Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (20-23)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/09/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 58, Том: 2, Страницы в выпуске: 20-23
Автор: Лазаревич Светлана Валерьевна
доцент, кандидат филологических наук , Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева,Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
Автор: Ерофеева Алла Васильевна
кандидат педагогических наук , Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева , Нижний Новгород
Автор: Дорожкина Дарья Сергеевна
кандидат физико-математических наук , Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
Анотация: Целью данной статьи является изучение вопроса возможности реализации диалогического педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись вузы в период дистанционного образования, приводятся данные анкетирования студентов по вопросам, связанным с онлайн обучением. Результаты тестирования показывают, что большинство студентов позитивно относятся к внедрению дистанционных образовательных технологий при условии сохранения традиционной модели обучения в целом. Даётся понятие педагогического общения. Делается вывод, что на текущем этапе эффективное диалогическое педагогическое общение возможно только при традиционном формате образования.
Ключевые слова: дистанционное образование; педагогическое общение; диалогическое педагогическое взаимодействие; интерактивные методики; онлайн платформы; развивающая диалогическая стратегия;
Данные для цитирования: Ерофеева Алла Васильевна Дорожкина Дарья Сергеевна . ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (20-23). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/09/14; 58(2):20-23

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Ерофеева А.В. Педагогический диалог в процессе изучения иностранного языка в вузе: дис. канд. пед. наук. / А.В. Ерофеева - Нижний Новгород, 2014. – 143 с. 2. Ушакова О.А. О коммуникации, видеоуроках и проблемах педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020 – № 2. – с. 88-89. 3. Ходорковская А.Л. Перестать отрицать и начать учить онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020 – № 2. – с. 39-41.
20 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
прохо дило увлекательно и нравилось ребятам. К
тому же, освоив работу с данными базовыми
программами, мы не испытываем страха перед
трудностями, связанными с использованием более
сложных оболочек, обучающий потенциал которых
мы уже сегодня можем оценить .
Считае м, что программы Moodle и им
подобные на с егодняшний день как никогда
актуальны, поскольку представляют собой
электронную образовательную среду с
невиданными ранее возможностями.
Преподаватель приобретает огромное количество
ресурсов для проведения полноце нных занятий (в
том числе с демонстрацией разнообразных
контентов: видеофрагментов, аудиозаписей,
самозаписей в любом формате и т.д.), контроля
работы учащихся и структурирования материалов
по темам. Электронная форма, будучи более
компактной и структуриро ванной, чем хранимые в
печатном виде матер иалы, позволяет быстро
находить необходимую для конкретного занятия
информацию. Кроме того, обучающиеся всегда
могут самостоятельно корректировать картину
своей успеваемости, выполняя интерактивные
задания.
Необхо димо о тметить также, что практическая
рабо та в Moodle за последние несколько месяцев
показала, что зачастую ученики намного быстрее
адаптируются к такому виду работы, чем
некоторые учителя. Это еще раз подтверждает
актуальность поднятой проблемы, а также
необходимость включения современных
техноло гий в образовательный процесс как
полноценный компонент работы.
Итак, мы рассмотрели лишь несколько причин
возникновения проблем перехода от классического
образования к инновационному. В основе их
возникновения леж ит быстроразвивающееся
общество, которое м еняет не только окружающий
мир, но и самого человека (ученика). Конечно,
сложно быстро перестраиваться с традиционных
форм обучения, которые применялись на
протяжении долгого времени, на новые. Кроме
того, многие и нновационные технологии
используются вперв ые, и результат их влияния на
процесс обучения не до конца изучен, в частности
поэтому преподаватели не спешат их использовать.
Чтобы преодолеть эту проблему, педагогам разных
поколений стоит объединиться не только друг с
другом, но и с учениками, для боле е интересного,
увлекательного, а главное качественного и
результативного обучения. Подобное объединение
подразумевает:
− совместное освоение предлагаемых
обучающих программ (для практикующих
учителей это также вопрос повышения уровня их
профессиональной компетенции в данном
направлении);
− совместную разработку интерактивных
заданий различной тематической направленности
по различным аспектам;
− по возможности совместное участие в
конкурсах и проектах, организуемых
образов ательными порталами.

Литература :
1. А. М. Гришечкина, М. А.Фурманова
«Авторский метод или собственный опыт? » Сб.
науч. тр. Наука и образование в XXI веке. М., АР -
Консалт, 2014
Об авторе : Карушина Д., студентка 4 курса ф -
та иностранных языков БГУ имени ак адемика И. Г.
Петровского, призер VIII Всероссийской
студенческой олимпиады по методике
преподавания иностранных языков и культур (г.
Ижевск, 2019).

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМ ОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Лазаревич Светлана Валер ьевна
доцент, кандидат филологических наук
Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е.Алексеева,
Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород
Ерофеева Алла Васильевна
кандидат педагогических наук
Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е.Алексеева
г. Нижний Новгород
Дорожкина Дарья Сергеевна
кандидат физик о-математических наук
Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет
им . Н.И. Лобачевского ,
г. Нижний Новгород

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 21
DIALOGICAL PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CASE OF DISTANCE LEARNING

Lazarevich Svetlana Valerievna
assistant professor, PhD in Philology
Nizhny Novgorod State Technical University,
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Erofeeva Alla Vasilievna
PhD in Pedagogy
Nizhny Novgorod State Technical University
Dorozhkina Daria Sergeevna
PhD in Physics and Mathematics
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.58.277
Аннотация
Целью данной статьи является изучение в опроса возможности реализации диалогическ ого
педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Рассматриваются проблемы, с
которым и столкнулись вузы в период дистанционного образования, приводятся данные анкетирования
студентов по вопросам , связанным с онлайн обучением. Результаты тестирования показывают, что
большинство студентов позитивно относят ся к внедрению дистанционных образов ательных технологий
при условии сохранения традиционной модели обучения в целом. Даётся понятие педагогическо го
общения. Делается вывод, что на текущем этапе эффективное диалогическое педагогическое общение
возможно толь ко при традиционном формате образова ния.
Abstract
The purpose of the article is to study the issue of the possibility of implementing dialogical pedagogical
interaction in the context of distance learning. The problems which the universities faced during the period of
distance education are analyzed. The results of the students’ interview show that the majority has a positive attitude
towards the i ntroduction of distance learning technologies, but at the same time the traditional learning model must
be preserved in general. The concept of ped agogical communication is given. In conclusion we can say that at the
current stage the effective dialogical pedagogical communication is possible only with the traditional format of
education.
Ключевые слова: дистанционное образование, педагогическое обще ние, диалогическое
педагогическое взаимодействие, интерактивные методики, онлайн платформы, развивающая
диало гическая стратегия.
Keywords: distance education, pedagogical communication, dialogical pedagogical interaction, interactive
techniques, online platforms, developing dialogical strategy.

Осознавая важность общения для развития
личности, и понимая коммун ик ативную природу
педагогическо й деятельности, в научный оборот
было введено особое понятие – «педагогическое
общение». В работах отечественных психологов,
выявляющих сущность и природу педагогического
общения, оно определяется как профессиональное
общение лиц, порожденное потребностями в
совместной деятельности и направленное на
изменение в состоянии, поведении и личностно -
смысловых образованиях его участников. Общение
подразумевает общение педагога и студента, и это
казалось нам данностью, которая не може т быть
отменена или лимитирован а.
16 марта 2020 года Министерством науки и
высшего образования Российской Федерации были
опубликованы рекомендации вузам обеспечить
реализацию образовательных программ с
применением электронного обучения и
дистанционных обра зовательных технологий из -за
угрозы распространения новой коронавирусной
инфекции ( COVID -19).
Многие вузы и ранее использовали
дистанционные образовательные технологии в
дополнение к традиционной форме обучения.
Внедрение системы дистанционного обучения ка к
основной явилось для большинс тва вузов новой
задачей, к которой большинство образовательных
организаций не были готовы. Не секрет, что
некоторые преподаватели скептически отнеслись к
так называемому онлайн образованию. Педагоги и
обучающиеся были поставл ены в ситуацию, когда
их вынуди ли использовать систему
дистанционного обучения («дистант»), ощущая все
ее преимущества и недостатки.
Нижегородский государственный технический
университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) и
Нижегородский государственный университет им.
Н.И. Лобачевского (ННГУ), как и подавляющее
большинство вузов страны, перешли в онлайн
буквально в течение суток после выхода
соответствующих рекомендаций министерства.
Учебный процесс был реализован в форме
лекционных и практических занятий с
использ ованием таких платформ, как Dis cord ,
Zoom , Free Conference Call , Google Hangouts Meet .
Также как вспомогательный инструмент
использовалась программа SkyEng . Для ряда
дисциплин была доступна система онлайн -курсов
e-learning . Самостоятельные работы, рефераты и
контрольные работы проводили сь с помощью
корпоративных порталов ННГУ и НГТУ, а также e-
mail .

22 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
В «дистанте» педагогическое общение,
понимаемое как профессиональное общение
студента и преподавателя в процессе обучения и
внеурочное время, – это нечто совер ше нно иное.
Оно не соответствуе т тем критериям, которые
характерны для традиционного педагогического
общения. Конечно, даже используя дистанционные
образовательные технологии, можно и нужно
стремиться создать наилучшие условия для
развития мотивации студен тов и творческого
характера уче бной деятельности. Но создать
благоприятный эмоциональный климат обучения,
успешно управлять социально -психологическими
процессами в коллективе, использовать
личностные особенности преподавателя –
выполнить все это в онлайн п редставляется сложно
выполнимой задачей. Нужно понимать, что те
законы, которые хорошо работают при
традиционном обучении, не всегда работают в
дистанционном формате. Конечно, мы столкнулись
и с техническими проблемами, и низким уровнем
цифровой грамотност и некоторых преподавателей.
Из -за того, что студентов попросили покинуть
общежития и поехать домой, обострилась проблема
доступа к интернету, особенно для жителей
отдаленных районов области. И все же
дистанционное обучение состоялось.
Мы провели небольшой анализ
удовлетворенност и студе нтов дистанционным
форматом обучения и педагогического общения
при освоении в первую очередь таких общих для
многих направлений подготовки дисциплин, как
«Иностранный язык», «Практика английского
языка», «Английский язык». Дл я анкетирования
были выбраны 80 студентов 1 курса магистратуры
Института ядерной энергетики и технической
физики (ИЯЭиТФ) и Института радиоэлектроники
и информационных технологий (ИРИТ) НГТУ, а
также 20 студентов первого и второго курсов
бакалавриата факул ьтета «Высшая школа общей и
при кладной физики» (ВШОПФ) ННГУ.
По данным этого тестирования 73% студентов
хотят продолжить обучение, используя
традиционный формат и частично дистанционные
образовательные технологии. Всего лишь 2%
студентов готовы продолжать обучение только в
онлайн форма те. 25% студентов выбирают
традиционное обучение. При этом удовлетворены
педагогическим диалогом в формате онлайн только
14% студентов. Соответственно, можно сделать
вывод, что эффективное диалогическое
педагогическое общение возможно только при
традиционн ом формате обучения. 8% студентов
испытывали трудности при освоении нового
материала онлайн. Это говорит о том, что научить
грамматическим и лексическим основам языка
гораздо легче, чем наладить такой аспект
педагогического в заимодействия как становление
благоприятных отношений между участниками
учебного процесса.
Педагогическое общение – это обмен
информацией. Через речевое общение с педагогом
студенты получают основной объем знаний. В свою
очередь, речь и поведение студента дают педагогу
представление об усвоении им знаний, а также
возможность контролировать процесс развития.
Используя онлайн платформы, мы можем видеть и
слышать студента, но уловить все интонационные
и поведенческие нюансы невозможно.
Кроме этого, педагогиче ское общение, как
любая совмест ная деятельность, есть процесс
взаимодействия. Взаимно направленная активность
субъектов обучения может носить характер, как
сотрудничества, так и противостояния. Такие типы
взаимодействия, как кооперация и конкуренция,
имеют место и в педагогическом проце ссе. Такое
взаимодействие возможно попытаться наладить
онлайн, но полноценного общения добиться не
представляется возможным. Согласно нашему
анкетированию, студенты 1 -2 курсов бакалавриата
(93%) нуждались в непосредственном о бщ ении с
преподавателями и одно группниками, в то время
как аналогичную нужду испытывали 77%
студентов 1 курса магистратуры.
Формы воздействия педагога на студентов
могут быть выражены различными стратегиями.
Мы разделяем точку зрения Г.А. Ковалева, которы й
считает, что наибольшим педаг огическим
эффектом обладает развивающая диалогическая
стратегия. В этом случае смыслом обучения
является развитие личности, наблюдается
равноправие позиций студента и преподавателя. В
ходе такого взаимодействия педагог создае т
условия для самостоятельной п остановки
студентом познавательных проблем и задач.
Сотрудничество и партнерство нельзя организовать
насильно. Диалогическое взаимодействие
осуществляется при деликатно созданной
атмосфере доверия и взаимопонимания.
Преподава тель и студент с позиций
гумани стической психологии равноправны,
самоценны, как участники диалога культур. Для
того чтобы диалог имел положительные
результаты, его участники должны
руководствоваться определёнными правилами и
владеть культурой диалогическог о
взаимодействия. Преподаватели НГТУ и ННГУ
активно используют в своей работе интерактивные
методики, такие как ролевая игра и case study . Их
использование способствует созданию климата
сотрудничества, студенты не боятся высказывать
свое мнение, выдвигают свои теории для решения
конкретного кейса. Они не боятся делать ошибки,
они свободно обсуждают свои точки зрения в
микрогруппах и с педагогом. Конечно,
современные онлайн платформы тоже позволяют
работать в микрогруппах, но эффект от такой
работы гораздо н иж е, чем при традиционно м
обучении. 97% студентов считают, что им легче
задавать вопросы преподавателю в аудитории, чем
онлайн. Что касается изучения технических и
гуманитарных наук, то 89% студентов сообщили,
что им легче изучать онлайн гуманитарные
предм еты, чем технические.
Се годня понятно всем, что будущее
образование невозможно без дистанционных форм

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 23
работы. Но внедрение дистанционных форм
должно включать в себя не только обучение
онлайн, но и изменение формата диалогического
педагогического взаимодейс твия.

Список литератур ы:
1. Ерофеева А.В. Педагогический диалог в
процессе изучения иностранного языка в вузе: дис.
канд. пед. наук. / А.В. Ерофеева - Нижний
Новгород, 2014. – 143 с.
2. Ушакова О.А. О коммуникации,
видеоуроках и проблемах педагогов //
Професси он альное образование и рынок труда. –
2020 – № 2. – с. 88 -89.
3. Ходорковская А.Л. Перестать отрицать и
начать учить онлайн // Профессиональное
образование и рынок труда. – 2020 – № 2. – с. 39 -41.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСК ОЙ
ПОДГОТОВ КИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ

Тлехатук Сусанна Руслановна
доктор фил. наук, профессор
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
Меретукова Мариета Муратовна
кандидат фил. наук, доцент
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
Хуажева З амира Гидовн а
кандидат фил. наук, доцент
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп

FEATURES OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE -UNIVERSITY
TRAINING IN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Tlekhatuk Susanna
Dr. Phil. Sciences, professor
Ad yghe State University,
Maykop
Meretukova Marieta
Candidate Phil. Sciences, associate professor
Adyghe State University,
Maykop
Khuazheva Zamira
Candidate Phil. Sciences, associate professor
Adyghe State University,
Maykop

Аннотация
Статья посвящена вопр осу социальной адаптации иностранных учащихся на довузовском этапе
подготовки в высшей школе России, которая имеет ряд особенностей. В работе описываются общие цели
социальной адаптации иностранных учащихся, а также условия и влияние внешней среды на с ам п роце сс
адаптац ии иностранных учащихся к новым условиям учебно -воспитательного процесса.
Abstract
The article is devoted to the issue of social adaptation of foreign students at the pre -university stage of
preparation in higher education in Russia, whi ch h as a number of features. The article describes the general goals
of social adaptation of foreign students, as well as the conditions and influence of the external environment on the
very process of adaptation of foreign students to the new conditions o f th e edu cational process.
Ключевые слова: социальная адаптация, национальные особенности, русский язык как
иностранный, критерии адаптации.
Key words: social adaptation, national features, Russian as a foreign language, adaptation criteria.

Вопросы адапт ации иностранных граждан в
российской высшей школе нач али активно
разрабатываться в начале 90 -х годов. Это связано с
появлением ставших доступными западных
научных работ, в частности в области когнитивной
психологии, которая приобрела популярность и
среди российских исследователей, а также с
необходимостью по иска новых путей повышения
качества довузовской подготовки.
Процесс адаптации иностранных учащихся в
российском вузе представляет собой некую
целостность, включающую, с одной стороны,
активное их приспо собление к новой системе
обучения на неродном языке в неродной
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×