Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ (32-37)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 54, Том: 3, Страницы в выпуске: 32-37
Автор: Иванова Елена Юрьевна
кандидат географических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Москва
Анотация: Настоящее исследование посвящено разработке и реализации экологического мероприятия в рамках экологического образования учащихся среднего школьного звена по сбору мусора в границах особо охраняемой природной территории на примере ООПТ федерального значения Национальный парк «Лосиный остров». Результаты работы основаны на изучении методики проведения экологической акции «Чистые Игры» для формирования представления о проводимой акции и опираются на опыт личное участие активной группы в экологическом мероприятии «Чистые Игры» с целью изучения прикладного (практического) значения акции. Представлена методика экологической акции «Чистые Игры», адаптированная для участников среднего школьного возраста (12 -16 лет), а также разработка и результаты проведения внеклассного экологического мероприятия «Лосиный остров - чистый лес». Даны результаты поэтапной разработки образовательного экологического мероприятия, включающие юридический, методический и организационный этапы, выполнение которых позволило провести внеклассное экологическое мероприятие, выявить проблемы методического и организационного характера, требующие более детальной проработки, выявить эффективность отдельных составляющих и сформулировать некоторые рекомендации по проведению аналогичных мероприятий. Полученные результаты позволяют оценить возможность использования существующей методики и необходимость её корректировки с учетом возрастных особенностей учащихся, а также качество усвоения учебного материала и наличие повышенной заинтересованности школьников к рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: экологическое образование; внеклассное экологическое мероприятие; адаптированная методик; НП «Лосиный остров» ;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Баранова О.Ю., Иванова Е.Ю. Некоторые экологические и правовые аспекты развития особо охраняемых территорий «Новой Москвы» //Сб.: География и экология: проблемы науки, практики и образования. Материалы международной научнопрактической конференции. Отв. ред. М.И. Подболотова. 2016, с.214-221. 2. Баранова О.Ю., Иванова Е.Ю. Опыт проведения производственной практики по специальности «Геоэкология»//Сборник материалов международной научно-методической конференции. Министерство образования Московской области. ГОУ ВПО Московский государственный областной университет, Географо-экологический факультет. 2011, с. 242243. 3. Бобренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учеб.-метод. пособие. - М.: Сотис, 2013. 4. Евдокимов М.Ю. Особенности преподавания географии в средней школе //Сб.: Добродеевские чтения – 2018. II Международная научно-практическая конференция. Отв. ред. Ю.М. Гришаева. 2018.с.14-16. 5. Евдокимов М.Ю., Евдокимова Е.В. Развитие развлекательных видов туризма на особо охраняемых природных территориях// Сб. География и регион. Материалы международной научно-практической конференции. 2015. с.69-71. 6. Крылова Т.И., Баренцева О.В. Формирование гражданской ответственности обучающихся на занятиях по дисциплине «Экология» // Сборник научных трудов 2-й международной научно-практической конференции «Добродеевские чтения» Географоэкологического факультета МГОУ. Москва 2018 г, с.220-223. 7. Национальный парк "Лосиный остров": проблемы и перспективы - https://dervishv.livejournal.com/470643.html (дата обращения 15.03.2019) 8. Список победителей Всероссийского конкурса «Доброволец России –2018»- https://добровольцыроссии.рф/contests/2018/dobrov olec/winners (дата обращения 15.03.2019) 9. Страница мероприятия «Чистые игры» 21 июля 2018 года - Экоквест «Чистая Гуслица», место проведения – Московская область, ОреховоЗуевский район, с. Ильинский погост, ул. Митрохинская, 8 - Творческая усадьба «Гуслица» (бывшая Митрохинская фабрика) - https://vk.com/clean_guslitsa (дата обращения 12.03.2019) 10. «Участники проекта «Чистые игры» за 2018 год собрали 370 тонн мусора»// Журнал «Твердые бытовые отходы» от 13.12.2018 сайт - https://news.solidwaste.ru/2018/12/chistye-igry/ (дата обращения 11.03.2019) 11. «Чистые Игры» - официальный сайт - https://cleangames.ru/about (дата обращения 10.03.2019)
32 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Методика адаптивной физической
реабилитации студентов с нарушениями опорно -
двигательного аппарата методом сопряженного
развития физических качеств внедрена в практику
на базе ФГБОУ ВО «Вятский государственный
универс ите т». Так как данная экспериментальная
методика еще тестируется, о выводах говорить
рано. Но конечный итог, который мы предполагаем
увидеть:
1. Все студенты повысят свои функциональные
возможности организма.
2. Будет виден результат развития физических
качеств соп ряженно с адаптивной физической
реабилитации студентов.
3. Если будет положительная динамика у
студентов с нарушениями опорно -двигательного
аппарата в физической реабилитации,
разработанные комплексы упражнений, можно
будет внедрять на занятиях средне -спец иал ьных,
общеобразовательных и высших учебных
заведениях.

ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптивная физическая культура в школе.
Начальная школа. / Автор -составитель
О.Э.Аксёнова / Под общей редакцией С.П.Евсеева -
СПб. СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта, 2003. 240 с.
2. Виленский М.Я. Физ ическая культура в
научной организации учебно го труда студентов.
Учебное пособие / М.Я. Виленский. М.: Изд -во
«Прометей» МГПУ им. В .И. Ленина, 1993. - 156 с.
3. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы
научно -методической деятельности в физической
культуре и с порт е [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К.
Петров: Учеб. пособие для студентов высш. пед.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 264с.
4. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании
школьников [Текст] / В. И. Лях – М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», 19 98. – С.65 -76, 77 -78.
© В.В. Глушкова, В.С. Поп ереков, 2020

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕ НИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО М ЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬ НИКОВ
НА ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ

Иванова Елена Юрьевна
кандидат географических наук, доцент,
Московский государственный областно й уни верситет,
г. Москва

PREPARATION AND CONDUCT OF ECOLOGICA L EVENTS FOR SCHOOLC HILDREN IN THE
SPECIALLY PROTECTED TERRITORY

Ivanova Elena
Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor,
Moscow State Regional University,
Moscow

Аннотация
На стоящее и сследование посвящено разработке и реализации экологического мероприятия в рамках
экологического образования учащихся среднего школьного звена по сбору мусора в границах особо
охраняемой природной территории на примере ООПТ федерального значения Н ациональн ый парк
«Лосиный остро в».
Результаты работы основаны на изучении методики проведения экологической акции «Чистые Игры»
для формирования представления о проводимой акции и опираются на опыт личное участие активной
группы в экологическом мероприятии «Чистые Игры» с целью изучения прикладного (практического)
значения акции.
Представлена методика экологической акции «Чистые Игры», адаптированная для участников
среднего школьного возраста (12 -16 лет), а также разработка и результаты проведения внеклас сного
эко логического мероприяти я «Лосиный остров - чистый лес».
Даны результаты поэтапной разработки образовательного экологического мероприятия, включающие
юридический, методический и организационный этапы, выполнение которых позволило провести
внеклассн ое эколог ическое мероприятие, в ыявить проблемы методического и организационного
характера, требующие более детальной проработки, выявить эффективность отдельных составляющих и
сформулировать некоторые рекомендации по проведению аналогичных мероприятий.
Пол уче нные р езультаты по зволяют оц енить возможность использования существующей методики и
необходимость её корректировки с учетом возрастных особенностей учащихся, а также качество усвоения
учебного материала и наличие повышенной заинтересованности школьников к рассма триваемой
проблеме.
Abstract
This study is devoted to the development and implementation of an environmental event in the framework of
environmental education of secondary school students in garbage collection within the boundaries of a specially
protecte d natural area on the example of protected areas of federal significance Losiny Ostrov National Park.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 33
The results of the work are based on the study of the methodology of the environmental campaign “Clean
Games” to form an idea of the campaign a nd rely o n the experience of th e personal participation of the active
group in the environmental event “Clean Games” in order to study the applied (practical) value of the campaign.
The methodology of the ecological campaign "Clean Games", adapted for part icipants of secondary school
age (12 -16 years), as well as the development and results of an extra -curricular environmental event "Elk Island -
Clean Forest" is presented. The results of the phased development of an educational environmental event are give n,
includ ing the legal, methodo logical and organizational stages, the implementation of which allowed for an extra -
curricular environmental event, to identify problems of a methodological and organizational nature that require
more detailed study, to ident ify the e ffectiveness of indivi dual components and to formulate some
recommendations for similar events.
The results obtained make it possible to assess the possibility of using the existing methodology and the need
for its adjustment, taking into account the age c haracteristics of stud ents, as well as the quality of learning material
and the presence of increased interest of students in this problem.
Ключевые слова : экологическое образование, внеклассное экологическое мероприятие,
адаптированная методика, НП «Лосиный остров»
Keywords : environmental education, extra -curricular environmental event, adapted methodology, Elk Island

ВВЕДЕНИЕ
Природоохранн ое направление яв ляется
важной составляющей, как экологического
образования, так и условий содержания и
использования охраняемых природных территорий
[1], а внесение элемента соревнования среди детей
и подростков существенно увеличивает результат
реализуем ого мероприятия [3, 8].
Объектом исследования являлась участок
территории Национального парка (НП) "Лосиный
остров" в границах городского о круга Королёв
Московской области. Предмет исследования –
экологическое мероприятие с участием
школьников.
Цель исслед ования – разраб отка и реализация
экологического мероприятия в границах особо
охраняемой природной территории федерального
значения Национал ьный парк «Лосиный остров» в
рамках экологического образования учащихся
среднего школьного звена [2].
Для достижения по ставленной цели р ешались
следующие задачи: изучение методики проведения
экологической акции «Чистые Игры» для
формирования представления о проводимой акции;
личное участие активной группы в экологическом
мероприятии «Чистые Игры» с целью изучения
приклад но го (практического) значения акции;
проработка методики «Чистые Игры»,
адаптированной для участников среднего
школьного возраста (12 -16 л ет); разработка и
проведение внеклассного экологического
мероприятия «Лосиный остров -чистый лес».
Практическая значим ость реализуемого
мероп риятия заключается в организации очистки
от мусора участка особо охраняемой природной
территории (ООПТ), загрязнение которого,
согласно российскому законодательству, является
административно, а в ряде случаев, и уг оловно
наказуемым п равонарушением, посредс твом
заинтересованности и последующем участии
школьников в экологическом мероприятии[1, 2].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Разработка и реализация экологического
мероприятия включали ряд этапов, выполненных с
использованием р азличных методов ис следования:
С целью увеличения заинтересованности и
вовлеченности учащихся на этапе подготовки и
проведения мероприятия была сформирована
активная группа из заинтересованных школьников
и изъявивших желание, ранее принимавших
участив подо бных мероприятиях.
Результатом прохождения этапа сбора и
анализа разноплановой информации по
исследуемой проблеме стали:
- анализ нормативно -правовой и
экологической документации по исследуемой теме,
изучение методов организации командного
взаимодействия, изучение методики пр оведения
командной игры по сбору мусора (на примере
экологической акции «Чистые игры»);
- личное участие активной группы в
экологическом мероприятии «Чистые Игры» с
целью изучения прикладного (практического)
значения ак ции, условий оценки скупщиком
собр анного мусора, использования мобильног о
приложения;
- проработка методики «Чистые Игры»,
адаптированной для участников школьного
возраста, позволила откорректировать
существующую методику в части расположения
экологическо го маршрута и сопровождения группы
сотрудником экологическ ого Центра НП «Лосиный
остров», формирования на месте команд по
возрасту и интересам из одиночно принимающих
участие, отбора из методики наиболее подходящих
для подростков и детей дополнительных
воз можностей заработка баллов.
В проц ессе разработки экологического
мероприятия проработаны следующие этапы:
1. Юридический (подписание договора об
использовании методики «Чистых Игр» и
согласование проведения мероприятия с
администрацией МАОУ «Гимназия №9» г .о.
Королёв и с администрацией ФГБ У НП «Лосиный
остров»).
2. Методический (изучение методики,
предоставленной авторами по договору; разработка
правил, техники безопасности, регламента;
разработка методики организации образовательно -
просветительской игры, а даптированной для
школьников).

34 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
3. Ор ганиз ационный (знакомство с авторами
методики «Чистых Игр»; участие группы
активистов во Всероссийском слёте координаторов
«Чистые Игры» - Экоквест «Чистая Гуслица» и
отчет о мероприятии; подбор места и определение
даты проведения экологического мероприя тия,
разработка афиши и прессвола Игры , регистрация
Игры на сайте «Чистые Игры»; создание страницы
мероприятия в социальной сети; встреча с
руководителем Детского эколого -
просветительского центра НП «Лосиный остров»
В.В.Со лодушкиным; разработка информацион но го
листка для привлечения участников , заполнение
страницы мероприятия; агитация в МАОУ
«Гимназия №9» г.о. Королёв ( экологический урок
по теме раздельного сбора мусора); проведение
Игры и вывоз мусора.
Проведение экологич еского мероприятия
осуществлялось на основе методики,
адаптированной педагогами в соответствии с
возрастными особенностями школьников,
включающей регламент проведения и
экологический маршрут мероприятия [2],
регистрацию и формирование команд из
участников, задания (эковикторина, конкурсы,
ин дивидуальные задания и т.д.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
В соответствии с условиями реализации
экологического мероприятия по привлечению
школьников к сбору мусора участок проведения
квеста расположен в грани цах буферной зоны
ООПТ федеральног о значения «Национальный
парк «Лосиный остров».
Рассматриваемая ООПТ относится к категории
«национальные парки», соответственно «является
природоохранным, эколого -просветительским и
научно -исследовательским учреждением,
территория которого включает в себя природные
комплексы и объекты, имеющи е важное
природоохранное значение и предназначены для
использования в природоохранных,
просветительских, научных и культурных целях и
для регулируемого туризма» (ФЗ №33, Раздел III ,
ст.12, п.1), основными задачами кото ро й являются:
сохранение существующих и восстановление
нарушенных природных комплексов,
экологическое просвещение населения, а также
разработка и внедрение методов охраны
природных объектов (ФЗ №33, Раздел III , ст.13).
На циональный парк «Лосиный остров»
частично расположен на территории город ского
округа Королев Московской области.

Рис. 1. Место проведения мероприятия «Лосиный остров – Чистый лес» (Яндекс.Карты)
Fig. 1. Venue of the event "Elk Island - Clean Forest" (Yandex.Maps)

"Лосиный остров" - это уни кальная территория
(рис.1) . Здесь, вблизи от многомиллионного города
в естественном состоянии сохранилась природа
Средней России во всем ее многообразии: хвойные,
березовые и широколиственные леса, участки
лугов и верховых болот, истоки Яузы с озерам и и
пл авнями [7].
В парке довольно широко представлены
редкие и подлежащие охране на территории
Москвы и Московской области виды растений и
животных.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 35
Игры в виде командного квеста по сбору
мусора проводятся, основываясь на существующей
методике [9 -11], р азрабо танной командой
основателей «Чистых игр» (далее – ЧИ).
Во всех случаях необходимы: регистрация
мероприятия через официальный сайт «Чистых
Игр» ht tps://cleangames.ru; использование
символики «Чистых Игр»; использование
мобильного приложения «Чистых И гр»;
раздельный сбор мусора; отсутствие политической
символики или призывов; вывоз собранного мусора
в день проведения мероприятия или на следующий;
вру чение призов командам -победителям;
фотографирование мероприятия.
В предоставляемой авторами проекта
мето дике ( передача её без ведома авторов не
допускается ) присутствуют подробные правила,
сценарий Игр, рекомендации по привлечению
участников, спонсоров, со гласованию мероприятия
с местными органами администрации и т.д.).
Организатор мероприятия может вносить свои
идеи, конкурсы, дорабатывать методику, учитывая
место проведения, тематику своей ЧИ и состав
участников.
В связи с предстоящим на начало 2018 -2019
учебного года вступлением в силу новой редакции
№89 -ФЗ "Об отходах производства и потребления"
от 25.12. 2018 г . в г.о. Королёв образовательными
учреждениями педагогами стали активно
проводиться экологические уроки по раз дельному
сбору мусора [4]. В связи с этим, в сентябре 2019
года в МАОУ «Гимназия №9» проведено 10 уроков
по данной теме в параллелях 5 -9 кла ссов. Целью
уроков было привлечение школьников к
раздельному сбору мусора в учебном заведении,
дома, а также предварительный анонс о
возможности обучени я раздельному сбору в
процессе школьных «Чистых Игр». Параллельно
группой активистов была проведена агит ация в
восьми классах. Были кратко разъяснены правила
Игр, предоставлена информация о работе
мобильного приложения, сообщены контактные
данные автора ка к координатора Игры. Каждому
заинтересовавшемуся был выдан информационный
лист, содержащий: данные о мес те и в ремени
проведения Игры; схема проезда; основные
понятия; правила проведения; градация по баллам,
выставляемым команде за раздельно собранный
мусор .
Адаптированная методика проведения
экологического мероприятия для школьников по
сбору мусора в границ ах НП «Лосиный остров».
Методикой Игр предусмотрено общее время
старта Игры и одинаковое для всех время сбора,
игроки осуществляют очистку указанной в к арте
Игры местности. Учитывая, что участники
мероприятия – дети и подростки, которых было бы
опасно отпу скать по обширной неограниченной
территории Национального парка, педагогами
было принято решение изменить схему дейс твия:
от старта в сопровождении сотр удника
Экологического центра НП «Лосиный остров»
(далее – Центр) и сопровождающих взрослых
участники дви жутся по экологическому маршруту,
делая остановки и собирая мусор, не удаляясь от
тропы дальше зоны видимости. Маршр ут имеет
замкнутый контур, место ста рта и возвращения -
Центр. Было решено, что для повышения уровня
экологических знаний подростков эковикт орина
будет проведена сотрудником Центра, в процессе
Игры участники могут задавать вопросы
сотруднику о географии, п рироде, экологии
Национального парка .
К участию в Игре было решено приглашать
учащихся МАОУ «Гимназия №9» в форме
товарищеских или семейных команд [6]. В
соответствии с правилами, число участников в
команде не должно превышать 4 человек. В
команде необхо димо выбрать капитана, а также
связног о (участника, который будет работать с
мобильным приложением). В связи с тем, что не все
могли сразу опр еделит ься с составом команды,
предполагалась и предварительная регистрация
команды через сайт «Чистых Игр»
(дополнит ельные баллы), и на месте проведения .
Понятно, что для привлечения детей и
подростков к участию мало соревновательного
характера Игры - нуж ны инт ересные
дополнительные возможности заработать баллы
[5]. Кроме того, нужно было учитывать, что для
поддержа ния интереса детям и подросткам
требует ся смена вида деятельности в процессе
мероприятия. На основании проработанной
педагогами методики Игры б ыло пр инято решение
о выборе оптимальных возможностей для
школьной аудитории: чекины (загрузка в
мобильное приложени е фото скопления мусора до
и после у борки), артефакты (особо интересные
находки), конкурс «Лучшая легенда об артефакте»,
фотоохота (удачные кадры редких объектов
природы), эковикторина, конкурс на лучшую
легенду об артефакте.
Учитывая особенность проведения детских и
подростковых мероприятий , когда необходимо
избегать периодов «в режиме ожидания», что
ухудшает общий настрой коллектива,
препода вателя ми были предусмотрены меры по
одновременному проведению некоторых этапов
Игры (например, заполнение бланков
эковикторины одними участниками во вре мя
скупки мусора другими и т.д.). Сбор раздельного
мусора оценивался скупщиком. Результаты скупки
вносил ись в мобильное приложение Игры.
1. Итоги реализации внеклассного
экологического мероприятия «Лосиный остров –
Чистый лес» выглядят следующим образом:
6.1. Результаты проведения Игры:
- экологическая составляющая: собрано и
вывезено для утилизации 69 мешков м усора,
собранных на территории, относящейся к Детскому
эколого -просветительского центру Национального
парка «Л осиный остров» ;
- просветительская составляющая: получение
школьниками знаний и навыков по раздельном у
сбор у мусора, получение знаний о родном крае,
природе и экологии ООПТ НП «Лосиный остров»;

36 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
- эстетическая составляющая: участие
школьников в мероприят ии в одном из самых
живописных уголков Московской области;
- коммуникативная составляющая: «живое»
общен ие уча стников, самостоятельное разделение
на команды (тов арищеские, семейные), разделение
полномочий внутри команды;
- мотивирующая составляющая: возмож но
продолжение аналогичной деятельности,
проведение в будущем мероприятий участниками
реализованной Игры , а та кже последователями по
их примеру.
6.2. Проблемы , выявленные в процессе
проведенной Игры и требующие проработки при
организации последующих меропр иятий:
- особое внимание при организации школьных
«Чистых Игр» необходимо уделить вопросу
безопасности п одрост ков, учитывая их желание
рисковать (углубляться в лесной массив, собирать
опасный и тяжелый мусор) в ст ремлении к победе в
соревновании [10];
- длительность проведения школьных «Чистых
Игр» должна быть определена разумно.
Необходимо не только осущест влять смену вида
деятельности (физическа я, умственная, отдых), но
и избегать при организации периодов
вынужденного ожидания.
6.3. Эффективность агитацио нной работы
зависит от акцента на "особо привлекательных"
возможностях «Чистых Игр»:
- возможность испол ьзован ия популярных у
подростко в гаджетов для работы с мобильным
приложением;
- наличие конкурсов для получения
дополнительных баллов (легенда о лучшей
находке, экологическая викторина), позволяющих
подросткам проявить свои знания или фантазию[6];
- позити вные э моции от работ ы в собранной
предварительно команде или знакомства с новыми
людьми в собранной команде на месте проведения.
6.4. Рекомендации при п роведении школьных
Игр на основании опыта проведенного
мероприятия «Лосиный остров – Чистый лес»:
- учас тие в мероприятии сотрудников
Национального парка позволяет повысить уровень
знаний школьников об ООПТ;
- желательно итоговое размещение собранных
мешков на одном складе для того, чтобы подростки
могли увидеть реальный ощутимый результат от
своей доброволь ческой деятельности;
- проведение мероприятия в живописном,
желательно близком и родном для участников
месте, улучшает результат по сбору мусора не
только из спортивного азарта, но и из желания
улучшить данную территорию.
В перспективе планируется проведен ие
ана логичных игр с учащимися образовательных
учреждений г.о. Королев Московской области на
территории НП «Лосиный остров» при условии
согласования (на основании Договора) с
организаторами «Чистых игр», в результате
которых участники приобретут теоретичес кие
знания и практичес кие навыки по раздельному
сбору мусора, получат знания краеведческого и
экологического характера о природной
состав ляющей ООПТ НП «Лосиный остров».
ВЫВОДЫ
В процессе реализации проекта
сформулированы следующие выводы:
1. Методика «Чи стых И гр» по многим своим
параметрам оптимально подходит для проведения
школьного мероприятия: командный формат,
соревнование, использова ние мобильного
приложения, возможность заработка
дополнительных баллов системой оценки
собранного раздельно мусора и уч астием в
конкурсах.
2. Корректировка методики «Чистые Игры»,
адаптированная в соответствии с возрастными
особенностями участников, коснул ась ряда
ключевых моментов: расположения (замкнутости)
экологического маршрута, сопровождения группы
сотрудником эколог ическо го Центра,
дополнительной регистрации «на месте» команд,
сформированных из одиночных участников по
интересам и возрасту, отбора из методики наиболее
интересных для школьников дополнительных
возможностей заработка баллов (использование
мобильного прил ожения , фотоохота, конкурс
«Лучшая легенда об артефакте», эковикторина),
периодичности смены вида деятельности,
организации этапов Игры с максимальным
избеганием периода в «режиме ожидания».
3. Апробация адаптированной методики
проведения экологического ме роприя тия в рамках
экологического образования школьников,
подтвердила целесоо бразность корректировки
существующей методики "Чистых игр".
4. Реализация внеклассного экологического
мероприятия показала: усвоение учащимися
экологической, просветительской, вол онтёрс кой и
ряда других составляющих, важных для
проведения образовательного мероприятия;
наличие вопросов организационного характе ра,
ну ждающихся в доработке; условия проведения
эффективной агитационной работы; рекомендации
по проведению аналогичных мероп риятий с учетом
возрастных особенностей участников.
5. В результате проведенного экологического
мероприятия «Лосиный остров – Чистый лес» была
произведена очистка участка ООПТ НП «Лосиный
остров», собрано и вывезено для утилизации 69
мешков мусора, из них 17 со смешанным мусором,
20 с пластиком, 10 с металлом и 22 со стеклом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова О.Ю., Иванова Е.Ю. Некоторые
экологические и правовые аспекты развития особо
охраняемых территорий «Новой Москвы» //Сб.:
География и экология: проблемы наук и, прак тики и
образования. Материалы международной научно -
практической конференции. Отв. ред. М.И.
Подболотова. 2016, с.214 -221.
2. Баранова О.Ю., Иванова Е.Ю. Опыт
проведения производственной практики по
специальности «Геоэкология» //Сборник

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 37
материалов междун ародной научно -методической
конференции. Министерство образования
Московской области. ГОУ ВПО Московский
государственный областно й университет,
Географо -экологический факультет. 2011, с. 242 -
243.
3. Бобренкова Г.П. Системное развитие
добровольчества в России: от тео рии к практике:
учеб. -метод. пособие. - М.: Сотис, 2013.
4. Евдокимов М.Ю. Особенности
преподавания географии в средней школ е //Сб.:
Добродеевские чтения – 2018. II Международная
научно -практическая конференция. Отв. ред. Ю.М.
Гришаева. 2018.с.14 -16.
5. Евдоким ов М.Ю. , Евдокимова Е.В.
Развитие развлекательных видов туризма на особо
охраняемых природных территориях // Сб.
География и регион. Материалы международной
научно -практической конференции. 2015. с.69 -71.
6. Крылова Т.И., Баренцева О.В.
Формирование гра жданско й ответственности
обучающихся на занятиях по дисципл ине
«Экология» // Сборник научных трудов 2 -й
международной научно -прак тической
конференции «Добродеевские чтения» Географо -
экологического факультета МГОУ. Москва 2018 г,
с.220 -223.
7. Национальный пар к "Лоси ный остров":
проблемы и перспективы -
https://dervishv.livejournal.com/470643.html (дата
обращения 15.03.2019)
8. Список поб едителей Всероссийского
конкурса «Доброволец России –2018» -
https ://добровольцыроссии.рф/contests/2018/dobrov
olec/winners (дата обраще ния 15.03.2019)
9. Страница мероприятия «Чистые игры» 21
июля 2018 года - Экоквест «Чистая Гуслица», место
проведения – Московская область, Орехово -
Зуевский район, с. Ильинский погост, ул.
Митрохинская, 8 - Творческая усадьба «Гуслица»
(бывшая Митрохи нская ф абрика) -
https://vk.co m/clean_guslitsa (дата обращения
12.03.2019)
10. «Участники проекта «Чистые игры» за
2018 год собрали 370 тонн мусора» // Журнал
«Твердые бытовые отходы» от 13.12.2018 сайт -
https://n ews.sol idwaste.ru/2018/12/chistye -igry/ (дата
обращения 11.03.2019)
11. «Чистые Игры» - официальный сайт -
https://cleangames.ru/about (дата обращения
10.03.2019)
REFERENCES
1. Baranova O.Yu., Ivanova E.Yu . Some
env ironmen tal and legal aspects of the development of
specially protected areas of New Moscow // Sat:
Geography and ecology: problems of science, practice
and education. Materials of the international scientific -
practical conference. Repl. ed. M.I. Po dbolotov a. 2016 ,
p. 214 -221.
2. Baranova O.Yu., Ivanova E.Yu. Experience in
conducting practical training in the specialty
"Geoecology" // Collection of materials of the
international scientific and methodological conference.
Ministry of Education of Mos cow region . GOU V PO
Moscow State Regional University, Faculty of
Geography and Ecology. 2011, p. 242 -243.
3. Bobrenkova G.P. System development of
volunteering in Russia: from theory to practice :
textbook. -method. allowance. - M .: Sotis, 2013.
4. Evdokimov M.Yu. Fe atures of the teaching of
geography in high school // Sat .: Dobrodeev readings -
2018. II International scientific and practical
conference. Repl. ed. Yu.M. Grishaev. 2018.S. 14 -16.
5. Evdokimov M.Yu., Evdokimova E.V. The
development of recreational type s of to urism in
specially protected natural areas // Sat. Geography and
region. Materials of the international scientific -
practical conference. 2015.p.69 -71.
6. Krylova T.I., Barentseva O.V. Formation of
civil responsibility of students in the classroom
"Ecology " // Collection of scientific papers of the 2nd
international scientific -practical conference "Good
reading" of the Geographical and Environmental
Faculty of Moscow State Pedagogical University.
Moscow 2018, p. 220 -223.
7. Elk Island Island National Park: pro blems and
prospects -
https://dervishv.livejournal.com/470643.html
(accessed March 15, 2019)
8. The list of winners of the All -Russian contest
“Volunteer of Russia - 2018” - https: // volunteers of
Russia .contests/2018/dobrovolec/wi nners (date of
treatment 03.15.2019)
9. The page of the Clean Games event on July 21,
2018 - Ecocvest "Clean Guslitsa", venue - Moscow
Region, Orekhovo -Zuevsky District, s. Ilyinsky
Pogost, st. Mitrokhinskaya, 8 - Guslitsa creative estate
(formerly Mitrokhins kaya fact ory) -
https://v k.com/clean_guslitsa (accessed March 12,
2019)
10. “Participants of the Clean Games project for
2018 collected 370 tons of garbage” // Solid Domestic
Waste Magazine dated 12/13/2018 website -
https://news.solidwaste.ru/2018/12/chistye -igry /
(circulation date 03/11/2019)
11. "Clean Games" - the official website -
https://cleangames.ru/about (accesse d March 10, 2019)

national

Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×