено исследование на кафедре политологии и социологии Воронежского
государственного университета и выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в
процессе подготовки.
Abstract
This article defines the main competencies that a political scientist should have. An expert survey was made
on department of political science and sociology and problems which teachers faced is defined
Ключевые слова: студент -политолог, общекультурные компетенции, профессиональные
компетенции, образовательный процесс
Key words: political scientist, general cultural competencies, professional competen cies, educational process

Профессия политолога на сегодняшний день
является плохо исследованным, но актуальным
социальным феноменом. Это обусловлено, прежде
всего, потребностью общества повысить качество
политико -управленческих решений, принимаемых
властными институтами РФ. Подготовка таких
решений – это результат деятельности не только
политиков, а и квалифицированных аналитиков,
экспертов, консультантов и т.д.,
Еще один фактор, актуализирующий
рассматриваемую проблему – это потребнос ть
формирования и развития гражданской культуры
российского общества, в том числе молодежи.
Изучение данной проблемы приводит к
убеждению, что необходимы дополнительные
целенаправленные усилия образовательных
учреждений, а также сообщества политологов,
что бы молодежь становилась сознательным
участником политической жизни.
На сегодняшний момент в России более 100
университетов готовят студентов по направлению
“Политология”. Требования, предъявляемые к
подготовке студента - политолога прописаны в
Федерально м государственном стандарте
“Политология” 41.03.04, их можно разделить на 2
большие группы – общекультурные и
общепрофессиональные е компетенции. К
общекультурным относятся: способность
анализировать основные этапы и закономерности
исторического развития о бщества для
формирования гражданской позиции; способность
использовать основы экономических знаний в
различных сферах жизнедеятельности;
способность использовать основы правовых
знаний в различных сферах жизнедеятельности;
способность работать в коллективе , толерантно
воспринимая социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия;
способностью к самоорганизации и
самообразованию;
К общепрофессиональным:
владение базовыми и специальными знаниями и
навыками теоретического и прикладного
характера в области политических наук; владение
общенаучной и политологической терминологией,
умением работать с оригинальными научными
текстами и содержащимися в них смысловыми
конструкциями; способность к высокой
мотивации по выполнению профессиональной
деятельнос ти, стремлением к повышению своей
квалификации; способность к критическому
анализу, обобщению и систематизации
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×