Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» (35-40)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.53.179
Дата публикации статьи в журнале: 2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 53, Том: 4, Страницы в выпуске: 35-40
Автор: Герасимова Ирина Евгеньевна
ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» , Княгинино
Анотация: В связи с появлением стандартов нового поколения, современная система образования претерпевает значительные изменения, которые направлены на поиск новых подходов к обучению. К сожалению, качество подготовки выпускников профессиональных учебных заведений все еще не соответствует уровню развития современных технологий. Данная статья посвящена проблемам оценки компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «История».
Ключевые слова: история; студент; оценка; стандарт; компетенция; образовательный процесс; преподаватель ;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика [Текст] / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова// История. – 2006. - №19. – с. 43-49. 2. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении роли и механизмах подготовки научнопедагогических кадров в высшем учебном заведении [Текст]/ С.Д.Резник, Е.С. Джевицкая// Гуманитарные научные исследования. 2014, №12-1 (40). - С. 125-135. 3. «Положение о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ngiei.ru 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.04. 2014г. № 383 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 5. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 119-134.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 35
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННО СТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПР ОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Герасимова Ирина Евгеньевна
старший преподаватель истории и общественных дисциплин.
Институт транспорта, сер виса и туризма,
ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно -экономический университет»
г. Княгинино
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.4.53.179
ASSESSMENT OF COMPET ENCE FORMATION IN THE COURSE OF STUDYING THE
DISCIPLINE " HISTORY »

Irina Gerasimova
senior teacher of history and social Sciences.
Institute of transport , service and tourism,
Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics»
Knyaginino

Аннотация
В св язи с появлением с тандартов нового поколения, современная система образования претерпевает
значительные изменения, которые направлены на поиск новых подходов к обучению.
К сожалению, качество подготовки выпускников профессиональных учебных заведений все е ще не
соответствуе т уровню развития современных технологий.
Данная статья посвящена проблемам оценки компетенций студентов в процессе изучения
дисциплины «История».
Abstract
Due to the emergence of new generation standards, the modern education system is undergoing significant
changes that are aimed at finding new approaches to learning.
Unfortunately, the quality of training of graduates of professional educational instituti ons still does not match
the level of development of modern technologies.
This a rticle is devoted to the problems of assessing the competence of students in the course of studying the
discipline "History".
Ключевые слова : история, студент, оценка, стандар т, компетенция, образовательный процесс,
преподаватель
Keywords : history, student , assessment, standard, competence, educational process, teacher

Дисциплины гуманитарного цикла, в первую
очередь такая, как «История», и в советское время,
когда образование было нацелено на получение
знаний, а не на оказание образовательных услуг, не
было в почете у студентов технических
специальностей. Сегодня на фоне
мировоззренческих изменений, отсутствия
мотивации в условиях катастрофиче ской нехватки
времени, отсутствия навыков самостоятельной
работы, а также внутренней неорганизованности,
студенты испытывают серьезные затруднения при
изучении истории [1, с.43].
Изучение истории, согласно требованиям
стандартов нового поколения, должно
способствовать формированию ответственности,
умению анализировать ситуации в современном
мире, принимать оптимальное решение, умению
отстаивать свою собственную точку зрения, а также
сформировать у обучающихся профессиональное
мышление [4]
Также такая дисцип лина, как «История»,
должна формировать у студентов основные
общекультурные компетенции, которые
направлены на фор мирование определенных
знаний, умений и навыков.
На занятиях по истории они должны научиться
организовывать собственную деятельность,
принима ть решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность, ориентироваться в условиях
част ой смены технологий в профессиональной
деятельности [4].
В связи с этим, возникает проблема
преподавания истории в рамках ФГОС и перед
педаго гами встает ряд вопросов:
1. Как организовать учебный процесс, исходя
из основных требований стандарта нового
пок оления?
2. Каким должно быть современное занятие?
3. Как модифицировать облик истории,
использовать новые методы, экспериментировать с
истори ческим материалом, чтобы современное
занятие было направлено на формирование
компетенций?
Отвечая на первый вопро с, стоит отметить
следующее:
Во -первых, при организации учебного
процесса, нужно рационально распределять
учебные часы по изучаемым разделам дисциплины
«История», а последовательность тем,
предлагаемых к изучению, должна быть
направлена на качественное ус воение учебного
материала.

36 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Во -вторых, преподавателю необходимо иметь
перечень практических занятий, которые
направлены на процесс научного поз нания и
теоретического обоснования профессиональных
задач.
Немаловажным является вопрос об
организации самостоятел ьной работы. Согласно
требованиям федеральных государственных
стандартов образования к подготовке специалистов
среднего звена, она должна быть направлена на
закрепление умения поиска, накопления и
обработки научной информации [4].
В третьих, преподаватель обязан
предусмотреть активные и интерактивные формы
проведения учебных занятий, а также современные
методы и средства обучения, потому что
исп ользование активных педагогических
технологий на занятиях истории способствует
самостоятельной оценке исторических событий
учащимися, и это дает возможность говорить о
формировании сознательных, активных,
конструктивных личностей.
Отвечая на второй и трети й вопросы, стоит
отметить что, развитие любознательности каждого
студента, интереса к познавательной деятельности
является важной и необходимой задачей, стоящей
перед преподавателем.
При осуществлении образовательного
процесса педагог должен использовать различные
формы проведения занятий: дискуссии, «круглые
столы», различные деловые и ролевые игры. Также
стоит пров одить коллоквиумы и викторины, и
давать студентам творческие задания, которые
будут направленны на формирование их
самостоятельной деятельност и.
Также преподавателю необходимо проводить
открытые занятия со студентами для формирования
у них системы базовых ценностей на основе
осмысления общественного развития, осознания
уникальности каждой личности, раскрывающейся
полностью только в обществе и ч ерез общество [5
c. 57].
Согласно требованиям федерального
государственного образовательного стандарта
среднего пр офессионального образования по
специальности 23.02.03. «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта», на всех дисциплинах гума нитарного,
социально - экономического, математического и
общего естественнонаучного циклов должны
формироваться общ ие и профессиональные
компетенции. В связи с этим перед
преподавателями встает проблема, как проверить
сформировалась ли у студента компетенци я в
результате изучения его дисциплины?
Для этого преподавателями «Нижегородского
государственного инженерно -экон омического
университета» были разработаны специальные
таблицы, которые помогают преподавателям
нашего института оценить сформированность
компе тенций у студентов в начале изучения
дисциплины и в конце. Каждый преподаватель сам
разрабатывает формы и критерии оценивания
компетенций, которые должны формироваться на
занятии и включает их в таблицы.
Мной были, специально для изучения
дисциплины «Исто рия», сформированы критерии
оценивания компетенций на различных этапах их
формирования с описанием шкал оценивания
(таблица 3, 4, 5)
По результатам изучения курса студентам
представляют различные виды контроля, по
которым преподаватель может произвести
обобщенную оценку компетенций [2, c.127], а
также составить матрицу сформированности
компетенций в процессе изучения дисциплины
(таблица 1) [3, с.7 -8]. Они помогают отследить
слабые звенья, основные проблемные темы и дать
целостную оценку группы в и каждого студента в
отдельности [3, с.4].
На основании данных таблиц, было проведено
исследование, целью которого было дать нам
качественную оц енку сформированности
компетенций у студентов 2 курса технических
специальностей на начало и конец учебного года, в
рамках преподаваемой дисциплины «История».
В данном эксперименте участвовало 30
человек. Данные о проведенных исследовани ях
были обработаны и представлены в виде диаграмм
(рис.1 и рис.2)

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 37
Рисунок 1. Уровень сформированности компетенций в начале года до изучения дисциплины
«История»

Как мы можем заметить в начале учебного
года большая часть студентов, около 80% имела
нач альный уровень сформированности
компетенций, и только лишь 1% студентов имел
продвинутый уровень.

Рисунок 2. Уровень сформированности компетенц ий в конце года, после изучения дисциплины
«История».

Исходя из данных второй диаграммы, мы
можем отметить, что в конце года большая часть
студентов дошла до базового уровня
сформированности компетенций, также
повысилось число студентов с продвинутым
уровнем.
На рисунке 3, указаны темы, которые
изучаются на дисциплине «История» и этапы
формирования компетенций .
Уровень сформированности
компетенций
начальный
базовый
Продвинутый уровень
не сформирован
Уровень сформированности компетенций
начальный
базовый
продвинутый
не сформирован

38 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Рисунок 3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной п рограммы

Исходя из данных диаграммы, можно увидеть
на каких занятиях формируется та или иная
компетенция и представлены критерии оценивания
компе тенций

Рисунок 4. Формы и критерии оценивания компетенций

Из данных диаграммы на рисунке 5, можно
увидеть критерии оценивания компетенций и
уровни их сформированности.

0 2 4 6 8 10 12
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
"Круглый стол"
Дисскусия
Эссе
Доклад с презентацией
Контрольная
Тест
Зачет

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 39
Рисунок. 5. Критерии оценивания компетенций

Таблица 1.
Матрица сформированно сти компетен ций в процессе изучения дисциплины «История»

ФИО студента: ______________________________

Наименование оцениваемых пунктов
Перечень компетенций
ОК -
1
ОК -
2
ОК -
3
ОК -
4
ОК -
5 ОК -6 ОК -7 ОК -8 ОК -9
Например, работа на практических занятиях.
- ба лл

- балл

- балл


- балл

- балл

- балл

-балл

- балл

- балл

Итого:
- средний балл
- уровень
* * - Уровень: балл до 4 – уровень не сформирован: от 5 до 6 – начальный; от 7 до 8 – базовый; от 9 до 10 –
продвинутый
.
Делая вывод, из вышеизложенного, стоит
отметить, что изучение и преподавание истории
занимает особое место, поскольку в наибольшей
степени спо собствует развити ю внутреннего мира
человека, расширению его кругозора,
любознательности, дает возможность
сформировать у молодого поколения исторические
ориентиры самоидентификации в современном
0 2 4 6 8 10
ОК 9
ОК 8
ОК 7
ОК 6
ОК 5
ОК 4
ОК 3
ОК 2
ОК 1
Продвинутый
Базовый
Начальный
Не сформирована

40 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
мире и гражданскую идентичность личности.
Рассмотрев главны е аспекты препода вания
истории в рамках внедрения ФГОС, был выявлен
ряд основных проблем в изучении истории и одной
из таких проблем стала оценка сформированности
компетенций в процессе освоения дисциплины
«История».
В результате были разработана специальн ая
матрица оценки сформированности компетенций,
которая может помочь преподавателям и студентам
в учебном процессе, дав точную и компетентную
оценку основных знаний, умений и навыков.

Список литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как
преподавать ист орию в современно й школе: теория
и методика [Текст] / Е.Е.Вяземский, О.Ю.
Стрелова// История. – 2006. - №19. – с. 43 -49.
2. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении
роли и механизмах подготовки научно -
педагогических кадров в высшем учебном
заведении [Текст] / С.Д.Резник, Е.С . Джевицкая//
Гуманитарные научные исследования. 2014, №12 -1
(40). - С. 125 -135.
3. «Положение о фонде оценочных средств для
проведения текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся» [Электронный
ресурс]. – Режим досту па: http://ngiei.ru
4. Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта», утвержденный
приказ ом Минобрнауки Ро ссии от 22.04. 2014г. №
383 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
5. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности
предоставления образовательных услуг в
региональных вузах // Вест ник НГИЭИ. 2018. № 10
(89). С. 119 -134.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННО СТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Жмакина Марина Владимировна
директор МАОУ СОШ №32
г.Тюмень

ABOUT SOME FEATURES OF PROFESSIONAL INTERAC TION OF THE TEACHER IN THE
CON DITIONS OF MODERN SC HOOL

Zhmakina Marina
Director of MAGEI CSS № 32
Tyumen

Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современной школе в
диадах: «педагог -обучающийс я», «педагог -педагог», «педагог -коллектив», обусло вленные вызовами
современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога .
Abstract
In the article the peculiarities of professional interaction in modern school are considered in dyads: "teacher -
student", "teacher -teacher" , "teacher -team", due to the challenges of modernity. The need for constant continuous
self -education of the teacher is noted.
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодействие .
Keywords: educational process; professional interaction .

Педагогическая деятельность является одним
из видов профессиональной деятельности, в
которой взаимодействие включенных в нее
субъектов определяет ее качество и эффективность.
В настоящее время проводятся системные
изменения в области образования, котор ые
предъявляют конкретные требования к участникам
педагогического процесса. При этом меняются не
только подходы к отбору и структурированию
содержания, организации процесса, но меня ется
сам характер отношений участников
педагогического процесса, их взаимны е позиции в
образовании. Создаются условия, при которых
участники образовательного процесса становятся
сотрудниками совместной деятельности, а поэтому
каждый из них имеет право на и ндивидуальный
выбор, на личностное самоопределение и
самореализацию [4, с.4 ]. Очевидно, что успех
образовательного процесса зависит от характера
взаимодействия его участников, форм выражения и
удовлетворения их потребностей и желаний,
использования индивид уальных природных
способностей и возможностей, ориентирования на
развитие л ичности, а потому невозможен без
активности всех участников образовательного
процесса [2].
Образовательный процесс школы
предполагает взаимодействие педагога и
обучающегося через с истемно - деятельностный и
исследовательский подход в образовании, через
совместное социально -педагогическое
проектирование и результативную, успешную
самореализацию всех участников образовательной
деятельности.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×