Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕ РЕЧИСТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ) (24-27)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.52.148
Дата публикации статьи в журнале: 2020/03/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 52, Том: 2, Страницы в выпуске: 24-27
Автор: Перевалова Вероника Николаевна
Тихоокеанский Государственный Университет , Хабаровск
Автор: Ларина Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, Тихоокеанский Государственный Университет , Хабаровск
Анотация: В данной статье обоснована важность нейропсихологического обследования в логопедической практике. В статье проанализированы и обобщены результаты проведенного нейропсихологического и логопедического обследований дошкольников со стертой формой дизартрии.
Ключевые слова: дети с ОВЗ; стертая дизартрия; нейропсихологическая диагностика; диагностика интонационной стороны речи;
Данные для цитирования: Ларина Елена Анатольевна . НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕ РЕЧИСТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ) (24-27). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/03/10; 52(2):24-27 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.52.148

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Абрамова А.Ю. Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3 до 18 лет– М.: «Норма плюс». 2018. –64 с. 2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель. 2008. – 343 с. 3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 384 4. Земцева И.Ю. Нарушением речевого развития. Дизартрия / Безрукавая Е.М., Исаева Н.Ю.// Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании – сборник статей международной научно-практической конференции – Уфа: «Аэтерна», 2020– 254 с. 5. Ларина Е.А. скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста // Современное образование: проблемы и перспектвы образования – Чебоксары: «Среда», 2019. – С.39-55 6. Перевалова В.Н. Формирование темпо– ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на логопедических занятиях/ Ларина Е.А.// Научные инновации: итоги и перспективы – сборник статей материалов всероссийского конкурса – Уфа: «НИЦ Вестник науки», 2020. – 77 с.
24 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБ СЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С О ВЗ
(НАРУШЕНИЕ РЕЧ И-СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ)

Перевалова Вероника Николаевна
Студент
Тихоокеанский Государственный Университет
г. Хабаровск
Ларина Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент
Тихоокеанский Государственный Университет
г. Хабаровск
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.52.148
NEUROPSYCHOLOGICAL A ND LOGOPEDIC EXAMINATI ON OF CHILDREN WITH
DISABILITY (SPEECH D ISTURBANCE - ERASED D YSARTRY)

Perevalova Veronika Nikolaevna
Student
Pacific National University, Khabarovsk
Larina Elena Anatolyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Pacifi c National University , Khabarovsk

Аннотация
В данной статье обоснована важность нейропсихологического обследования в логопедической
практике. В статье проанализированы и обобщены результаты проведенного нейропсихологического и
логопедического обследований дошкольников со стертой формой диз артрии.
Abstract
Th is article substantiates the importance of neuropsychological examination in speech therapy practice. The
article analyzes and summarizes the results of a neuropsychological and speech therapy examination of preschool
children with an er ased form of dysart hria.
Ключевые слова: дети с ОВЗ; стертая дизартрия; нейропсихологическая диагностика; диагностика
интонационной стороны речи.
Key words: children with disabilities; erased dysarthria; neuropsychological diagnosis; diagnosis of the
inton ational side of spe ech.

Введение. В настоящее время отмечается
непрерывный рост количества детей с различными
аномалиями развития, которые серьезно
сказываются на всем становлении личности
ребенка. Зачастую нарушения настолько серьезны,
что дети приобрет ают статус лиц с ОВЗ. ОВЗ –
ограниченные возможности здоровья, к лицам с
ОВЗ относятся те, кто имеет недостатки в
физическом и (или) психическом развитии и
нуждающиеся в создании специальных условий
обучения и воспитания. К ограничениям
возможностей здоров ья относятся: нарушения
слуха; нарушения зрения ; тяжелые нарушения
речи ; нарушения опорно -двигательного аппарата;
задержка психического развития; расстройства
аутистического спектра; интеллектуальная
недостато чность.
В данной статье обращается внимание на
стертую дизартрию у детей дошкольного в озраста
– нарушение, которое относится к тяжелым
речевым патологиям; дети со стертой формой
дизартрии входят в категорию лиц с ОВЗ. Стертая
дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в
расстройствах фонетического и просодического
компонентов речевой функциональн ой системы и
возникающая вследствие невыраженного
микроорганического поражения головного мозга
(Л.В. Лопатина). Стертая дизартрия является одним
из наиболее часто встречающихся речевых
нарушений в логопедическ ой практике. Для детей с
данным нарушением хара ктерно: расстройство
артикуляционной моторики, тонуса мышц, стойкое
нарушение звукопроизношения, невнятная и
невыразительная речь, зачастую отмечаются
нарушения ф онематического слуха, нарушение
лексико -граммат ического компонента языка и
другие [2, c. 7].
Существует несколько форм стертой
дизартрии, в каждой из которых отмечается разное
состояние речевой мускулатуры. Выделяют
следующие формы стертой дизартрии: стерт ая
форма корковой дизартрии -при данной форме
отмечается оральная апраксия и гипертонус мышц
артикуляционного аппарата; стертая форма
подкорковой (экстрапирамидной) дизартрии –
симптомами является меняющийся характер тонуса
мышц речевого аппарата, то есть, в клинической
картине возможны различные вариан ты:
гипертонус, гипотонус, а также дистония мыш ц;
стертая форма псевдобульбарной дизартрии -
является наиболее часто встречающейся в детской
практике, характерным для нее является
артикуляционная диспраксия (н арушение
произвольных движений) при этом
непрои звольные движений остаются сохранными.
Данная ф орма подразделяется на стертую форму

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 25
псевдобульбарной дизартрии с преобладанием
спастического компонента (повышенный тонус,
наиболее часто встречающаяся) и с прео бладанием
паретического компонента (пониженный тонус,
отмечается редко); смешанная форма стерт ой
дизартрии, при которой наблюдаются проявления
разных форм дизартрии, следовательно, может
быть, как повышенный тонус речевой
мускулатуры, так и пониженный [ 6, с. 61 ].
У детей с дизартрией вследствие
органич еского поражения центральной нервной
системы нарушается не только устная речь. При
дизартрии отмечается многообразная неречевая
симптоматика, включающая нарушения ряда
психических и моторных функций. В связи с этим
дети со стертой дизартрией нуждается в
дл ительном, систематическом логопедическом
сопровождении. Успех логопедического
воздействия в большей степени зависит от качества
сопроводительного маршрута, в котором должна
быть учтена структура речевого дефек та, его
особенности и влияние на развитие ребен ка.
Правильная диагностика позволяет определить и
обосновать методы и пути образования ребенка,
выстроить работу в соответствии с его
индивидуальными особенностями.
Опытно -экспериментальное исследование
Диагно стика проводилась на базе МАДОУ №
184 города Ха баровска в феврале 2020 года. В
состав исследуе мой группы вошла группа детей 5 -
6 лет с неврологическим диагнозом: стертая форма
дизартрии и логопедическим заключением: ОНР III
уровня.
Для углубленного патоген етического
изучения, для описания синдромальной картины
детей со стертой формой дизартрии, пом имо
логопедического обследования просодической
стороны речи, нами дополнительно была проведена
нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихологическое изучение поз воляет: понять
мозговые механизмы различных нар ушений
развития и определить причины трудностей в
обучении; расширить спектр диагностических
методов; проанализировать структуру дефекта
пострадавшей функции (выделение первичных и
вторичных симптомов) для пон имания
компенсаторных перестроек и выбора метод ов
направленного воздействия; выбирать
оптималь ные методы коррекционной работы с
опорой на закономерности межзональных
взаимодействий в мозге [3, c. 11].
Для обследования группы респондентов нами
была использо вана нейропсихологическая
диагностика высших пс ихических функций детей с
3-х до 18 -ти лет Абра мовой А.Ю. и скрининг -
диагностика интонационной стороны речи у детей
дошкольного возраста Лариной Е.А.
Диагностика Абрамовой А.Ю. включает в
себя:
– исследование латеральных предпочтений и
доминантности полуш арий;
– исследование умственной
работоспособности;
– исследование движений и действий;
– исследование гностической сферы;
– исследование речевой сферы;
– исследование мнестической сферы;
– исследование мышле ния.
Так как мы проводили обследование
дошкольн иков со стертой формой дизартрии, у
которы х один из основных проявлений
нарушенного развития это расстройство
просодической стороны речи, мы посчитали
необходимым уделить внимание данному
компоненту речевой системы и включили в процесс
исследования диагнос тику Лариной Е.А., которая
включает в себя следующие напр авления:
– исследование процессов восприятия и
воспроизведения мелодических рисунков фраз;
– определение возможности использования
интенсивно сти при воспроизведении
интонационных конструкций (ИК);
– выявление особенностей темпоритмической
организации речи;
– диагностика чувства ритма;
– исследование восприятия и воспроизведения
логического и словесного ударения;
– определение особенностей паузирования;
– выявление особенностей тембра [5, с. 40 -41].
Результаты исследования
Ниже на рисунке представлены результаты
проведенного нейропсихологического
обследования и выделены разделы, в которых
респонденты испытывали наибольшие трудно сти.

26 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
Рисунок 1. Сводная диаграмма выявленных типологических нарушений у дошкольников со стертой
дизартрией в процессе пров едения нейропсихологического обследования

Результаты исследования показали, что 80%
детей экспериментальной группы испытывали
особые трудности при выполнении заданий по
исследованию движений и действий . В этом
разделе отм ечались нарушения при выполнении
заданий по диагностике орального праксиса. У
детей отмечались не четкие, не выраженные
движения органов артикуляции, тремор кончика
языка, синкинезии, трудности переключения с
одной артикуляции на другую , повышенная
саливация, что свидетельствует об органической
патологии при дизартрических нарушени ях. 60%
респондентов совершали ошибки при
исследовании устной речи. При выполнении
заданий на понимание предложных конструкций
отмечалось, что дети не понимают
пространственные конструкции с предлогом «за».
При пересказе текста не понимали марали рассказа,
с трудом составляли рассказ по сюжетной картине,
не дифференцировали изображенные в ней эмоции.
Также у 60% из всех участников
экспериментальной группы были о тмечены
нарушения при обследовании мнестической
функции. У детей снежен объем запоминания слов
на слух, пробу на двигательную память дети либо
не могли выполнить, либо выполняли ее неверно.
При выполнении пробы по оценке зрительной
памяти отмечались частые замены.
Ниже, на рисунке 2, представлены
обобщенные данные нарушений интонационной
стороны речи у детей, имеющих стертую
дизартрию.

Рисунок 2. Сводная диаграмма выявленных типологических нарушений интонационной стороны речи у
дошкольников со стертой д изартрией

Исходя из данных представленных на рисунке
2, можно сделать вывод, что наибольшие трудн ости
респонденты испытывали при выполнении заданий
на исследование мелодического компонента
0% 40%
80%
30% 60%
60%
30%
Нарушения выявленные при
определении латеральных
предпочтений и доминантности
полушарийНарушения умственной
работоспособности
Нарушения движений и действий
Нарушения гностической сферы
Нарушения речевой сферы
Нарушения мнестической сферы
70%
20%
40%
60%
30%
30%
60%
Нарушение мелодического
компонента речи
Нарушение интенсивности
речи
Нарушение темпа речи
Нарушение ритма речи
Нарушение логического
ударения
Нарушение паузации
Нарушение тембра речи

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 27
просодии, ритмического компонента и тембра речи.
Эти трудности пр оявлялись в невнятности,
монотонности и в общей невыразительности речи,
частых ошибках восприятия, воспроизведения и
дифференциации интонационных конструкций,
сложности вариабельности мелодических
компонентов (повышения и понижения тона
голоса), невозможно сти правильного
воспроизведения ритмических серий (особенно
сложных), нарушении тембровых компонент ов,
отмечалась «сдавленность» голоса, небольшая
«охриплость», невозможность изменения
тембровых характеристик голоса. Также для всех
респондентов группы хара ктерным являлся
ускоренный темп речи.
Вывод. Нейропсихологическая диагностика
подтвердила искомые р езультаты логопедического
обследования и дала возможность глубже
определить топику поражения головного мозга. На
основе анализа результатов нейропсихологичес кой
диагностики было выявлено, что у детей со стертой
формой дизартрии в большей степени страдают
премоторные зоны головного мозга и височные
доли головного мозга, правого и левого полушария.
Первично страдает моторная организация речевого
акта. Результаты углубленного просодического
обследования выявили вторично
несформированную мелодико -интонационную
сторону речи. Данные результаты очень важны для
логопедической работы, так как они позволяют
более точно определить необходимые методы и
приемы работы для то го, чтобы построить более
качественный маршрут сопровождения
дошкольников со стертой дизартрией, в процессе
которого будут развиваться речь, ее просодическая
сторона и другие недостаточно сформированные
высшие психические функции, что положительным
образом повлияет на гармоничное развития детей
со стертой дизартрией.

Список литературы
1. Абрамова А.Ю. Нейропсихологическая
диагностика высших психических функций детей с
3 до 18 лет – М.: «Норма плюс». 2018. –64 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.
М.: АС Т: Аст рель. 2008. – 343 с.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. –
М.: АСТ: Астрель , 2005. – 384
4. Земцева И.Ю. Нарушением речевого
развития. Дизартрия / Безрукавая Е.М., Исаева
Н.Ю.// Фундаментальные и прикладные
исследования в науке и образовании – сборник
статей международной научно -практической
конференции – Уфа: «Аэтерна», 2020 – 254 с.
5. Ларина Е .А. скрининг -диагностика
интонационной стороны речи у детей дошкольного
возраста // Современное образование: проблемы и
перспектвы образования – Чебоксары: «Среда»,
2019. – С.39 -55
6. Перевалова В.Н. Формирование темпо –
ритмической организации речи у детей
дош кольного возраста со стертой формой
дизартрии на логопедических занятиях/ Ларина
Е.А.// Научные инновации: итоги и перспективы –
сборник статей материалов всероссийс кого
конкурса – Уфа: «НИЦ Вестник науки», 2020. – 77
с.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕМЫ Л ЮБВИ В АВТОРСК ОМ УЧЕБНО -БЕЛЛЕТРИСТ ИЧЕСКОМ
ТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ИНОСТРАННОЙ АУД ИТОРИИ НА УРОВНЕ ВЛА ДЕНИЯ
РУССКИМ ЯЗЫКОМ B1-C1

Пузырева Ольга Григорьевна
Соискатель
Федеральн ого госуд арственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Государств енный институт русского языка им. А .С. Пушкина »
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.52.147
INTERPRETATION OF TH E THEME OF LOVE IN T HE AUTHOR'S EDUCATIO NAL AND
FICTION TEXT OF THE TEACHER FOR A FOREIG N AUDIE NCE AT THE LEVEL OF RUSSIAN
LANGUAGE PROFICIENCY B1 -C1

Puzyreva Olga Grigoryevna
Applicant
of the Federal State Budget Educational Institution
of Higher Education
«Pushkin State Russian Language Institute»

Аннотация
Статья посвящена интерпретации темы лю бви в авторском учебно -беллетристическ ом тексте
преподавателя для иностранной аудитории на уровне владения русским языком B1-C1 как ключевого
ценностно -смыслового понятия русской ментально -языковой картины мира. Привод ятся психолого -
педагогические, методич еские и философские аргументы необходи мости включения данной темы в
предлагаемый цикл новелл. Особое внимание уделяется тому, как речевой и «креативно -двигательный»
(С.В. Дмитриев) диалог ситуации влюблённости взаимосв язан с окружающим социокультурным
прос транством.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×