Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ПОЛИТОЛОГА (56-59)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 55, Том: 1, Страницы в выпуске: 56-59
Автор: Медовщиков Захар Николаевич
Аспирант каф., политологии и социологии , Воронежский государственный университет , Г. Воронеж
Анотация: В данной статье определены основные компетенции, которыми должен обладать студент-политолог. Путем экспертного опроса проведено исследование на кафедре политологии и социологии Воронежского государственного университета и выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе подготовки
Ключевые слова: студент-политолог; общекультурные компетенции; профессиональные компетенции; образовательный процесс;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04 Политология. URL: http://fgosvo.ru/news/9/455 2. А.В. Раскосова., Профессиональная культура политолога и противоречия ее формирования в условиях Вуза. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnayakultura-politologa-i-protivorechiya-ee-formirovaniyav-usloviyah-vuza 3. В. Э.,Вейсова. П. В.Кузьмин . Противоречия и трудности становления профессиональной культуры политолога и ее формирование в условиях Вуза. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-itrudnosti-stanovleniya-professionalnoy-kulturypolitologa-v-usloviyah-vuza-tsennostnyy-aspekt 4. Кафедра социологии и политологии Воронежского государственного университета. URL: http://www.hist.vsu.ru/politics/department.htm 5. Вузотека.ру. Рейтинг Вузов России на 2020 год. URL: http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1% 8B?page=3
56 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
развития. 2018. Т. 16. No 2. С. 21 —28. doi:
10.17759/autdd.2018160203
2. Загуменная О.В., Васильева А.В., Кистень
В.В., Петрова О.М. Организация среды при
обучении детей с РАС // Аутизм и нарушения
развития. 2018. То м 16. № 1. С. 13 –17.
doi:10.17759/autdd.2018160102
3. Линн. И. МакКланнахан., Патрисия Крантц.
Расписания для детей с аутизмом. Обучение
самостоятельному поведению / Пер. с англ. О
Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд -во «СигналЪ». –
2003. – 129 с.
4. Мелешкеви ч О., Эрц Ю. Введение в
прикладной анализ поведения (ABA): принципы
коррекции проблемного поведения и стратегии
обучения детей с расстройствами аутистического
спектра и другими особенностями развития.
Самара: Изд. дом «Барах -М». – 2015. – 208 с.
5. Шарова Ю.А. Подготовка и использование
расписаний в обучении детей младшего школьного
возраста, // Аутизм и нарушения развития. 2015.
Том 13. № 3. С. 11 –20.
doi:10.17759/autdd.2015130302

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕСС ИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ С ТУДЕНТА -ПОЛИТО ЛОГА

Медовщиков Захар Николаевич
Аспирант каф., политологии и социологии
Воронежский государственный университет
Г. Воронеж

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A POLITICAL SCIENCE STUDENT

Z.N. Medovshikov
Graduate student
Voronezh State University
Voronezh

Аннотация
В данной статье определены основные компетенции, которыми должен обладать студент -политолог.
Путем экспертного опроса проведено исследование на кафедре политологии и социологии Воронежского
государственного университета и выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в
процессе подготовки.
Abstract
This article defines the main competencies that a political scientist should have. An expert survey was made
on department of political science and sociology and problems which teachers faced is defined
Ключевые слова: студент -политолог, общекультурные компетенции, профессиональные
компетенции, образовательный процесс
Key words: political scientist, general cultural competencies, professional competen cies, educational process

Профессия политолога на сегодняшний день
является плохо исследованным, но актуальным
социальным феноменом. Это обусловлено, прежде
всего, потребностью общества повысить качество
политико -управленческих решений, принимаемых
властными институтами РФ. Подготовка таких
решений – это результат деятельности не только
политиков, а и квалифицированных аналитиков,
экспертов, консультантов и т.д.,
Еще один фактор, актуализирующий
рассматриваемую проблему – это потребнос ть
формирования и развития гражданской культуры
российского общества, в том числе молодежи.
Изучение данной проблемы приводит к
убеждению, что необходимы дополнительные
целенаправленные усилия образовательных
учреждений, а также сообщества политологов,
что бы молодежь становилась сознательным
участником политической жизни.
На сегодняшний момент в России более 100
университетов готовят студентов по направлению
“Политология”. Требования, предъявляемые к
подготовке студента - политолога прописаны в
Федерально м государственном стандарте
“Политология” 41.03.04, их можно разделить на 2
большие группы – общекультурные и
общепрофессиональные е компетенции. К
общекультурным относятся: способность
анализировать основные этапы и закономерности
исторического развития о бщества для
формирования гражданской позиции; способность
использовать основы экономических знаний в
различных сферах жизнедеятельности;
способность использовать основы правовых
знаний в различных сферах жизнедеятельности;
способность работать в коллективе , толерантно
воспринимая социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия;
способностью к самоорганизации и
самообразованию;
К общепрофессиональным:
владение базовыми и специальными знаниями и
навыками теоретического и прикладного
характера в области политических наук; владение
общенаучной и политологической терминологией,
умением работать с оригинальными научными
текстами и содержащимися в них смысловыми
конструкциями; способность к высокой
мотивации по выполнению профессиональной
деятельнос ти, стремлением к повышению своей
квалификации; способность к критическому
анализу, обобщению и систематизации

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 57
информации, к постановке целей
профессиональной деятельности и выбору
оптимальных путей и методов их достижения;
способность применять знания в о бласти
политических наук в научно -информационной,
педагогической, информационно -справочной,
организационно -управленческой и проектной
деятельности [1]
Как можно заметить, список этих требований
достаточно комплексный, но овладение всеми
этими навыками в р амках учебной программы не
представляется возможным. Почему так
происходит? А.В. Раскосова выделяет следующий
ряд противоречий:
Во – первых, это расхождение между
требованиями ФГОС и степенью их реализации.
Выпускник, обладающий всеми
вышеперечисленными компетенциями может по
праву считаться профессионалом в этой области.
Однако, крайне малый процент выпускников
овладевает этими навыками, и тут можно выделить
два фактора почему так происходит. Первый –
нежелание студентов изучить и обладать данными
компет енциями. Второе – ограниченные
возможности вуза. Чтобы избежать данных
проблемы необходимо создавать условия,
заставляющие работать студентов и отчислять тех,
кто не проявляет интереса к учебе.
Во – вторых, противоречие между целями и
задачами образовате льного процесса и уровнем его
учебно -методического обеспечения. Не все вузы
могут предоставить актуальную литературу в
печатном виде, да и большинство современных
студентов все меньше работает с печатным
источником. Возможно решением данной
проблемы могло бы стать создание электронных
библиотек в университетах и выстраивание
свободного доступа к ним.
В-третьих, противоречие между
потенциальной и реальной ролью практик,
предусмотренных учебным планом в процессе
обучения студентов. В процессе производственн ой
практики студент должен применить полученные
знания и навыки в органах государственной власти,
политических партиях и др. Однако, далеко не
всегда организациям требуются студенты,
зачастую их просто не чем занять и их используют
как дешевую рабочую силу . Как итог всего этого,
разрушенная мотивация и разочарование в
специальности. Чтобы исправить эту ситуацию,
руководителям практик от университета
необходимо подбирать места, где студенты могут
применить все свои знания, приобретенные в
период обучения, гд е организации смогут помочь
практикантам приобрести навыки и умения,
применить теорию на практике.
В-четвертых, противоречие между целями и
задачами учебно -воспитательного процесса и
уровнем познавательной активности студента.
Образовательный стандарт вкл ючает в себя
подготовку в разных видах деятельности: научно -
исследовательской, педагогической;
организационно -управленческой; проектной. Эти
вышеперечисленные виды деятельности требуют
не только высокого уровня разработки учебных
программ, но и активности студента, его
способности к самообразованию. Чтобы
приобщить студента к данным видам деятельности,
необходимо стимулировать, поощрять его
стремление и труд, способствовать его желанию
работать, организовывать необходимые
мероприятия и конференции.
В-пятых , противоречие между учебной
программой, задачами образовательного процесса
и качеством учебных занятий. Не все
преподаватели имеют навыки преподавательской
деятельности. Преподаватель и ученый – это два
разных понятия. К сожалению, в учебном процессе
преп одавание и научно -исследовательская
деятельность не разделены и функционируют
совместно. Но не все ученые могут быть
блестящими преподавателями, и наоборот, что
мешает в полной степени студенту усвоить
предмет. [2]
К вышеперечисленным проблемам В.Э.
Вейсо ва и П.В. Кузьмин относят еще издержки
социализации молодежи, поступающей на
специальность “Политология”. А именно:
незавершенность ценностного самоопределения
личности; преобладание идеалистических
представлений о профессии политолога и низкая
потребность в активной деятельности для
профессионального становления. Помимо этого,
авторы провели исследование в Крымском
инженерно -педагогическом университете путем
анкетирования студентов и выявили ряд своих
противоречий: противоречие между заявленным
интересом к специальности и реальной
деятельностью по ее освоению; низкая культура
труда обучаемых и как следствие низкое качество
знаний; невысокая оценка студентов роли
некоторых учебных дисциплин в их
профессиональном становлении; противоречие
между ориентацией ст удентов на творческий
характер деятельности политолога и низким
уровнем их вовлеченности в научно -
исследовательскую работу. Решить эти проблемы
авторы предлагают через рациональный отбор
абитуриентов, способных и желающих обучаться.
[3]
Воронежский госуда рственный университет
является одним из региональных центров
подготовки политологов в России. Кафедра
социологии и политологии была основана в 1990
году на базе кафедры научного коммунизма,
которая вела социологические и политологические
исследования [4]. На данный момент в рейтинге
Вузов РФ по подготовке кафедра занимает
неплохое 32 место из сотни университетов России,
ведущих подготовку по данной специальности [5].
Автором данной статьи было проведено
исследование методом глубинного интервью с
преподавате лями для того, чтобы выявить ряд
проблем, существующих в подготовке студентов по
данной специальности в ВГУ.
Характеристика экспертов следующая :
1. Александра Викторовна Глухова –
заведующая кафедры, доктор политических наук,
профессор. Педагогический стаж с 1984 года.
Читаемые курсы: политическая конфликтология,

58 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
теория политики, сравнительная политология,
история и теория демократии.
2. Черникова Виктория Владимировна –
доцент, кандидат политических наук.
Педагогический стаж с 1998 года. Читаемые курсы:
мирова я политика, регионоведение, политическая
журналистика, этнополитология.
3. Сиденко Ольга Анатольевна – доцент,
кандидат политических наук. Педагогический стаж
с 1994 года. Читаемые курсы: политические
институты, политическая экономика, сетевые
организации в политике
4. Сосунов Денис Владимирович – кандидат
политических наук, доцент. Педагогический стаж с
2008 года. Читаемые курсы: политический
менеджмент, история политических учений,
политическая процедура.
Экспертам был задан следующий ряд
вопросов:
- Как они оценивают п одготовку студентов
пришедших на данную специальность
- Должен ли преподаватель обосновывать
важность специальности или той или иной
дисциплины
- Каким видится выпускник бакалавр и
магистр и целесообразна ли Болонская система
- Что стоит поменять в учебной прогр амме
для лучшего усвоения материала и выработки
профессиональных навыков студентов
- Каковы возможности кафедры по
организации производственной практики и
трудоустройства выпускников.
По результатам проведенной работы можно
выделить следующие выводы по
вышеп еречисленным вопросам:
1. Все эксперты сошлись во мнении что от
года к году подготовка сильно разнится.
Большинство студентов приходит недостаточным
пониманием специфики данной специальности и,
как следствие мотивация и успеваемость оставляют
желать лучшего. Один из экспертов выделил
следующие проблемы подготовки современных
студентов, которые приходят в университет:
клиповое мышление, слабая концентрация,
отсутствие системности в знаниях. Это обозначено
как данность, с которой приходится работать и
подстраива ть под это учебные программы. Другим
не менее важным фактором является наличие или
отсутствие бюджетных мест, ибо это позволяет
экономить студенту и его семье значительные
финансовые средства, а это в свою очередь является
огромной мотивацией к учебе по на блюдению
экспертов. Кафедре не каждый год выделяются
бюджетные места на бакалавриат, поэтому и
уровень подготовки разных курсов эксперты
оценили по -разному.
2. Мотивация у всех студентов разная и очень
часто они приходят на специальность с
завышенными ожидани ями, и когда они
сталкиваются с реальной практикой, у многих
наступает разочарование в специальности.
Преподаватель конечно должен подкреплять
мотивацию студента в изучении какой -либо
дисциплины и формировать комплексное видение
специальности. Однако, преп одаватель не может
дать гарантий в трудоустройстве. Некоторые
преподаватели кафедры сами являются
сотрудниками региональных органов
государственной власти и своим примером
доказывают студентам что можно пробиться на
работу по специальности проявив себя на
производственных практиках и.т.п
3. Внедрение “Болонской системы”
происходит не очень успешно. Эксперты
солидарны в том, что за 4 года невозможно освоить
весь список компетенций, представленных в ФГОС
“Политология”. Система специалитета в 5 лет для
российско го рынка более актуальна. Тем не менее,
у системы разделения обучения на два этапа есть
свои преимущества, к ним относятся
академическая мобильность и гибкость в смене
специальности если студент все же ошибся с
выбором. Что же касается навыков, то стоит
вы делить сперва два направления политологии как
научной дисциплины – теоретическое и
прикладное. Для теоретической политологии
важны прежде всего глубокие фундаментальные
знания теории науки, помимо этого важно уметь
анализировать и излагать аналитику в пись менном
виде. Для прикладного направления важны работа
в команде, умение выстраивать коммуникацию с
разными типами людей, навыки презентации и
работы с проектами и.т.п. При всем этом, важно
соблюсти баланс подготовки между теорией и
практикой.
4. Бюрократизац ия образовательного
процесса была выделена как один из ключевых
факторов мешающих качественной подготовке
студента. Преподаватель, вместо того чтобы
больше времени уделять студенту или научному
исследованию, очень много времени тратит на
составление отчето в и другого рода процедур
попросту мешающих основной работе. Было также
подчеркнуто, что лекция как классический вариант
работы в университете устарела. Студенту стоит
больше сосредоточиться на самостоятельной
работе и выполнений разного рода практических
заданий для лучшего усвоения материала.
Эксперты подчеркнули важность курсов,
связанных с региональной спецификой, для
формирования комплексного видения проблем
региона. Образовательный процесс стоит также
дополнить более комфортными условиями для
работы, например, все аудитории стоит
оборудовать проекторами, ибо требования в
визуализации материала у современного поколения
студентов гораздо выше. Для развития своих soft
skills студентам также стоит развиваться вне
основной учебной активности, к этому можно
отнести разного рода конференции, клубы дебатов,
языковые курсы, волонтерские проекты. Чем
больше навыков разовьет в себе студент, тем
успешнее он сможет устроится на рабочем месте в
будущем.
5. Востребованность студентов на
региональном и городском уровне го сударственной
имеет место быть. Многих студентов замечают на
производственной практике, и они остаются
работать в органах государственной власти, таких
как правительство Воронежской области и разного

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 59
рода аналитические департаменты. Проблема
заключается в том, что региональные власти не
могут зачастую сформировать своего запроса на
специалистов, которые им нужны, поэтому у
некоторых студентов практика получается не очень
продуктивной и она идут работать в другие
смежные области. Кафедра пытается наладить
до лгосрочные договоры на практику, но это сильно
зависит от конкретных людей в органах
государственной власти. Также, хорошей
возможностью для студентов политологов является
стажировка в молодежном правительстве и
парламенте, однако популярностью у студентов
они не пользуются.
Таким образом, в данной статье обозначены
ключевые проблемы формирования
профессиональной культуры студента -политолога.
Очень важно решить ключевые задачи, как в
организации учебного процесса, так и в создании
условий для последующей р еализации
профессиональных навыков студентов. В
проведенном исследовании мы выяснили, что в
Воронежском государственном университете есть
возможности для реализации данной
специальности, однако есть ряд проблем, которые
важно исправить для более качественн ой
подготовки студентов.

Список использованных источников и
литературы:
1. Портал Федеральных государственных
образовательных стандартов высшего образования.
ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04
Политология. URL : http ://fgosvo .ru/news /9/455
2. А.В. Раскосова., Профессиональная
культура политолога и противоречия ее
формирования в условиях Вуза. URL:
https://cybe rleninka.ru/article/n/professionalnaya -
kultura -politologa -i-protivorechiya -ee-formirovaniya -
v-usloviyah -vuza
3. В. Э.,Вейсова. П. В.Кузьмин .
Противоречия и трудности становления
профессиональной культуры политолога и ее
формирование в условиях Вуза. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya -i-
trudnosti -stanovleniya -professionalnoy -kultury -
politologa -v-usloviyah -vuza -tsennostnyy -aspekt
4. Кафедра социологии и политологии
Воронежского государственного университета.
URL : http ://www .hist .vsu .ru/politics /department .htm
5. Вузотека.ру. Рей тинг Вузов России на 2020
год. URL:
http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%
8B?page=3

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИ ЗМА КАК ЦЕННОСТИ, НЕ СУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙС КОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТ ВАМИ МЕМОРИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ Ш КОЛЕ»

Ситаров В.А. ,
Одишвили Г.Н.

« EDUCATING PATRIOTI SM AS A VALUE THAT C ARRIES THE CONSTRUCT ION OF MODERN
RUSSIAN SOCIETY BY M EANS OF MEMORIAL LIT ERATURE IN THE LESSONS OF HI STORY
IN HIGH SCHOOL»

V.A. Sitarov,
G.N. Odishvili
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.212
Аннотация
В статье представлена алгоритмизация педагогического процесса при изучении исторических
персонажей, анализируются особенности его реализации с использованием активных методов, технологий
и форм обучения и воспитания. Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством
применени я рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной
литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи как ценности, несущей
конструкции современного Российского общества.
Abstract
The article presents the algorithmization of the pedagogical process when studying historical characters,
analyzes the features of its implementation using active methods, technologies and forms of education and
education. Correlations in the study of hist orical personality through the application of considered methods and
algorithms, forms of work in the study of memorial literature with the solution of a number of important tasks of
patriotic education of young people as a value bearing the construction o f modern Russian society have been
revealed.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, гражданственность,
патриотические ценности, патриотическое сознание, урок истории, мемориальная литература,
исторические персоналии, воспитание па триотизма в старшей школе, ценности современного общества.
Keywords: patriotism, patriotic education of youth, civic consciousness, patriotic values, patriotic
consciousness, history lesson, memorial literature, historical personnel, fostering patriotism i n high school, values
of modern society.

В поиске ценностных ориентиров для
молодежи нам представляется важным обращаться
к таким пластам социокультурного опыта, в
которых исторически сосредоточены ведущие
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×