Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ (24-28)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/10/12
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 59, Том: 1, Страницы в выпуске: 24-28
Автор: Черникова Нина Александровна
кандидат пед. наук, доцент , Волгоградский государственный социально-педагогический университет , Волгоград
Автор: Шубина Анна Сергеевна
кандидат психол. наук, доцент , Волгоградский государственный социально-педагогический университет , Волгоград
Анотация: Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников интернатных учреждений к жизни в приемной семье. Рассмотрены содержательные и организационные аспекты программы подготовки. Приведены критерии оценки эффективности реализации программы.
Ключевые слова: детский дом; приемная семья; подготовка ребенка к жизни в приемной семье;
Данные для цитирования: Шубина Анна Сергеевна . СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ (24-28). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/10/12; 59(1):24-28

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2013 г. №683н) [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/704585 42/ 2. Качаева И. Итоги – 2016: Реформы детских домов, поддержка приемных семей, усыновление подростков и особых детей [Электронный ресурс] // Измени одну жизнь: [сайт]. [20016]. URL: https://changeonelife.ru/2016/12/29/itogi-2016reformy-detskih-domov-podderzhka-priemny-hsemej-usy-novlenie-podrostkov-i-osoby-h-detej/ (дата обращения: 21.02.2019). 3. Ослон В.Н. Рекомендации к программе по подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье / В.Н. Ослон // Детский дом. – 2006. – № 1. – С. 31 – 41. 4. Число детей-сирот в России сократилось на 46% за четыре года [Электронный ресурс] // https://iz.ru/943158/2019-11-14/chislo-detei-sirot-v- rossii-sokratilos-na-46-za-chetyre-goda (дата обращения 28.08.2020). 5. Шмидт В. Программа подготовки детей и подростков из закрытых учреждений к жизни в семье / В. Шмидт // Школьный психолог. – 2005. – № 13. – С. 24 – 47.
24 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
11. Коновалова, О.Ю. Языковая игра в
современной русс кой разговорной речи:
монография [ Текст] / О.Ю. К оновалова. -
Владивосток: Изд -во ВГУЭС, 2008. – 196 с.
12. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский
язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст]
/ Т.В. Матвеева. – М.: Алгоритм. 2003. – 432 с.
13. Мороз, В.В. Ра звитие креатив ности
студентов: мон ография [Текст] / В. В. Мороз. –
Оренбург: ОГУ, 2011. – 183 с.
14. Нухов, С .Ж. Языковая игра в
словообразовании (на материале лексики
английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... д -ра
филол. наук: 10.02.04 / С.Ж. Нухов; Москов ский
государственный педагогически й университет. –
М., 1997. – 39 с.
15. Санников, В.З. Русский язык в зерка ле
языковой игры [Текст] / В.З. Санников. – М.: Языки
славянской культуры, 2002. – 552 с.
16. Сковородников, А.П. Языковая игра
[Текст] / А.П. Сковородников // Культура русской
речи: Энцикл. словарь -справочник / под ре д. Л.Ю.
Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др.
– М., 2003. – С. 796 -803.
17. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория
эмоций: монография [Текст] / В.И. Шаховский. –
М.: Гнозис, 2008. – 414 с.
18. Данилевская Н. В. Языковая игра //
Стилистический энциклопедич еский словарь
русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.:
Флинта; Наука, 2006. С. 657 -658.
19. Ильин Е. П. Психология творчества,
креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 390
с.
20. Мороз В. В. Развитие к реативности
студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011. 183 с.
21. Санников В. З. Русский язык в зеркале
языковой игры. М.: Языки славянской культуры,
2002. 552 с.
22. Шаховский В. И. Лингвистическая теория
эмоций: монография. М.: Гнозис, 2008. 414 с.
23. Ханпира Э.И. Окказиональные элемен ты в
современной речи // Стилистич еские исследования.
– М.: Наука, 197 2. – 245 -317 c.

Научный руководитель:
В.В. КАРНЮШИНА , к.филол.н., доцент кафедры
лингвистического образования и межкультурной
коммуникации БУ «Сургутск ий государственный
педагогический университет»

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ

Черникова Нина Александровна
кандидат пед. наук, доцент
Волгоградский государственный
социально -педагогический университет
г. Волгоград
Шубина А нна Серг еевна
кандидат психол. н аук, доцент
Волгоградский государственный
социально -педагогический университет
г. Волгоград

CONTENT OF THE CHILD'S TRAINING TO BE PLACED IN A SUBSTITUTE FAMILY

Chernikova Nina
candidate of pedagogical sciences, associate professor
Volgograd state social and pedagogical University
Volgograd
Shubina Anna
candidate of psychological sciences, associate professor
Volgograd state social and pedagogical University
Volgograd
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.59.288
Аннотация
Статья посвящена проблеме подготовки воспитанн иков интернатных учреждений к ж изни в
приемной семье. Рассмотрены содержательные и организационные аспекты программы подготовки.
Приведены критерии оценки эффективности реализации программы.
Abstract
The article is devoted to the problem of preparing board ing school children for life in a foster family. The
content and organizational aspects of the training program are considered. Criteria for evaluating the effectiveness
of the program are given.
Ключевые слова: детский дом, приемная семья, подготовка ребе нка к жизни в приемной семье.
Keywords: children's home, foster family, preparing a child for life in a foster family.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 25
Эффективные механизмы
деинституционализации привели к существенному
сокращению числа детей -сирот и детей,
оставшихся без попечения родите лей, в
государственных интерн атных учреждениях.
Оставшиеся детские дома реорганизованы в
учреждения нового типа, призва нные создать для
детей условия максимально приближенные к
семейным. Однако в государственных
учреждениях по данным за 2019 год остается 4 3,7
тыс. детей, нуждающихся в семейном
жизнеустройстве [4] .
Воспитание детей в интернатных учреждениях
способно обеспеч ить физическую безопасность
детей и необходимые для жизни бытовые условия,
но при этом в детских домах не создаются условия
для эффективн ой социализации воспитанников . На
сегодняшний день традици онные детские дома в
нашей стране реорганизуются в учреждения нового
типа, задача которых – создать условия
максимально приближенные к семейным и
подготовить ребенка к жизни в семье. Несмотря на
то, что в учреждениях нового тип а декларируется
иные по сравн ению с детским домом условия
жизни, исследования и проводимые экспертизы
показывают, что имеет место сохранение ряда черт,
присущих детским домам [2]. Так жизнь
воспитанников по -прежнему остается вн ешне
регламентированной, а вы бор занятий носит
зачастую фо рмальный характер, бытовые,
экономические и прочие жизненно в ажные навыки
приобретаются фрагментарно, а главное – не
формируются надежные и прочные привязанности,
которые должны стать основой постро ения
отношений с окружающими людьми в будущем.
В профессиональном стандарте «Специалист
по работе с семьей» в описания х ряда трудовых
действий акцент делается на профилактику
социального сиротства и оказание помощи семьям
с детьми, оказавшимся в трудной ж изненной
ситуации [1]. Исходя из этого одним из вариантов
деятельности, в полной мере отражающим
предписания профессион ального стандарта,
является необходимость подготовки ребенка и
замещающей семьи к ситуации семейного
жизнеустройства.
Адаптация ребенка в приемной семье
осложняется целым рядом факторов, наиболее
значимые из которых – это длительность
институционального с тажа ребенка (как долго он
проживал в интернатном учреждении), опыт
неблагополучия и насилия в кровной семье.
Травматические переживания, вынесенные
ребенком из родно й семьи и детского дома,
оказ ывают влияние на становление его отношений
с приемными родите лями. Чувства многих
воспитанников интернатных учреждений при
передаче их в приемную семью далеко не
однозначно положительные: многие дет и
испытывают страх несоответс твия ожиданиям
новых родителе й, боятся покидать учреждение со
знакомым им распорядком и пр авилами жизни,
переживают о том, что они предают родных
родителей, тревожатся о потере свободы и
независимой жизни.
В то время как содерж ание подготовки
прини мающей с емьи на сегодняшний день
разработано в большей степени, формирование
готовности ребенка к жизни в приемной семье реже
находит отражение в научных и прикладных
исследованиях. В связи с этим актуальной является
разработка примерн ой программы подготовки
ребен ка к устройству в приемную се мью.
Описанная далее программа была разработана
и а пробирована специалистами ГОУ
Волгоградского ППМС -центра при участии
специалистов ГОУ «Котовский детский дом» , ГОУ
для детей -сирот и детей, оставши хся без попечения
родителей, «Красно ярская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа -
интернат VII I вида , ГОУ «Серафимовичский
детский дом» , при научно -методической
поддержке ФГБОУ ВО «Волгоградский
государственный социально -педагогический
униве рситет». Содержательной основ ой
программы является подход В.Н. Ослон о
подготовке воспитанников детских до мов к жизни
в семье.
Рассмотрим основные содержательные
приоритеты, заложенные в основу программы.
Содержание программы является
универсальным для под готовки ребенка к любой
форме жизнеустройства: это объясняется
сходными проблемами адаптации, которые имеют
место у детей и родителей в разных типах
замещающих семей. Программа может
применяться для двух целевых групп
воспитанников интернатных учреждений:
− непосредственно готовящимися к передаче
в приемную семью;
− проживающими в интернатном
учреждении, но не имеющи ми пока реальной
перспективы семейного жизнеустройства, для
формирования представлений о семейной жизни и
готовности к созданию собственной семьи в
отдаленной перспективе.
Цель ю реализации программы является
психолого -педагогическая подготовка ребёнка к
семейному жизнеустройству, профилактика
вторичного сиротства.
В ходе реализации программы решаются
следующие задачи:
− выявить уровень готовности ребе нка к
семейному жизнеустройст ву, изучить содержание
его представлений о семье;
− способствовать формированию у ребенка
позитивного образа будущей семьи;
− сформировать представления ребенка о
семейных правилах, традициях, границах во
взаимодействии;
− способств овать осв оению ребенком
эффек тивных способов взаи модействия с
приемными родителями и другими членами семьи;
− сформировать у ребенка навыки
распознания и понимания эмоциональных

26 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
состояний других людей, эмоциональной
саморегуляции.
2) Длительность курса и частот а занятий.
Минимальная длител ьность реализации
программы составляет 10 недель, за исключением
случаев более р анней перспективы устройства
ребенка в семью. Оптимальная частота занятий – 2
встречи в неделю: такой режим работы дает
ребенку возможность интегри ровать получаемый
опыт в свою повседневную жизни и погрузи ться в
процесс занятий. Предложенные рекомендации
являются обобщенными, на практике количество и
режим проведения занятий определяются
способностью ребенка формировать полноценную
привязанность, осв аивать новые представления и
навыки, а также зависят от пр ошлого опыта жизни
ребенка в семье, срока институци онализации и
текущего психологического самочувствия.
3) Форма работы (групповая или
индивидуальная) может выбираться
специалистами, исходя из особенно стей
эмоционального состояния ребенка, его
возможностей ко ммуникации. В таблице 1 описаны
преимущества и огра ничения групповой работы,
ориентируясь на которые можно решать вопрос о
целесообразности работы в группе для каждого
ребенка.
Таблица 1
Преимуществ а и огранич ения групповой и индивидуальной фо рм работы с детьми при подготовке
к устройству в замещающую семь ю
Работа в группе
Преимущества Ограничения
Возможность поделиться опытом и идеями,
использовать ресурс коллектива
Возможность реализовать активны е методы
работы (ролевые игр ы, работу со случаями и
пр.)
Возможность освоения коммуникативных
умений (слушать другого, принимать его точку
зрения и пр.)
Риск эмоционального заражения,
распространения непродуктивных идей и
психологических состояний среди участников
Риск оставления без внимания проблем
конкретных участников
Риск недостаточной проработки п роблем
отдельных участников из -за их стеснения
перед группой, неготовности раскрыться
Индивидуальная работа

Возможность более близкого знакомства с
чело веком за счет создания атмосфер ы
доверия
Возможность выбора удобного для человека
темпа работы, методов и средств работы
Риск быстрой потери интереса ребенка к
индивидуальной работе
Риск сложности работы для специалиста,
который становится единственным
источником взаимодействия и новых сведений
для ребенка
Сложно развить компенсаторные меха низмы,
так как занятия строятся в основном на учете
особенностей ребенка

Оптимальным решением может стать
сочетание групповой и индивидуальной работы с
ребенком на ра зных этапах его подготовки к жиз ни
в приемной семье. В некоторых случаях
предпочтение отдается работе с парой детей, что
позволяет совмещать преимущества
индивидуальной и групповой работы [5].
В рамках данной программы мы видим
следующие возможности сочета ния
индивидуальных и групповых ф орм работы при
решении разных з адач подго товки к жизни в
приемной семье (рис. 1).

Рисунок 1. Выбор формы работы с детьми на разных этапах реализации программы

Состав группы: группа может включать
максимально до 10 ч еловек, при этом качественно
Индивидуальная
работа
Групповая
работа
проработка отрицательных чувств, вызванн ых изъятием из семьи;
отреагирование переживаний, связанных с событиями жизненного пути,
жизнью в кровной семье;
решение индив ид уальных вопросов (о встречах с родственниками, с
приемной семьей и пр.) .
развитие коммуникативных навыков;
1) формирование навыков эмоциональной саморегуляции , умений
распознавания эмоций других людей ;
2) моделирование ситуаций семейной жизни в группе.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 27
состав детей рекомендуется делить по возрастному
принципу на три независимые группы:
дошкольники, младшие школьники, подростки.
Реализация программы подразумевает
прохождение ряда этапов подготовки ребёнка к
устройству в приёмн ую семью.
Оценка готовности ребенка к устройству в
приемную семью, изучение особенностей
прест авления ребенка о семье. Включает в себя
составление социального паспорта, медицинское и
психолого -педагогическое обследование ребенка.
Особенно важно на данном э тапе выявить
переживания, связанные с жизнью ребенка в
кровной семье, представления о семейной жизни в
целом, ожидания и опасения относительно жизни в
приемной семье. Данный этап завершается
психолого -педагогическим и медико -социальным
консилиумом.
Формиро вание г отовности ребенка к жизни
в семье Теоретическим основанием,
определяющим содержание под готовки ребенка к
жизни в семье, является подход Й. Лангмейера и З.
Матейчека к пониманию формирования и
компенсации депривационных нарушений ребенка.
Согласно да нному подходу базовым уровнем
наруш ений является сенсорный, а затем на д ним
надстраиваются ког нитивный, эмоциональный и
социальный уровни нарушений. Таким образом,
содержание подготовки воспитанника
интернатного учреждения к жизни в семье можно
представить в виде пирамиды, базовым уровнем
которой является восстановление у ребенка
способности к прив язанности на сенсорном уровне,
а вершиной – готовность к исполнению семейных
ролей на социальном уровне [3].
Непосредственная подготовка к устройству
в семью. Это т э тап предполагает знакомство
ребе нка с потенциальными приемными
родителями, организацию посе щений ребенком
будущей приемной семьи в формате гостевого
режима, психологическое сопровождение ребенка
(индивидуальные психологические консультации),
знакомство ребенка с традициями, правилами,
режимом жизни в семье, подготовку реб енка к
уходу из интернат ного учреждения.
На третьем этапе подготовки можно выделить
два содержательных блока: мотивационный и
организационный.
Структура программы подготовки
воспитаннико в интернатных учреждений к жизни в
приемной семье (тематический план) представлена
ниже в табл ице 2.
Таблица 2
Структура программы (тематический план)
Раздел
программы
Блок
программы
Темы занятий / направление
деятельности специалистов Кол -во часов Форма работы
Диагностика готовности ребе
нка к жизни в семье

Первичная диагностика
Медицинское обследование
ребенка
По необходимости
индивидуальная,
групповая Психолого -педагогическое
обследование ребенка
Консилиум
Контрольная диагностика
Медицинское обследование
ребенка индивидуальн ая,
группова я Психолого -педагогическое
обследование ребенка
Консилиум
Подготовка ребенка к жизни в семье

Сенсорный

00.Проработка травматичного
опыта жизни в семье
(индивидуально) По
необходимос
ти
групповая,
инд иви дуальная
(по
необходимости)
0.Реконструкция жизненного пути
(индивидуально)
1.Формирование чувства
защищенности 2
2.Осознание личных границ 2
3.Формирование
стрессоустойчивости,
эмоционального совладания
2
Когнитивн
ый
4.Формирование позитивных
представлений о себе 2
групповая 5.Формирование представлений о
семье 2
Эмоциона льный
6. Развитие социальной
перцепции 2
групповая 7. Развитие способности к
эмпатии 2
Соци альн ый
8. Формирование семейной
идентичности 2 групповая

28 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
9. Формирование представлений о
сем ейных ролях и функциях 2
10. Формирование социально -
бытовых представлений 2
Непосредственная подготовка
к помещению в семью

Мотивационны
й
1.Заочное знакомство ребенка с
членами семьи 4
индивидуальная
2. Очное зна ком ство ребенка с
членами семьи 2
3.Совместные занятия (встречи)
ребенка с членами семьи: 6
Организационн
ый

Организация гостевого режима
Организация обследования
ребенка
Подготовка рекомендаций
родителям по результатам
обследования
по
необходимости
Эффективность реализации програ ммы
оценивается согласно следующим критериям:
− ребенок представляет объективные
причины изъятия его из родной семьи;
− у ребенка сформирован позитивный образ
семьи, модель будущей семьи и семейных
отношений, сфор мирована моти вация жизни в
семье;
− семейные роли занимают в с труктуре
идентичности ребенка значимое место;
− у ребенка сформированы представления о
нормах жизни в семье, традициях, правилах и
обязанностях;
− у ребенка сформированы
коммуникативные умения, позволяющие
выстраи вать взаимодействие с приемными
ро дителями и друг ими членами семьи;
− у ребенка развиты навыки эмоциональной
саморегуляции, совладания со стрессом.
Для детей, имеющих конкретные перспективы
устройства в приемную семью и знакомых с
принимаю щими родителями, вы делены
дополнительные критерии оце нки
психологической готовности ребёнка к устройству
в принимающую семью:
− ребенок представляет особенности
организации его контактов со значимыми для него
людьми из прошлого (кровные родственники,
сверстники из интернатного учреждения и т.д.);
− ребенок полож ительно относ ится к факту
устройства в конкретную семью.

Литература
1. Профессиональный стандарт «Специалист
по работе с семьей» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защи ты
Российской Федерации от «18» ноября 2 013 г.
№683н) [Электронный ресурс ]
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/704585
42/
2. Качаева И. Итоги – 2016: Реформы детских
домов, поддерж ка приемных семей, усыновление
подростко в и особых детей [Электронный рес урс]
// Измени о дну жизнь: [сайт]. [20016]. URL:
https://changeonelife. ru/2016/12/29/itogi -2016 -
reformy -detskih -domov -podderzhka -priemny -h-
semej -usy -novlenie -podrostkov -i-osoby -h-detej/ (дата
обращения: 21.02.2019).
3. Ослон В.Н. Рекомендации к программе по
подготовке воспитанников детско го дома к жизни в
семье / В.Н. Ослон // Детский дом. – 2006. – № 1. –
С. 31 – 41.
4. Число детей -сирот в России сократилось на
46% за четыре года [Электронный ресурс] //
https ://iz.ru/943158/2019 -11-14/ chislo -detei -sirot -v-
rossii -sokratilos -na-46 -za-chetyre -goda (дата
обращения 28.08.2020).
5. Шмидт В . Прогр амма подготовки детей и
по дростков из закрытых учреж дений к жизни в
семье / В. Шмидт // Школьный психолог. – 2005. –
№ 13. – С. 24 – 47.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×