Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

КОМИКСЫ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ИСТОЧНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ (8-11)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/10/12
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 59, Том: 1, Страницы в выпуске: 8-11
Автор: Королева Светлана Борисовна
доктор филол. наук, доцент , Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород
Автор: Полозова Ксения Александровна
магистрант , Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород
Анотация: Рассматриваются особенности комиксов как учебного материала при обучении русскому языку как иностранному. Анализируются материалы интернет-ресурсов, которые могут быть использованы для работы с комиксами на занятиях РКИ. Предлагаются приемы работы с комиксами на разных этапах урока для различных уровней обучения.
Ключевые слова: методика обучения русскому как иностранному; комиксы; приемы обучения;
Данные для цитирования: Полозова Ксения Александровна . КОМИКСЫ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ИСТОЧНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ (8-11). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/10/12; 59(1):8-11

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. 2. Вронский О. Г. Научно-инновационная деятельность педагогического вуза: традиции, проблемы, перспективы // Выпуск VII международной научно-практической конференции. Тульский государственный, педагогический университет, Тула, 2012. – C. 81 - 84. 3. Комикс // Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов русского языка. М.: Эксмо, 2008. 672 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20317 4. Осмоловская И. М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с. 5. Федосеенко М. А. Комикс на уроках английского языка. URL: https://worldofteacher.com/1022-63.html 6. https://www.russianforfree.com/comics-inrussian.php 7. https://www.russianforfree.com/garfielda002en-19g78.php
8 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
развития дошкольников и использования средств
истории и культуры. Управление этим процессом
требует выстраивания специальной педагогической
системы и организации с детьми образователь но -
познавательной, экскурсионной, творческой,
игровой, п роектной и других видов деятельности,
активное вовлечени е родителей. К омплексный
подход к планированию и организации процесса
познавательного развития с соблюдением
основных педагогических принципов п озволяет
полноценно раскрыть гражданско -патриотические
качества в детях, помогает им глубже осознать и
понять ис торию и культу ру своей страны, родного
края, народа.

Список литературы
1. Павлова Л.Н. Управление развитием
детского коллектива // Наука и школ а. – 2008. – №
6. – С. 55 -56.
2. Рудко Т.И. Стадии разви тия
познавательного интере са у детей старшего
дошкольного возраста [Эл ектронный ресурс]. –
Режим доступа: URL : https ://nauka -rastudent .ru
(17.09.2020).
3. Федеральный государственный
образовательный с тандарт
дошкольного образования / Утверждён приказом
Мин истерства об разования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 .

КОМИКСЫ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ИСТОЧНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Королева Светлана Борисовна
доктор филол. наук, доцент
Нижегородски й государств енный лингвистический
университет им. Н.А. Добролюбова
г. Нижний Новгород
Полозова Ксения Александровна
магистрант
Нижегородский государственный лингвистический
университет им. Н.А. Добролюбова
г. Нижний Новгород

TEACHING RUSSIAN (AS A FOREIG N LANGUAGE ) THROUGH COMICS :
SOURCES AND TECHNIQUES

Koroleva Svetlana
Doctor of Philology , Docent
Linguistics University of Nizhny Novgorod,
Nizhny Novgorod
Polozova Ksenia
Master of Philosophy student
Linguistics University of Nizhny Novgorod,
Nizhny No vgorod
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.59.285
Аннотация
Рассматриваются особенности комиксов как учебного материала при обучении русскому языку как
иностранному. Анализируются материалы интернет -ресурсов, которые могут быть использованы для
работы с комиксами на занятиях РКИ. Предлагаются приемы работ ы с комиксами на разных этапах урока
для разли чных уровней обучения.
Abstract
The pa per presents peculiarities of comics as a special teaching material to be used at classes of Russian as a
foreign language. Materials of different Internet sources (contain ing Russian comics) are analyzed from the poin t
of view of their usefulness for arra nging communication in the classroom. Particular techniques of using comics
for classes of Russian as a foreign language are offered.
Ключевые слова: методика обучения русс кому как иностранному; комиксы; приемы обучени я;
Keywords : methodology of teaching Russian as a foreign language; comics; teaching techniques.

В связи с интернационализацией образования,
внедрением концепции непрерывного образования,
психосоматическими изменениями в реакциях
молодежи, связанными с работой с потоками
информации в интернет -прост ранстве, с
переори ентацией на быстрый и поверхностный
охват больших массивов материала, изучение
русского языка как иностранного требует новых
подходов к учебному п роцессу, а также разработки
дополнительных мат ериалов [2, c. 81]. Существует
устойчивая тенденция представлять информацию
фрагментарно с акцентом на ее количество, а не на
качество. «Клиповое мышление» обусловливает
необходимость внедрять новые приемы обуч ения.
Для эффективного обучения студентов с
«клиповым мышлением» представляется
целесо образным использовать в качестве
наглядности комиксы.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 9
Нагля дность, как известно, является одним из
базовых средств организации учебно -
познавательного процесса – в том чи сле, и
интенсификации процесса обучения иностр анному
языку [4]. Средства наглядности разделя ют на две
большие группы: языковую и неязыковую
нагляд ность [1, c. 152]. Комиксы относят к
способам представления неязыковой наглядности –
наравне с картинками, кин офильмами и т.д. [1, c.
152]
Под комиксами мы понимаем «серию
рисунков с текстом, образующую связное
повествование, обычно приключенческого или
юм ористического характера» [3]. Они сочетают в
себе особенности художественной литературы и
изобразительного иск усства. Комиксы являются
аутентичным материало м, поэтому использование
их на уроке русского языка позволяет ра звивать не
только грамматические и л ексические навыки, но и
формировать речевые умения, саму
коммуникативную компетенцию. Тот факт, что
комиксы им еют визуальный компонент
содержания и что визу альный и текстовый
ком поненты соединены и взаимодополняют друг
друга и, в то же время, могут быть ле гко отделены
друг от друга, работает также на развитие на основе
работы с комиксами коммуникативной
компетенци и.
Комиксы представляют интерес и с точки
зре ния возможностей расширения
лингвостранове дческого кругозора обучающихся.
В комиксах, как правило, используются слова и
выражения, свойственные разговорной речи:
например, идиомы, сокращенные формы,
отдельные с ленговые фразы, а также выражения,
которые тре буют фоновых знаний о культуре.
Некоторые коми ксы соотносятся с классическ ими
текстами кул ьтуры и отсылают к ее прецедентным
явлениям.
Более того, поскольку в комиксах, как
правило, содержится комический момент ,
следовательно, их применение в методологичес ких
целях будет иметь тот же эффект, что и игры: в
творчески -игровой форме стимулировать
студентов к речевой деятельности, к общению.
Как утверждает М. А. Федосеенко, работа с
комиксами на уроках иностранного я зыка может
быть использована в качестве дополн ительного
материала для развит ия умений читать, писать,
слушать и говорить на иностранном языке [5] . Для
развития умения читать комиксы могут быть
использованы как основной или дополнительный
текст. В качестве дополнительного материала
используют так назыв аемые комикстрипы,
состоящие из трех -четырех к адров и имеющие
юмористическую составляющую. В данном случае
студенты запоминают новые слова, а также учатся
понимать юмор на изучаемом иностранном языке.
В отношен ии изучения русского языка как
иностранного зд есь следует остановиться на
использовании мате риала, представленного на
сайте Learn Russia n with comics [6] . Сайт содержит
много комиксов для начинающих, а также для
обучающихся продвинутого уровня. Все комиксы
состоят из трех картинок с репликами героев. Для
элементарного уровня рационально использов ание
комикс ов про кота Гарфилда, так как лек сика и
ситуации соответствуют требованиям,
предъявляемым именно к этому уровню владения
языком.
Остановимся подробнее на работе с комиксом
про Г арфилда №2 [7] . Как пр едставля ется, его
можно использовать не только в качестве
дополнительного лексического мат ериала, но и в
качестве опорного текста для выработки
фонетических навыков или же аутентичного текста
для обсуждения, то есть формирования речевого
умения говорить .
В начале занятия по теме «Одежда» после
речевой или фонетической разминки для
концентрации внимания студентам можно
предложить текст данного комикса. Студентам
предлагается прочитать текст про себя и ответить
на вопрос: «Что не понравилось Гарфилду?» После
прочтения студенты отвечают на поставленный
вопрос. Далее следует вопрос проблемного
хара ктера: «Почему?» Организуется общая или
парная дискуссия. За ними следует работа,
организующая коммуникативно направленн ые
задания (для развития устной речи) вокруг т емы
«Домашние животные». Она может проходить к ак
в игровой форме (опросник , заранее состав ленный
преподавателем и далее доклад о результатах
опроса), так и в форме фронтальной работы.
Примеры вопросов: «У вас е сть дома животные?»
Если ответ «да»: «Вы когда -нибудь одеваете их?
Когда и зачем?» Если отве т снова «да»: «Какую
одежду вы на них надева ете?», «Им нравится этот
процесс?», «Почему, как вы думаете?» Если ответ
на первый вопрос «нет»: «Что вы думаете, когда
видите собак и кошек в одежде?» «Как вы думает е,
животным нр авится одеваться?» «Почему?» Если
ответ на второй вопрос «нет»: «Почему вы н икогда
не одеваете своих домашних животных»? Далее
следует последний вопрос из предыдущей серии.
Данный материал не толь ко мотивирует студентов
к изучению русского яз ыка и концентрирует на
теме урока, но и развив ает навыки говорения.
Для базового и первого сертификационного
уровня подойдут комиксы про Дилберта - офисного
работника и его жизнь, представленные на этом же
сайт е. Эти комиксы написаны в разговорном и
официа льно -деловом стилях, что позволяет
развивать у учащихся дискурсивную компе тенцию,
а также совершенствовать лексико -грамматические
навыки. В комиксе №1 присутствуют разговорные
слова, что предоставляет возможнос ти для
расширенного изучения лексики русского языка
[8].
Интересный материал дает страница в
социальной сети Facebook «Мой русский язык » [9] .
На ней представлены комиксы, которые
пересказывают краткое содержание классических
произведений великих русских п исателей (Л.Н.
Толстой «Война и Мир», Н.В. Гог оль «Шинель»,
М.А. Булгаков «Собачье сердце»). Данный вид

10 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
комиксов зн акомит студентов с ру сской
литературой и развивает культурологическую
компетенцию. Такие комиксы могут быть
использованы на уроке в качестве базового текста
для чтения. Комикс по одноимен ной повести М.А.
Булгакова «Собачье сердце» содержит в себе
краткое описание самой повести с картинками.
Можно было бы предложить следующую
последовательность заданий к этому комиксу.
Перед внимательным изучени ем комикса
студентам следует предложить прочит ать название
текста и посмотреть все его карти нки с такой
задачей: предпол ожить, что это з а история, о чем
она. Затем на доску можно выписать слова, с
которыми у студентов могут возникнуть трудности,
в частност и, медицинские термины (гипофиз,
железы внутре нней секреции) – естественно,
сопроводив их со ответствующей семантизацией
(иллюстрациями в случае пояснения медицинских
терминов). Третьим этапом студентам предлагается
прочитать текст комикса про себя, чтобы о тветить
на вопрос «Остался ли доволен профессо р
Преображенский своим экспериментом?»
После прочтения и ответов на вопрос студенты
выполн яют послетекстовые упражнения.
Упражнение 1. Допишите предложения.
Эксперимент удался: Шарик постепенно …
Преображенский гордится свои м детищем. Он
сделал …
Наш герой становит ся …
Профессор понимает, что …
Пес не помнит ничего, что с ним происходило,
и …
Упражнение 2. Задайте вопрос к
предложению.
Действие происходит в Москве зимой.
Профессор Преображенский находит способ
омоложения организма.
Швондер оказывает дурное влияние на
Шарикова.
Дерзкий поступок Клима стал последней
каплей.
Профессор и его помощник за 10 дней
возвращают естественный вид Шарикову.
Упражнение 3. Перескажите текст, опираясь
на следующие вопросы.
1. К огда происходит действие?
2. Что придумал и ос уществил профессор
Преображенский?
3. В кого превратился Шарик?
4. Какое имя он себе придумал?
5. Кто враг профессора?
6. Кем назначили Шарикова?
7. Какое поведение недопустимо для
профессора?
8. Какой дерзкий поступок совершил Клим?
9. Что решил сделать п осле этого профессор?
10. Помнит ли Шарик, что с ним происходило?
В данном случае вопросы сначала
обсуждаются все вместе, на доску выписываются
ключевые слова по каждому вопросу, а уже после
этого выборочно 2 -3 студента пересказывают текст
(по цепочке).
Упражнение 4. Как вы думаете, что бы было,
если бы Шарик так и остал ся человеком?
Перепишите концовку повести. Обоснуйте свой
выбор.
Такая работа с комиксами позволит
комплексно развивать умения чтения и говорен ия,
а также совершенствовать социокультурную
компетенцию через знакомство с пр оизведениями
русских авторов.
Для развития умения писать на иностранном
языке можно использовать комикс без надписей. В
этом аспекте обучения русскому языку как
иностранному рек омендуется использовать
материал, представленн ый на сайте Make Beliefs
Comix [10] . Студентам можно предложить сам им
придумать ситуацию, героев и написать им
реплики. Данный вид работы варьируется в
зависимости от цели занятия: отработать
построение вопросо в, грамматические времена,
фразеологические об ороты, развить письменную
речь и т.д. В соотве тствии с этим, учащие ся
заполняют реплики согласно конкретно
поставленной задаче преподавателя и теме урока.
Такого типа задания хороши и тем, что они
заключают мом енты, связанные как с
возможностью организации групповой или
индивидуальной проектной деятел ьности, так и с
возмо жностью проблематизации мышления или же
стимулирования речевой деятельности через игру.
Студентам можно предложить на дом такого
типа задание: создать на данном сайте свою
рисованную смешн ую истор ию «Это было в поезде
(автобусе/ самолете/ метро)», состоящ ую из 4 -5
картинок (можно больше). На занятии каждый
студент представляет свой комикс, зачитывает его,
а другим студентам дается задание и выбо рочно (по
заданию преподавателя) рассказать, в чем эта
история смешная. Такая организация ра боты
студентов направ лена на развитие умений как
письма, так слушания и говорения, а также на
развитие личности обучающихся: их воображения,
чувства юмора, творческ их способностей.
Таким образом, комиксы являю тся таким
средством обучения иностранному языку (в том
числе, русск ому языку как иностранному), которое
максимально отвечает потребностям современного
студента. Имеются в виду общие психологические
потребности, такие как быстрота перемещения
внимания, схва тывание «поверхности» текста, а
также потребно сти когнитивного план а:
познавание через активную вовлеченность в
достраивание текста, через игровые формы работы
с текстом, через зрительно -образное, а не только
логическое текстоориентированное восприятие. В
современных условиях обучения использование на
уроках РКИ упомянуты х в статье электронных
ресурсов с комиксами, оформленными на русском
языке, представляется и перспективным, и
необходимым.

Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь
методи ческих терминов и понятий (теория и

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 11
практика о бучения языкам). – М.: Издательство
ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Вронский О. Г. Научно -инновационная
деятельность педагогического вуза: традиции,
проблемы, перспективы // В ыпуск VII
международной научно -практической
конференции. Тульский государственный,
педагогический ун иверситет, Тула, 2012. – C. 81 -
84.
3. Комикс // Комлев Н. Г. Словарь
иностранных слов русского языка. М.: Эксмо, 2008.
672 с. Электронный ресурс. Режим досту па:
https ://dic .academic .ru/dic .nsf /dic _fwords /20317
4. Осмоловская И. М. Н аглядные методы
обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2009. – 192 с.
5. Федосеенко М. А. Комикс на уроках
англи йского языка. URL :
https ://worldoft eacher .com /1022 -63. html
6. https ://www .russianforfree .com /comics -in-
russian .php
7. https ://www .russianforfree .com /garfield -
a002 en-19g78. php
8. https ://www .russianforfree .com /dilbert -
a001 en-19g78. php
9. https ://www .facebook .com /moirussianlangua
ge/posts /2303691656563928
10. https://www.makebeliefscomi x.com/

УДК 378.1.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ ИНОСТРАННЫМ СЛУШАТЕЛЯМ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО МЕДИЦИН СКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Котлова Л.И.,
Смолянюк Т.А.,
Бессонова Н.С.
ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет,
Россия, г.Тюмень

Аннота ция
В ст атье авторы делятся опытом работы с иностранными слушателями подготовительного отделения
ТюмГМУ с целью успешного изучения химии. Применяются как классические, так и современные методы
изучения дисциплины с применением эл ектронной образовательной системы.
Annotation
In the article, the authors share their experience of working with foreign students at the preparat ory
department of Tyumen S tate Medical University in order to successfully study chemistry. Both classical and
modern methods of studying the dis cipline are applied using the electronic educational system.
Ключевые слова : обучение, химия, иностранные слушатели, визуализация, электронная
образовательная система.
Key words : teaching, chemistry, foreign students, visualization, electronic educational system.

В сложной обстановке международных
отношений Росси и с западным миром наша страна
остается привлекате льной образовательной средой
для студентов стран ближнего и дальнего
зарубежья. В последние годы прием иностранных
студентов осуществл яют не только столичны е
вузы, но и региональные. В Тюменский
медицинский университет пытаются поступать
абитуриенты из стр ан Азии, Африки, Латинской
Америки. Вступительный экзамен проводится в
тестовом режиме по заданиям, аналогичным ЕГЭ.
Для адаптации к условиям проживания в Р оссии,
системы обучения в университете, освоения
русского языка создан и успешно действует отдел
дов узовской подготовки, организовавший учебный
процесс по русскому языку, биологии и химии.
Учитывая различный уровень школьной
подготовки по химии, нами разра ботаны учебно -
методические комплексы программ дисц иплины в
объеме 252, 196 учебных часов.
Основные используемые формы обучения
иностранных слушателей – лекции с
мультимедийным сопровождением, семинарские
занятия, управляемая самостоятельная работа и
контр оль за выполнением домашней работы,
выполнение инд ивидуального задания по каждой
теме. Для успешного освоения дисциплины нами
разработаны учебно -методические пособия в трех
частях: «Теоретические основы химии»,
«Неорганическая химия», «Органическая химия».
В каждую тему включены не только
информационный б лок химической части, тестовые
задания, задачи, но и лексические упражнения по
русскому языку (рис.1). Для каждого занятия
выделены существительные, причастия, глаголы,
устойчивые словосочетания, позволяющи е лучше
усвоить учебный материал. Особое внимание
уделяется визуализации учебной информации,
позволя ющей решить целый ряд задач:
обеспечение интенсификации обучения;
активизация учебной и познавательной
деятельности; формирование и развитие
критического и визуального мышления,
зрительного восприятия, обра зного представления
знаний и учебных действий. В лекционной части
изучения темы нами максимально использованы
схемы, таблицы (рис.2), по окончании каждому
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×