Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО НАВЫКА, ДЛЯ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА (8-11)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.51.136
Дата публикации статьи в журнале: 2020/02/04
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 51, Том: 3, Страницы в выпуске: 8-11
Автор: Дулалаева Людмила Павловна
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Автор: Зиннатуллина Лилия Махарямовна
кандидат филологических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Автор: Фахретдинова Гульназ Нурхаметовна
кандидат филологических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Анотация: Цель данной статьи – исследование развития толерантности студентов в процессе внеаудиторной деятельности. В работе «толерантность» рассматривается как важнейший инструмент построения межкультурных, межэтнических взаимодействий между студентами во внеаудиторной деятельности, которые позволяют раскрыть творческий потенциал, и способствует изучению и восприятию других культур и конфессий. Методы наблюдения и анализа на основе «Индекса толерантности» позволили сделать вывод о том, что опыт развития толерантности в странах Европейского союза может быть полезен и в университетах России.
Ключевые слова: толерантность; Евросоюз; высшее образование; социальные навыки; внеаудиторная деятельность;
Данные для цитирования: Зиннатуллина Лилия Махарямовна Фахретдинова Гульназ Нурхаметовна . РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО НАВЫКА, ДЛЯ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА (8-11). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/02/04; 51(3):8-11 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.51.136

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Журченко Е.Б. Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)): автореф. дис. – Майкоп, 2016. – 27 с. 2. Зиннатуллина Л.М., Галеева Ф.Т. Родители-дети. Решение вопроса. Педагогическая поддержка родителей. Проблемы современного педагогического образования. – 2017.– № 54-5. – Ст. 198-202. 3. Комаров В.П., Исаева О.В. Воспитание толерантности у студентов университете // Вестник ОГУ. –2003. – № 4. – Ст. 112 – 118. 4. Фахретдинова Г.Н., Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе // КАЗАНСКИЙ ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ. – 2018. – т.2. – вып. 5 (8). – Ст.72-76. 5. Царева Е.Е., Особенности развития межкультурной коммуникации студентов инженерного вуза в условиях зарубежной производственной практики / Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). – 2019. – вып.6 6. Федеральный Закон № 273 «Об образовании» РФ от 29.12.2012, принят Госдумой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012. – режим доступа к изд.: http: //www.zakonrf.info/ 7. Бесплатная библиотека России – режим доступа к изд.: http://libed.ru/konferenciikulturologiya/679094-7-mezhdunarodnayakonferenciya-obraz-rossii-kontekste-formirovaniyakulturi-tolerantnosti-vnutri-strani-rubezhom-mo.php
8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОС ТИ У СТУДЕНТОВ, КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО НАВЫКА,
ДЛЯ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.51.136
Дулалаева Людмила Павловна
старший преподаватель
Зиннатуллина Лилия Махарямовна
доцент, кандидат филологически х наук
Фахретдинова Гульназ Нурхаметовна
доцент, кандидат филологических наук
Царева Екатерина Евгеньевна
доцент, кандидат педагогических наук
Казанский национальный исследовательский технологический университет
г. Казань

DEVELOPMENT OF TOLERANCE AMONG ST UDENTS AS A SOCIAL SK ILL FOR RUSSIA AND
THE EUROPEAN UNION

Dulalaeva Liudmila
Senior Teacher
Zinnatullina Liliya
Associate Professor, PhD in Philology
Fakhretdinova Gulnaz
Associate Professor, PhD in Philology
Tsareva Ekaterina
Associate Professor, PhD in Pedagogy
Kazan National Research Technological University, Kazan

Аннотация
Цель данной статьи – исследование развития толерантности студентов в процессе внеаудиторной
деятельности.
В работе «толерантность» рассматривается как важнейший инструмент построения межкультурных,
межэтнических взаимодействий между студентами во внеаудиторной деятельности, которые позволяют
раскрыть творческий потенци ал, и способствует изучению и восприятию других культур и конфессий.
Методы наблюдения и анализа на основе « Индекса толерантности» позволили сделать вывод о том,
что опыт развития то лерантности в странах Европейского союза может быть полезен и в университе тах
России.
Abstract
The article stud ies the development of student tolerance in the process of extracurr icular activities.
In the paper the word “tolerance” is considered as the mo st important tool for building intercultural,
interethnic interactions between students in extracurricular activities that allow them to reveal their creative
potential, and contribute to understanding and perception of other cultures and religions.
Method s of observation and analysis based on the “Tolerance Index” led to the conclusion that the experience
of developing tolerance in the countries of the European Union can be u seful in universities in Russia.
Ключевые слова: толерантность, Евросоюз, высшее образование, социальные навыки,
внеаудиторная деятельность
Keywords: tolerance, European Union, higher education, social skills, extracurricular activities

В современных социально -экономических
условиях, х арактеризующихся динамично
развиваю щимся обществом, толерантность
является фундаментом для построения системы
международных, межличностных, социальных,
отношений. Тенденции глобализации
рассматривается как угроза потери
индивидуальности как отдельных людей , так и
национальных культур. В это й связи
немаловажную роль приобретают ценности и
принципы, необходимые человечеству для
свободного развития и общего выживания, которые
подразумевают уважение иных культур друг к
другу и идеи диалога и взаимопонимания.
Согласно Стратегии развития молодежи
Российской Федерации на период до 2025 года
одним из приоритетных направлений в области
молодежной политики является обеспечение
социальной и культурной конкурентоспособности
молодежи, а именно: гражданственности,
национ ально -государственной идентичности,
социальной ответственности, гибкой структуры
социальной идентичности, развитие духовно -
нравственной культуры. Основные усилия
государственной молодежной политики

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 9
направлены на обеспечен ие высокого уровня
уважения российс кой молодёжи к своей истории,
культ уре, традициям, духовным ценностям, а также
уникальному опыту сосуществования на
территории России сотен народов и языков [1].
По Евросоюзу, согласно недавнему опросу
общественного мнен ия, проведенному
подведомственным о рганом Еврокомиссии —
Евробарометро м — 61% европейцев считает
дискриминацию по этническому признаку
наиболее распространенной среди других форм
ущемления прав граждан. В связи с экономическим
кризисом к ней приблизилась в озрастная
дискриминация (эйджизм) — 58%, а 53%
европейцев считают такж е серьезной проблемой
ущемление прав по признаку физических
недостатков (инвалидности). Неслучайно одной из
пяти ключевых компетенций, принятых Советом
Европы, «… которыми должны быть ос нащены
молодые европейцы», является компетенция,
связанная с жизнью в многокультурном обществе».
Принцип толерантности, который пропагандирует
Евросоюз, не требует, чтобы люди одинаково
любили «своих» и «чужих» [7].
Одной из основных задач высшего
образова ния является подготовить специалист ов
для разных областей науки и техн ики, причем не
только квалифицированных профессионалов, но и
обладающих различными социальными навыками.
В настоящее время коммуникация стала ведущей
деятельностью человека любой професс ии [5]. К
социальным навыкам исслед ователи относят
взаимодействие с другими людьми, умение
работать в команде, нахождение компромиссов, а
также «развитие критического мышления и
креативности, совершенствование
коммуникативной и интеллектуальной
деятельност и, повышение любознательности и
цел еустремленности» [4]. Социумом
сформулирован заказ на разработку научного
фундамента социального развития личности [2].
Анализ ФГОС ВО по разным направлениям
подготовки бакалавров, магистров, специалистов
показал, что все стандарты высшего образования
вклю чают в список те компетенции, которые
направлены на формирование конструктивного,
неконфликтного взаимодействия с другими
людьми, умение толерантно относится к мнению
других, что подтверждает важность формирования
толе рантности у студентов. Это соответству ет
также закону РФ «Об образовании», г де в главе II с.
14, п. 4 указано, что содержание образования
должно «содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами
независимо от расовой, национальной, этн ической,
религиозной и социальной прин адлежности,
учитывать разнообразие мир овоззренческих
подходов, способствовать реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений» [6].
Концепция глобального образования,
внедряемая в университетах Европ ы и Северной
Америки, предполагает вкл ючение в
образовательные программы уни верситета такие
направления, как воспитание у студентов уважения
к другим культурам, принятие ценностей и
принципов разных народов. В.П. Комаров, О.В.
Исаева считают, что глобально е образование
ставит целью приобщить с тудентов к культурам и
традициям разли чных национальностей и
формировать у них чувство и сознание граждан
мира [3, с. 115]. При осуществлении учебно -
воспитательных мероприятий в учебном заведении
необходимо опираться н а принципы
международного права, в час тности на «мирное
сосуществование госу дарств, сотрудничество
народов, уважение прав человека и основных
свобод, суверенитет и равенство государств,
добросовестное выполнение международных
обязательств» [3, с. 115]. Ста тья 13
«Международного пакта об эконом ических,
социальных и культурных права х» гласит, что
«образование должно быть направлено на полное
развитие человеческой личности и укреплять
уважение к правам человека и основным свободам.
Оно должно дать возможность всем быть
полезными участниками свобод ного общества и
способствовать взаимоп ониманию, терпимости и
дружбе между всеми нациями и всеми расовыми,
этническими и религиозными группами» [1, с. 17].
Толерантность развивается под влиянием
внеаудиторной деятельнос ти при правильной
организации, в котор ой
студенты самостоятельно выбирают ви ды занятий,
исходя из своих интересов и увлечений. Перед
преподавателем вуза стоит задача по привлечению
к внеаудиторной деятельности как можно больше
студентов. По своей организац ионной структуре
внеаудиторные занятия
бывают индивидуальными, групповыми и
массовыми.
Говоря о внеаудиторных мероприятиях, как о
средстве развития толерантности у студентов, мы
имеем ввиду не только само проведение
мероприятий. Здесь немаловажную роль иг рает и
подготовка к этим мероприятиям, которая
включает в себя такие виды ор ганизационной
деятельности, как: общее организационное
собрание, планирование даты и время,
распределение обязанностей. В распределении
обязанностей есть своя «изюминка». Ребята
начинают совещаться, у кого что больше
получается и кто на что способен. Вот з десь, уже на
этом этапе и начинается самое, что ни на есть,
толерантное отношение друг к другу. В этом случае
не имеет никакого значения ни национальность, ни
цвет кожи, ни рост, н и дефекты речи, ни
физические возможно сти или ограничения. Но
именно на этап е обсуждения мероприятия, каким
оно будет и как мы хотим его преподнести, никакая
из вышеперечисленных особенностей не имеет ни
малейшего значения. Потому что, на этом этапе все
равны! Главное – это заинтересованность и вера в
самого себя и в свою команду! На этапе
приготовления мероприятия очень важен
командный дух, который ребята сами себе создают,

10 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
даже не замечая этого. Идеально, если при всем при
этом присутствует человек -настав ник. Зачастую
этим человеком является заместитель декана по
воспитательной р аботе или куратор. Наставник
должен быть неравнодушным ко всему
происходящему и к своей команде. Он может
подбодрить и похвалить и для него тоже не имеет
никакого значения ни физич еские особенности, ни
национальная при надлежность своих ребят.
Студенты, вид я всю теплоту и заинтересованность
наставника, начинают копировать такое отношение
и проецировать его друг на друга.
Среди студентов есть такие должности, как
художественный руков одитель, режиссер,
председатель актива , заместитель председателя,
спортивный организатор, человек, ответственный
за поиск и привлечение различных спонсоров для
проведения мероприятия (обеспечение призами и
подарками), представитель профкома, тьюторы и
стар шие тьюторы, руководитель добровольчес кого
клуба. Все эти люди – это огромна я мощная
команда, которая четко знает свои обязанности,
свою работу и обучает вновь пришедших
первокурсников. Задача куратора или заместителя
декана по воспитательной работе помога ть
правильно выстраивать работу всей к оманды. Для
этого необходимо регулярно проводить собрание
со студентами актива, где можно выявить
проблемы и подкорректировать работу всего
совета. Нужно отметить, что в состав совета входят
ребята, занимающие активную позицию в жизни
университета.
Для выя вления заинтересованных и активных
проводится мероприятие «Посвящение в
первокурсники». Его организуют студенты
старших курсов. Все конкурсы -станции рассчитаны
на то, чтобы ребята познакомились и узнали
больше об интересах друг друга. После
«Посвящения в п ервокурсники» и начин ается
активная и богатая внеаудиторными
мероприятиями студенческая жизнь.
Эффективным видом развития толерантности
выступает волонтерство, являющийся одной из
основных форм проявления социальн ой активности
граждан во всем мире. Традици онно, наиболее
активными и мотивированными к добровольчеству
является молодежь.
Добровольческий клуб – это сообщество
волонтеров -студентов, целью которого является
проведение акций и мероприятий, направленных на
бескорыстную помощь. Добровольческий клуб
взаимодействует с разли чными организациями.
Студенты, включаясь, в волонтерскую
деятельность, стремятся на безвозмездных основах
повлиять на мир, построить общество, в котором
будут править милосердие, гуманность и
толерантность.
По проведенному в начале уч ебного 2018 года
анализу ко нстатирующего среза диагностической
методики «Индекс толерантности» общего уровня
толерантности, исходя из представленных таблиц и
диаграмм, можно заметить, что 6 респондентов, т.е.
7,5% опрошенных имеют высокий уровень, 67
респо ндентов, т.е. 83,75% опрошенных - средний
уровень и 7 респондентов, т.е. 8,75% - уровень ниже
среднего (Таблица 1.).
Таблица 1
Результаты констатирующего среза
Критерий показаний Констатирующий срез, 2018г.
Количество человек Доля, %
Высокий 6 7,5
Средний 67 83,75
Низкий 7 8,75

Проведя диагностику «Индекс
толерантности», предназначенную для
определения уровня толерантности у студентов, мы
видим, что на констатирующих этапах
эксперимента у студентов присутствуют все
уровни толерантности (низкий, с редний, высокий).
Отсюда следует, что с данной исследуемой группой
студентов мы начинаем работу по подготовке и
проведению внеаудиторных мероприятий, с целью
развить толерантное отношение друг к другу.
На базе КНИТУ, преимущественно со
студентами и совето м актива факультета
социотехническ их систем были проведены
различные виды внеаудиторной деятельности:
- общественно -организаторская: Посвящение в
первокурсники, День первокурсника, Студенческая
весна, волонтерское движение и др.;
- художественно - эстетичес кая: Конкурс
красоты и тал антов «М исс и Мистер ФСТС»,
фестиваль военно - патриотической песни и др.;
- профориентационная: конкурс «Полиглот»,
военно - патриотический форум и др.;
- научная внеаудиторная деятельность:
конкурс «Интеллект шоу», «Дни науки на Ф СТС» и
др.;
- физкультурно - оздоровительная и трудовая:
«День спорта ФСТС», субботники, спортивный
клуб и др.;
- деятельность студенческого самоуправления:
студенческие советы и клубы, тьюторство, медиа -
центр, и др.
Проведя повторную диагностику, мы
получ или результаты данных контрольного среза,
который в последствие сравнили с
констатирующим, и получили следующие
результаты.
В констатирующем и контрольном срезе
участвовали одни и те же студенты. По
проведенному анализу контрольного среза в конце
учебного 2019 года, ди агностической методики
«Индекс толерантности» общего уровня

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 11
толерантности, исходя из представленных таблиц и
диаграмм, можно заметить, что 10 респондентов,
т.е. 12,5% опрошенных имеют высокий уровень
толерантности, 70 респондентов, т.е. 87,5%
опрошенных – средний уровень, а низкий
показатель толерантности отсутствует. Отсюда
следует, что нам удалось повысить уровень
развития толерантности у студентов путем
внеаудиторных мероприятий. (Таблица 2.)
Таблица 2
Результаты контрольного среза
Критер ий показаний Контрольный срез
Количество человек Доля, %
Высокий 10 12,5
Средний 70 87,5
Низкий 0 00,00

Таблица 3
Сравнительный анализ результатов методики «Индекс толерантности»
Критерий
показаний
Сравнительный анализ
Констатирующий срез 2018 г. Контрольный срез 2019 г.
Кол -во человек Доля, % Кол -во человек Доля, %
Высокий 6 7,5 10 12,5
Средний 67 83,75 70 87,5
Низкий 7 8,75 0 00,00

Вывод: По представленным таблицам мы
видим, что между результатами констатирующего
и контрольного срезов, есть определенные
различия. После проведения внеаудиторных
мероприятий, направленных на развитие
толерантн ости у студентов, показатели
контрольного ср еза с уровнем «высокий»
увеличились на 4 человека, показатели с уровнем
«средний» увеличились на 3 человек а, а результаты
с низким показателем отсутствуют. Из этого
следует, что проведенная нами работа была не
безрезультативна. А значит, внеаудиторные
меро приятия по развитию толерантности
проведены успешно, и уровень показателей
толерантности у исследуемой гру ппы повысился.

Литература:
1. Журченко Е.Б. Формирование
толерантности у студентов технического вуза в
условиях культурного разнообразия (на примере
Ю РГПУ (НПИ)): автореф. дис. – Майкоп, 2016. – 27
с.
2. Зиннатуллина Л.М., Галеева Ф.Т.
Родители -дети. Решение в опроса. Педагогическая
поддержка родителей. Проблемы современного
педагогического образования. – 2017. – № 54 -5. – Ст.
198 -202.
3. Комаров В.П., Исаева О.В. Воспитание
толерантности у студентов университете // Вестник
ОГУ. –2003. – № 4. – Ст. 112 – 118.
4. Фахрет динова Г.Н., Технология обучения в
сотрудничестве в преподавании иностранных
языков в неязыковом вузе // КАЗАНСКИЙ
ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ. – 2018. – т.2. –
вып. 5 (8). – Ст.72 -76.
5. Царева Е.Е., Особенности развития
межкультурной коммуникации студентов
инжен ерного вуза в условиях зарубежной
производственной практики / Современные
пр облемы науки и образования (электронный
журнал). – 2019. – вып.6
6. Федеральный Закон № 273 «Об
образовании» РФ от 29.12.2012, принят Госдумой
21.12.2012, одобрен Советом Федерации 2 6.12.2012.
– режим доступа к изд.: http: //www.zakonrf.info/
7. Бесплатная библиотека России – режим
доступа к изд.: http ://libed .ru/konferencii -
kulturologiya /679094 -7-mezhdunarodnaya -
konferenciya -obraz -rossii -kont ekste -formirovaniya -
kulturi -tolerantnosti -vnutri -strani -rubezhom -mo .php
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×